Рабочая программа по дополнительному образованию по ознакомлению детей с художественной литературой во второй моадшей группе
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)
Формирование у детей интерес к книге, формирование навыка слушания художественных произведений, обогащение активного словаря детей, воспитание интереса и бережного отношения к книге = задачи приобщения детей к художественной литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 402» городского округа Самара
443115, г. Самара, ул. Демократическая,31, тел.952-49-93 факс 925-62-07
e-mail: mdo-svetlyachok@yandex.ru
Утверждаю: | |
Принято: на педагогическом совете | Заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад № 402» г.о. Самара |
Протокол № | ______________ А.В. Бачурова |
« » августа 2021 г. | приказ № |
« » августа 2021 г. |
Рабочая программа углубленной работы по приобщению детей к художественной литературе
в __________________ группе № __9__
«__________________________»
Составила
Воспитатель:
Басова Е. В.
Самара, 2021 г.
Раздел 1. Целевой
1.1.Пяснительная записка (актуальность, режим организации занятий: общее количество часов и занятий в неделю, периодичность и продолжительность, форма занятий, наполняемость)
- Цели и задачи реализации рабочей программы
- Принципы формирования рабочей программы
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности
1.2. Планируемые результаты
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства
2.3. Способы поддержки детской инициативы
2.4 Взаимодействие с семьями
Раздел 3. Организационный
3.1.Комплексно-тематический план
3.2. Традиционные праздники и события
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
3.4. Список литературы
Раздел 1. Целевой
1.1.Пяснительная записка
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
В младшем возрасте важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература и фольклорные произведения.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010года;
- Закон «Об образовании Российской Федерации»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».
Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи:
- Формировать у детей интерес к книге;
- Формировать навык слушания художественного произведения;
- Обогащать активный словарь детей;
- Способствовать развитию связной речи детей;
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Принципы формирования рабочей программы
- Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
- Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
- Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Возрастная характеристика детей 3-4 лет.
В 3 – 4 года ребенок начинает складываться первичный круг детского чтения, в него чаще входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребёнком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребёнка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
1.2. Планируемые результаты
- Сформирован интерес к книге;
- Сформирован навык слушания художественного произведения;
- Знает содержание прослушанных произведений, узнаёт их по иллюстрациям обложкам знакомых книг;
- Активно используют новые слова;
- Выслушивают произведение до конца, легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведение, отвечают на вопросы по содержанию.
- Содержание программы рассчитано на детей 3 – 4 лет.
- Срок реализации программы: 9 месяцев.
- Форма и режим организации образовательного процесса:
- Форма занятий – групповой, всем составом.
- Количество учебных недель – 36 недель
- Количество учебных дней – 4 раза в месяц /36 занятий в год/
- Продолжительность – 15 минут
- Время проведения – 1 раз в неделю, во второй половине дня
- Учебный период: с сентября по май включительно, каникулы: новогодние с 01.01.2021 по 10.01.2022г.г.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Учебный план | |||||
П№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Творчество А. Барто | 7 | 3 | 4 | декламация |
2 | Творчество В.Сутеева | 8 | 4 | 4 | игра-инсценировка |
3 | Творчество К.Чуковского | 15 | 6 | 9 | игра-викторина |
5 | Обучающие игры и проблемные ситуации | 6 | 3 | 3 | педагогическое наблюдение |
Итого | 36 |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства
Формы работы с детьми:
игра
рассказы детей
чтение воспитателя
беседы
просмотр видеофильмов
разучивание произведений устного народного творчества
обсуждение
наблюдения
словесные, настольные и подвижные игры.
2.3 Взаимодействие с семьями
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:
- Анкетирование
- Беседа
- Рекомендации
- Консультации
- Родительские собрания
- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.
Для эффективной работы с литературными текстами в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:
«Знакомство ребенка с художественной литературой».
«Роль сказки в развитии речи детей».
«Организация бесед по сказкам».
«Значение игр – драматизаций в развитии речи детей» и т. п.
Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.
