Тема: Чтение Чешской народной сказки: «Соль дороже золота».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Тема: Чтение Чешской народной сказки: «Соль дороже золота».
Цель: Познакомить детей с Чешской народной сказкой «Соль дороже золота».
Задачи:
• Сформировать у детей представления о значении соли в жизни человека.
• Как ценилась соль в древности, виды соли.
• Обогащения словарного запаса. Развитие связной речи.
Продолжать воспитывать любознательность, умение слушать друг друга.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, встали все в круг, давайте поприветствуем друг друга.
«Доброе утро»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Раздается стук в дверь, ребенок почтальон, приносит посылку.( В посылке: соль, флешка, картинки для игры, сказка).
-Ребята, нам доставили посылку. От кого она? (от гномов из подземелья).
- Что в ней?
-Посмотрите. На ней что-то написано, давайте прочитаем.
(Прошу детей помочь прочитать надпись).
Эта посылка не простая, ее можно открыть, только разгадав загадку.
-ну что, вам интересно, что в ней, разгадаем загадку? (Ответы детей)
Загадка:
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль,
Если пожалели (соль…)
- Ой ребята, посмотрите, кажется она открылась. Давайте посмотрим, что в ней. А в ней посмотрите - соль.
(Рассматривание детьми разновидности соли. Пищевая, морская, каменная соль (галит).
-Какая это соль? (мнение детей)
- А сейчас, я вас приглашаю пройти на свои места.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
- Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль?
(ответы детей).
- Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, это не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
-А вы знаете где добывают соль? (ответы детей)
-Ребята. Посмотрите, в посылке лежит еще и флешка. Давайте посмотрим что в ней.
(просмотр небольшого видеоролика «Как и где добывают соль»)
- А вы слышали пословицу «Соль дороже золота»?
-Как вы думаете, почему соль сравнивают с золотом? (ответы детей)
Ребята, нам вместе с солью, отправили еще и сказку, которая так и называется «Соль дороже золота».
Но перед тем, как прочитать сказку. Давайте немного отдохнем. Пройдем все на ковер.
Физкультинутка
Быстро встали,
Улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на место побежали.
Сели все на остравки,
Глазки в право, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро, быстро, поморгаем
И немножечко потрем.
А теперь, приготовили свои ушки, и внимательно слушаем сказку. А в конце. Я буду задавать вопросы. Посмотрим, внимательно ли вы меня слушали.
Ребята, нам в сказке встретятся старые слова, значение которых вы многие не знаете. Давайте мы их разберем.
Пуще- охранять, оберегать самым тщательным образом.
Прочить- Заранее предназначать, предположительно определять
Не тужат- не горевать, печалиться
Об земь- о землю
Палаты-большое богатое здание с множеством комнат.
Чтение сказки.
Чешская народная сказка. СОЛЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.
Жил-был король и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой?
Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.
Позвал он дочерей и говорит:
– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?
– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.
– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!
– О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.
– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?
– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца.
– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!
– Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца.
Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!
– Убирайся с глаз моих долой! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.
Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои вещи и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, пока не добралась, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.
– Марушка! Куда путь держишь? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка.
– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую.
Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».
Страя женщина Марушку к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой.. Старая женщина покормила девушку, чем могла.
– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?
– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка.
– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.
Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась.
А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.
Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.
– Бог с ней, – отгоняет невеселые мысли старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит.
Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.
– Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!
– Ты что умом тронулся? – удивляется король.
– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?
– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!
– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!
– Тогда стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал разозлившись король.
А повару что? – «Будь что будет! Хозяин-барин, коли так велит, пусть так и будет!»
И давай все кушанья варить без соли. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Исчезла соль, словно ее никогда не было!
Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.
Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!
Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.
А Марушке тем временем живется не худо. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает.
Зовет как-то она Марушку к себе и говорит:
– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!
– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка.
– Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!
Все ей вещунья рассказала, а потом добавила:
– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?
– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.
– Только и всего? Ведь я все могу_ улыбнулась добрая ведунья. Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка.
Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь - остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!
Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь.
Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.
– Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!
Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:
– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!
– Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.
– Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!
– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок.
Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит.
Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются.
Марушка зла не держит, угощает всех хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.
– Не спеши добро раздавать – говорит король, а она отца успокаивает:
– Всем хватит, батюшка!
Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.
Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:
– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать. Марушка ходит, этой красой любуется. Показывают сад с прекрасными ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!
– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!
– Все это соль! – отвечают подданные.
– Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.
Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.
В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И у всех ее вдосталь.
Вопросы по сказке:
1 Как Называется сказка?
2 Кто главный герой сказки?
3 Сколько дочерей было у короля?
4 Как любили все три дочери отца?
5 Почему король выгнал младшую дочь?
6 Кто встретился ей на путь? И что с ней было?
7 А как жили в это время старшие дочери?
8 Какова стала жизнь в королевстве, после того, как закончилась соль?
9 Что предложил в обмен на соль король?
10 Что подарила принцессе на прощание старушка?
11 С чем вернулась принцесса с королевство отца?
12 Что случилось после того, как подул теплый ветер?
13 Кто встретил принцессу в подземелье?
14 Как вы думаете, почему сказка так называется?
- Давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра «Соленый - несоленый».
(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Рефлексия.
О чем мы говорили?
Что было сложнее?
Что больше всего вам понравилось на занятии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.07 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК
Троицкий административный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени Н.В. Пушкова ( дошкольное отделение 2)».
Конспект образовательной НОД по приобщению к художественной литературе
в подготовительной к школе группе на тему:
Чтение Чешской народной сказки
«Соль дороже золота»
Подготовила и провела
Воспитатель подготовительной группы № 7
«Почемучки»
Сеидова С.Ф.
