Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_skazkoy._pochemu_sosna_i_el_vechno_zelenye.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с чувашским фольклором
- довести до детей мысль о том, что добро и зло всегда возвращаются
2. Развивающие:
- развивать внимание
- развивать диалогические умения
3. Воспитательные:
- воспитывать желание делать добро
Словарная работа: активизировать: береза, дуб, ветла, ель, сосна, можжевельник
и т.д.
ввести: народные сказки
Методы и приемы: вводная часть:
- рассказ воспитателя
- основная часть:
- чтение художественного произведения
- беседа
заключительная часть:
- просмотр иллюстраций к сказке
– зарисовка сюжета сказки
Материал и оборудование: книга со сказкой и иллюстрациями; карандаши; листы бумаги
Предварительная работа: - просмотр слайдов с изображением деревьев: березы, дуба, ветлы, ели, сосны, можжевельника
Ход занятия:
Воспитатель (В): в прошлый раз мы с вами смотрели слайды и разговаривали о разных деревьях. Кто помнит, про какие деревья мы узнали много нового?
Дети (Д): про березу, дуб, ветлу, ель, сосну, можжевельник
(В): верно. А еще тогда я обещала вам рассказать о том, почему сосна, можжевельник и ель вечно зеленые, а остальные деревья постоянно сбрасывают свой наряд – разноцветную листву. Про это я узнала еще давным–давно, когда была совсем маленькой и мой дедушка любил рассказывать мне разные сказки перед сном. Больше всего рассказывал мне дед народные сказки чувашей. А знаете ли вы, какие сказки называются народными?
(Д): молчат
(В): народные сказки – это сказки, автором которых является не один человек, а целый народ, т.е. пересказываются и передаются они от одного человека к другому, от поколения к поколению. А кто же такие чуваши?
(Д): наши предки
(В): правильно, это народ, который раньше жил на той же территории, что и мы сейчас с вами. Так вот, у этого удивительного и замечательного народа есть огромное количество интересных сказок, в одной из которых и рассказывается о том, почему ель, сосна, и можжевельник вечно зеленые. Послушаем? Ведь, наверное, каждому стало интересно, почему эти три дерева никогда не снимают своего наряда: зимой и летом всегда зеленые, а другие деревья – сбрасывают листья.
(Д): послушаем
Читается сказка.
- Почему сосна и ель вечно зелёные (Чувашская сказка).
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев неиопали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать — не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать»,— подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
— Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
— Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, — ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит — стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
— Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
— Вот ещё придумала, — ответил дуб. — Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло.
Приблизилась к речке, видит — на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
— Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, — просит и ветлу бедная птаха.
— Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ветла.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
— Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь?— спросила она птаху.
— Куда иду, и сама не знаю, — ответила та.
— Как же не знаешь? — удивилась ель.
— Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, — печально сказала птичка. — Иду, куда глаза глядят.
— А что же ты со своими подругами не улетела?
— Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.
— Ах, бедняжка! — жалостливо воскликнула сердобольная ель. — Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку — она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
— У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, — сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
— Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
— Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
— С берёз, с вётел — со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник.
Так они и по сию пору остались вечно зелёными.
(В): понравилась ли вам история о птичке – невеличке, ели, сосне, можжевельнике?
(Д): понравилась
(В): выжила ли птичка? Кто помог ей в этом?
(Д): выжила. Помогли ель, сосна, можжевельник.
(В): Как помогли они маленькой и больной птичке?
(Д): - ель приютила у себя птичку
- сосна прикрывала ее от холодного ветра
- можжевельник кормил ее всю зиму своими ягодами
(В): Какие ель, сосна, можжевельник?
(Д): добрые, великодушные, всех жалеют, всем помогают
(В): хорошо ли поступили береза, дуб и ветла с раненной птичкой?
(Д): нет
(В): Какие они?
(Д): береза: ветла - гордые, дуб – жадный. Все злые, нехорошие, грубые
(В): как вы думаете, почему Царь холода – Мороз не позволил ветру раздеть донага именно ель, сосну, можжевельник?
(Д): потому что они пожалели птичку, укрыли ее от мороза, а другие деревья заботились только о себе
(В): какой эпизод в сказке вам понравился больше всего?
(Д): конец сказки: где Мороз наказывает ветру не трогать деревья, которые спасли маленькую птичку
Прочитывается понравившийся отрывок.
(В): Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
(Д): тому, чтобы мы помогали другим; заботились о нуждающихся; не были злыми, гордыми;
(В): верно. Главное – нельзя проходить мимо кого-то, кто находится в беде и нуждается в чье – то помощи. Помните и не забывайте, что, сделая добро кому-то, оно обязательно к вам вернется, как и зло, излученное вами.
(В): давайте с вами посмотрим ваш любимый эпизод сказки на картинках
Дети и воспитатель начинают просматривать все иллюстрации к сказке.
(В): а теперь попробуем нарисовать сами рисунки, на которых будет изображено как ель, сосна и можжевельник спасают маленькую и беззащитную птичку.
Дети приступают к рисованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"
Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...
Презентация к непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Кот, петухи лиса"
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»Задачи:-образовательные: формировать умение отвечать на вопросы; формировать умение слушать сказку;-развивающие: развивать з...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...