Раздел 3. Организационный
3.1. Комплексно-тематический план
Комплексно-тематический план | |||||
П№ | Наименование раздела, темы | Задачи | |||
Сентябрь | |||||
1 | Знакомство с книгой «Чего не любят книжки» | Вырабатывать навыки, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой | - рассказ о книге; - правила пользования книгой | ||
2 | Знакомство с творчеством А.Барто | Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть, трудиться, заниматься, понимать прочитанный текст; | - рассказ об авторе с показом портрета; - чтение отрывков из стихов; - рассматривание иллюстраций. | ||
3 | Слушаем стихи А.Л. Барто из цикла «Игрушки»: «Самолет», «Лошадка», «Грузовик» | Вызвать у детей желание выразительно читать стихи А. Барто; Формировать положительное отношение к поэзии | - беседа о стихотворении; - показ иллюстраций; - заучивание стихотворения. | ||
4 | Заучивание стихотворения: А.Л. Барто «Самолет» Повторение стихотворения: | Учить детей выразительно читать стихи А. Барто; Формировать положительное отношение к поэзии | -рассматривание иллюстраций; - повторение заученного стихотворения | ||
Октябрь | |||||
1 | По стихам А. Барто «В магазине игрушек» | Вызвать у детей желание выразительно читать стихи А. Барто; Формировать положительное отношение к поэзии | - игра «магазин игрушек»; = Чтение наизусть стихов об игрушках | ||
2 | «Да здравствует мыло душистое!» А. Барто «Девочка чумазая» | Продолжать знакомить детей с произведениями А. Барто. Подвести детей к пониманию, что чистота - залог здоровья. Желание всегда быть чистыми. | - чтение произведения; - беседа о прочитанном; - игра-инсценировка | ||
3 | Проблемная ситуация «Книжка заболела» | Продолжать расширять знания, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой | - выявление дефектов на книгах в библиотеке и их устранение; - беседа «Правила обращения с книгами». | ||
4 | Осень в стихах А. Барто | Развивать у детей интерес к художественной литературе, к поэзии; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы. | - рассматривание осенних иллюстраций; - чтение отрывков из стихов об осени. | ||
Ноябрь | |||||
1 | «В тесноте, да не в обиде» Чтение сказки В. Сутеева «Под грибком» | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки. | - чтение сказки; - беседа по содержанию сказки | ||
2 | «В тесноте, да не в обиде» Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибком» | Привлекать к частичной инсценировке прочитанного; создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества. | - беседа по сказке; - игра- инсценировка сказки | ||
3 | «Хорошо ли быть капризным» Чтение сказки В. Сутеева «Капризная кошка» | Учить детей внимательно слушать литературное произведение; продолжать учить детей точно отвечать на вопросы; закрепить представления детей о жанре сказки | - чтение сказки; - беседа по содержанию сказки; | ||
4 | Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка» | Учить детей эмоционально инсценировать прочитанное; создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества. | - повторить содержание сказки; - игра- инсценировка сказки | ||
Декабрь | |||||
1 | «Вот так фрукт!» Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко» | Развивать у детей интерес к художественной литературе, к сказкам; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы. | - чтение сказки; - обсуждение прочитанного | ||
2 | Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко» | Совершенствовать умение отвечать на вопросы по прослушанной сказке. | - рассказывание сказки детьми по вопросам. | ||
3 | «Знакомство с произведениями К.И. Чуковского» | Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов | - рассказ о писателе с показом портрета; - чтение отрывков из произведений с показом иллюстраций. | ||
4 | «Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» | Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему и содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи. | - чтение сказки; - беседа по содержанию сказки. | ||
Январь | |||||
1 | Чтение сказки К.Чуковского «Айболит» | Учить детей внимательно слушать произведение; учить понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание. | - чтение сказки; - беседа по содержанию сказки. | ||
2 | «Всех излечит, исцелит…» Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Айболит» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи; учить передавать характер героев | - чтение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения; - заучивание стихотворения. | ||
Февраль | |||||
1 | Проблемная ситуация «Потерянная книжка» | Побуждать детей выразительно читать наизусть потешку | - беседа «Книжкина семья» - научить детей сортировать книги по размеру и расставлять на места. | ||
2 | Чтение сказки К.Чуковского «Краденое солнце» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи | - чтение сказки; - беседа по содержанию сказки. | ||
3 | Проблемная ситуация «Чего не любят книжки» | Вырабатывать навыки, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой | - беседа о книгах; - правила пользования книгой; | ||
