Конспект НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Исмагилова Ольга Геннадьевна

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста" проводится в старшей группе. Целью НОД является знакомство детей с русской народной сказкой "Заяц-хваста". Интегрируются такие образовательные области, как Коммуникация, Музыка, Социализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zayats-khvasta.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Исмагилова О.Г. воспитатель МДОУ Детский сад №9 «Семицветик»

Конспект НОД по коммуникации в старшей группе

на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Музыка, Социализация.

Цель:    Познакомить детей с  русской народной сказкой «Заяц – хваста».

Задачи:

Коммуникация:

  • формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы;
  • развивать умение детей инсценировать отрывки из сказки;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Музыка:

  • Развивать чувство ритма;
  • Формировать навыки исполнения танцевальных движений.

Социализация:

  • Развивать игровую деятельность детей;
  • Воспитывать нравственные качества: не хвастаться, прийти на помощь в трудной ситуации.
  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Предварительная работа:

Разучивание  с детьми музыкальной игры «Заинька, выходи»,  игры «Сидит, сидит зайка»; проведение бесед на нравственные темы.

Словарная работа: расширить словарный запас детей за счёт слов «гумно», «сноп», «хваста».

Работа с родителями: участие в изготовлении вязаных персонажей сказки «Заяц-хваста».

Предметно-развивающая среда:

  • Книга со сказкой «Заяц-хваста»
  • Костюм Буратино
  • Маски-шапочки зайца
  • Мнемотаблицы к сказке «Заяц-хваста»
  • Запись музыки «Тень-тень, потетень…»  
  • Разрезные картинки –пазлы с иллюстрациями к сказке.
  • Вязанные герои сказки «Заяц-хваста» для пальчикового театра

Способ организации детей:

1 часть – Дети стоят на ковре.

2 часть –Дети садятся  на стульчики, слушают сказку и участвуют в обсуждении.

3 часть – Участвуют в игре – драматизации.

4 часть –Дети водят хоровод, играют в музыкальную игру «Заинька, выходи»

5 часть –Дети подходят к мольберту  и пересказывают сказку.

5 часть –Дети, разделившись на 3 команды, подходят к столам и собирают картинки -пазлы.

6 часть – Участвуют в игре  «Сидит, сидит зайка…»

7 часть –Дети садятся  на стульчики.

Ход НОД:

Дети стоят на ковре рядом с воспитателем.  Стук в дверь. Заходит Буратино.

Буратино:  -Здравствуйте, ребята! Это я к вам пришел! Буратино! Смотрите, какой я красивый, замечательный!

Воспитатель: - Подожди, Буратино. Зачем ты хвастаешься?

-Ребята, можно так хвастаться? (Ответы детей)

Воспитатель:  - Буратино, хвастаться некрасиво. Послушай-ка вместе с ребятами сказку «Заяц –хваста», и узнаешь, что случилось с зайцем-хвастунишкой.

Дети садятся  на стульчики полукругом перед воспитателем.

Воспитатель читает сказку.

После прочтения сказки воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель:

-Почему зайца назвали хваста? (Ответы)

-Как хвастался заяц? (Ответы)

-Где жил заяц, и как ему жилось? (Ответы).

-Куда зимой ходил заяц? (Ответы. Воспитатель объясняет значение слов: гумно, сноп).

- Про что рассказали зайцы тётке – вороне? (Ответы).

- Как ворона наказала зайца? (Ответы).

- Что случилось с вороной? (ответы).

- Кто ей помог? (Ответы).

- Что сказала ворона зайцу? (Дети: Ты молодец! Не хваста, а храбрец!)

Воспитатель: Давайте покажем, как хвастался заяц перед другими зайцами.

Проводится игра – драматизация по этому отрывку. Воспитатель надевает маску-шапочку ребенку- «зайцу». Оценивает интонационную выразительность исполнения. Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель обращается к Буратино: -Ну, что, Буратино, тебе понравилась сказка? Будешь еще хвастаться?

Буратино: -Нет, я больше не буду хвастаться. Пойду, расскажу сказку своим друзьям. До свидания, ребята. (Буратино уходит)

Проводится музыкальная игра «Заинька, выходи». Аккомпанирует музыкальный руководитель.

Воспитатель  и дети подходят к мольберту:

- Ребята, как вы думаете, что это за схемы? (Это схемы к сказке «Заяц –хваста»)

Воспитатель:  Давайте попробуем пересказать эту сказку, используя схемы.

Желающий ребёнок рассказывает сказку по схеме. Затем воспитатель спрашивает ещё 1 – 2 детей.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель :   - Ребята, а сейчас давайте разделимся на три команды. Каждая команда подойдет к своему столу. Командам надо собрать разрезную картинку –пазлы. Посмотрим, какая команда быстрее справится с заданием.

Команды собирают картинки- пазлы (иллюстрация к сказке «Заяц-хваста»). Звучит музыка «Тень-тень, потетень…».  Воспитатель хвалит детей, подводит итоги игры.

Проводится игра «Сидит, сидит зайка…»

Ход игры:

В одной стороне сидит на корточках «зайка». «Охотники» стоят группой (8-10человек) на другой стороне. Дети говорят:

Сидит, сидит зайка, сидит зайка серый под кустом, под кустом.

(«Зайка поворачивает голову, прислушивается, замирает).

Охотнички едут, едут, скачут в поле во пустом, во пустом.

(«Охотники» скачут галопом по кругу и задерживаются там, где их застанет речь «зайки»)

«Вы, охотнички, скачите,

(Говорит «зайка», стоя во весь рост и слегка сгибая ноги в коленях.)

На мой хвостик поглядите.

(Делает три прыжка, поворачиваясь спиной к охотникам.)

Я не ваш, я ушел!»

«Зайка» убегает. «Охотники» ловят его, держась за руки и стараясь окружить его. Если круг замкнулся, он пойман.

Игра повторяется два раза. После игры дети садятся на стульчики.

Рефлексия:

Воспитатель:  С какой сказкой мы сегодня познакомились? Чему учит эта сказка?(ответы)

 Сюрпризный момент: Ребята, ваши родители постарались и связали героев этой сказки для пальчикового театра, с которыми вы сможете играть.

Литература:

Большева Т.И. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. Изд-во мозаика-синтез. Москва, 2013.

Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном – Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Разучивание  с детьми словесной игры «Заинька», изготовление персонажей настольного театра к сказке из втулок из рулонов туалетной бумаги,  проведение бесед на нравственные темы....

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"

Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Конспект по развитию речи в младшей группе на тему: Чтение русской народной сказки "Лиса и заяц".

Конспект од по развитию речи во второй младшей группеТема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Форма работы: групповаяИнтеграция образовательных областей: речевое р...

Конспект по развитию речи в младшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Лиса и заяц"

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»   Цель. Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удале...