Г. Москва, г. Троицк 2023г.
Тема: Чтение Чешской народной сказки: «Соль дороже золота».
Цель: Познакомить детей с Чешской народной сказкой «Соль дороже золота».
Задачи:
• Сформировать у детей представления о значении соли в жизни человека.
• Как ценилась соль в древности, виды соли.
• Обогащения словарного запаса. Развитие связной речи.
Продолжать воспитывать любознательность, умение слушать друг друга.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, встали все в круг, давайте поприветствуем друг друга.
«Доброе утро»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Раздается стук в дверь, ребенок почтальон, приносит посылку.( В посылке: соль, флешка, картинки для игры, сказка).
-Ребята, нам доставили посылку. От кого она? (от гномов из подземелья).
- Что в ней?
-Посмотрите. На ней что-то написано, давайте прочитаем.
(Прошу детей помочь прочитать надпись).
Эта посылка не простая, ее можно открыть, только разгадав загадку.
-ну что, вам интересно, что в ней, разгадаем загадку? (Ответы детей)
Загадка:
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль,
Если пожалели (соль…)
- Ой ребята, посмотрите, кажется она открылась. Давайте посмотрим, что в ней. А в ней посмотрите - соль.
(Рассматривание детьми разновидности соли. Пищевая, морская, каменная соль (галит).
-Какая это соль? (мнение детей)
- А сейчас, я вас приглашаю пройти на свои места.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
- Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль?
(ответы детей).
- Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, это не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
-А вы знаете где добывают соль? (ответы детей)
-Ребята. Посмотрите, в посылке лежит еще и флешка. Давайте посмотрим что в ней.
(просмотр небольшого видеоролика «Как и где добывают соль»)
- А вы слышали пословицу «Соль дороже золота»?
-Как вы думаете, почему соль сравнивают с золотом? (ответы детей)
Ребята, нам вместе с солью, отправили еще и сказку, которая так и называется «Соль дороже золота».
Но перед тем, как прочитать сказку. Давайте немного отдохнем. Пройдем все на ковер.
Физкультинутка
Быстро встали,
Улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на место побежали.
Сели все на остравки,
Глазки в право, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро, быстро, поморгаем
И немножечко потрем.
А теперь, приготовили свои ушки, и внимательно слушаем сказку. А в конце. Я буду задавать вопросы. Посмотрим, внимательно ли вы меня слушали.
Ребята, нам в сказке встретятся старые слова, значение которых вы многие не знаете. Давайте мы их разберем.
Пуще- охранять, оберегать самым тщательным образом.
Прочить- Заранее предназначать, предположительно определять
Не тужат- не горевать, печалиться
Об земь- о землю
Палаты-большое богатое здание с множеством комнат.
Чтение сказки.
Чешская народная сказка. СОЛЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.
Жил-был король и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой?
Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.
Позвал он дочерей и говорит:
– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?
– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.
– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!
– О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.
– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?
– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца.
– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!
– Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца.
Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!
– Убирайся с глаз моих долой! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.
Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои вещи и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, пока не добралась, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.
– Марушка! Куда путь держишь? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка.
– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую.
Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».
Страя женщина Марушку к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой.. Старая женщина покормила девушку, чем могла.
– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?
– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка.
– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.
Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась.
А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.
Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.
– Бог с ней, – отгоняет невеселые мысли старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит.
Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.
– Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!
– Ты что умом тронулся? – удивляется король.
– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?
– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!
– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!
– Тогда стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал разозлившись король.
А повару что? – «Будь что будет! Хозяин-барин, коли так велит, пусть так и будет!»
И давай все кушанья варить без соли. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Исчезла соль, словно ее никогда не было!
Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.
Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!
Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.
А Марушке тем временем живется не худо. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает.
Зовет как-то она Марушку к себе и говорит:
– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!
– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка.
– Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!
Все ей вещунья рассказала, а потом добавила:
– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?
– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.
– Только и всего? Ведь я все могу_ улыбнулась добрая ведунья. Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка.
Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь - остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!
Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь.
Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.
– Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!
Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:
– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!
– Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.
– Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!
– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок.
Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит.
Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются.
Марушка зла не держит, угощает всех хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.
– Не спеши добро раздавать – говорит король, а она отца успокаивает:
– Всем хватит, батюшка!
Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.
Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:
– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать. Марушка ходит, этой красой любуется. Показывают сад с прекрасными ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!
– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!
– Все это соль! – отвечают подданные.
– Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.
Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.
В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И у всех ее вдосталь.
Вопросы по сказке:
1 Как Называется сказка?
2 Кто главный герой сказки?
3 Сколько дочерей было у короля?
4 Как любили все три дочери отца?
5 Почему король выгнал младшую дочь?
6 Кто встретился ей на путь? И что с ней было?
7 А как жили в это время старшие дочери?
8 Какова стала жизнь в королевстве, после того, как закончилась соль?
9 Что предложил в обмен на соль король?
10 Что подарила принцессе на прощание старушка?
11 С чем вернулась принцесса с королевство отца?
12 Что случилось после того, как подул теплый ветер?
13 Кто встретил принцессу в подземелье?
14 Как вы думаете, почему сказка так называется?
- Давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра «Соленый - несоленый».
(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Рефлексия.
О чем мы говорили?
Что было сложнее?
Что больше всего вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».
Непосредственно образовательная деятельность на тему "Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста" проводится в старшей группе. Целью НОД является знакомство детей с русской народной сказкой "З...

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».
Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жи...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Самоанализ НОД в младшей группе по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Конспект ООД по развитию речи во 2 младшей группе «Одуванчики». Чтение художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Чтение художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»....