4 | Чтение сказки К.Чуковского «Тараканище» | Учить детей внимательно слушать произведение; учить понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание. | - чтение произведения; - беседа по содержанию стихотворения; - заучивание отрывка из произведения. | ||
Март | |||||
1 | Чтение сказки К.Чуковского «Путанница» | Привлекать детей к прослушиванию стихотворения, учить понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи | - повторение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения; - заучивание отрывка из стихотворения; -инсценировка отрывка из стихотворения | ||
2 | Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Путанница» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение; учить передавать характер героев | - повторение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения; - заучивание отрывка из стихотворения; -инсценировка отрывка из стихотворения | ||
3 | Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Путанница» | Побуждать детей эмоционально воспринимать и передавать характер героев | - игра-инсценироввка | ||
4 | Чтение сказки К.Чуковского «Чудо - дерево» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи | - чтение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения; | ||
Апрель | |||||
1 | Чтение сказки К.Чуковского «Бармалей» | Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, эмоционально воспринимать характер героев. | - чтение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения | ||
2 | Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Бармалей» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение; учить передавать характер героев | - беседа по содержанию стихотворения -инсценировка отрывка из стихотворения | ||
3 | Инсценировка отрывка из произведения К.Чуковского «Бармалей» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи; учить передавать характер героев | -инсценировка отрывка из стихотворения | ||
4 | Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» | Побуждать детей эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста, чувствовать ритм стихотворной речи | - чтение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения. | ||
Май | |||||
1 | Путешествие по сказкам К. Чуковского | Закрепить знания детей о литературном творчестве писателя; Оживить в памяти детей события, знакомых сказок Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из сказок. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление. | - чтение отрывков из стихотворений; | ||
2 | Путешествие по стихотворениям А. Барто | Закрепить знания детей о литературном творчестве писателя; Воспитывать любовь к художественной литературе, интерес к творчеству А. Барто | - чтение стихотворения; - беседа по содержанию стихотворения; - заучивание стихотворения. | ||
3 | Путешествие по сказкам В. Сутеева | Закрепить знания детей о литературном творчестве писателя; Оживить в памяти детей события, знакомых сказок | - чтение сказки; - беседа по содержанию сказки; - обыгрывание сказки. | ||
4 | Встреча с любимыми книгами | Закреплять навыки, необходимые для правильного обращения ребёнка с книгой |
3.2. Традиционные праздники и события
В организации работы с детьми учитывается принцип сезонности, календарь знаменательных и праздничных дат. Это – традиционные сезонные праздники (Осенний бал, новый Год, Весна-красна, Мамин праздник), праздники ко Дню Игры, Дню Театра и т.д.
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
1 Книжный уголок:
∙ книги с иллюстрациями,
∙ иллюстрации,
∙ книжная больница
2. Маски, шапочки, атрибуты для инсценировки сказок.
3. Некоторые виды кукольного театра:
∙ театр картинок,
∙ пальчиковый,
∙ фигурки для настольного театра
4. Технические средства обучения:
∙ аудиозаписи произведений,
∙видео-фонотеки литературных произведений.
3.4. Список литературы
При составлении программы использовалась литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
2. Гурович Д.М. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой.- М.
3. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду.
4. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей.
5. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детям.
6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
7. Хрестоматия для детей младшего возраста
8. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. – М.: школьная пресса, 2004.
9. Стихи и загадки малышам. – Издательский дом «Проф – Пресс», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ СКАЗКА «РЕПКА»
Технология: икт-прослушивание аудиозаписи, игра - драматизацияЗадачи: Обогащение знаний детей о русских народных сказках...
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Рабочая программа по дополнительному образованию. Мнемотехника. для детей 3-7 лет «Запоминайка»
Мнемотехника способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей в возрасте 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «Изобр...
Рабочая программа по дополнительному образованию по подготовке детей к школе
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Всезнайки» для детей средней группы «Капитошка»
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...