Рабочая программа по дополнительному образованию по подготовке детей к школе
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 116.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 2 |
1.1 | Направленность программы | 2 |
1.3 | Новизна программы | 4 |
1.4 | Актуальность и педагогическая целесообразность | 4 |
1.5 | Цель и задачи программы | 4 |
1.6 | Отличительные особенности программы | 5 |
1.8 | Возраст детей, участвующих в реализации данной программы | 6 |
1.9 | Сроки реализации программы | 8 |
Формы и режим занятий | 8 | |
Ожидаемые результаты реализации программы | 9 | |
1.11 | Формы подведения итогов по реализации рабочей программы | 10 |
2 | Содержательный раздел | 11 |
2.1 | Учебно-тематические планы | 11 |
2.2 | Описание образовательной деятельности | 15 |
2.3 | Содержание программы по направлению «Обучение грамоте и письму | 16 |
2.4 | Содержание программы по направлению «Математическое развитие» | 18 |
2.5 | Взаимодействие с родителями | 20 |
3 | Организационный раздел | 22 |
3.1 | Методическое обеспечение программы | 22 |
3.2 | Список литературы | 23 |
2.8 | Приложения | 24 |
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН»
2.4.3049-13)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 14.11.2013г., №30384.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - «Центр развития ребенка - детский сад № 4».
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа для дошколят» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Рабочая программа «Школа для дошколят» для детей 6-7 лет представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление: Колесниковой Е.В. «Математическое развитие».
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности.
1.1 Направленность программы
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.2 Новизна программы.
Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:
Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, анаграммы ". Цель технологии: способствовать развитию у ребенка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению. При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
1.3 Актуальность программы и педагогическая целесообразность.
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
1.4 Цель программы
– формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
Развивающие:
Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Развитие мотивации учения.
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
-Привитие элементарных гигиенических правил письма;
-Воспитание усидчивости;
-Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.
1.5 Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ;
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Содержание программы «Школа для дошколят» ориентировано на:
-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
1.6 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Предполагаемая наполняемость групп 16 человек.
Характеристика особенностей развития детей. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспри-нимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления.
8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые гео-метрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
12. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить
настойчивость, преодолевать трудности.
1.7 Срок реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность реализации программы – один год (период с октября по апрель месяц включительно, 52 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут.
Модифицированная программа «Подготовка к школе» реализуется в три этапа:
1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года.
2 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
3 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.
1.8 Формы и режим занятий
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
- графические, фонематические, грамматические игры,
- игры на развитие внимания, памяти
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
1.9 Ожидаемые результаты после реализации программы
По направлению: "Обучение грамоте и письму"
К концу учебного года ребѐнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твѐрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелѐный квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов; - читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трѐх слов, анализировать его.
По направлению "Математическое развитие" к концу учебного года ребенок должен уметь:
- числа второго десятка и записывать их;
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- использовать и писать математические знаки;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- определять положение предмета по отношению к другому;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Диагностика
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера. Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы)
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год ( в декабре и в апреле) проводятся открытые занятия.
2. Содержательный раздел.
2.1.Учебно – тематический план по обучению грамоте и письму
Месяц | № за- нятия | Тема |
Октябрь | 1 | Повторение: Звук и буква, графическое изображение звука в слове, слова (квадрат); |
2 | Звук и буква А. Звук А: место звука в слов (нач.,сер.,конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. | |
3 | Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. | |
4 | Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. | |
Ноябрь | 5 | Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Поле №1 |
6 | Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, чтение слогов графические навыки: узоры, печатание буквы и слогов. | |
7 | Звук и буква М:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки, анаграммы. | |
8 | Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Поле №2. | |
Декабрь | 9 | Звук и буква Н: место звука в слове, графические навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения; деление слов на слоги |
10 | Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы. | |
11 | Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения. | |
12 | Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко- буквенный анализ слов. | |
Январь | 13 | Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко - буквенный анализ слов. |
14 | Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения. | |
15 | Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложения. | |
16 | Звуки "Г", "Гь", буква "Г, К": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения. | |
Февраль | 17 | Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( крокодил, один, Дима).), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложения. |
18 | Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, словарные слова,графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения. | |
19 | Звуки "В", "Вь", буквы "В,Ф", : место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня). Чтение слогов, предложения. | |
20 | Звуки "З", "Зь", буква "З,С": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения. | |
Март | 21 | Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения.: |
22 | Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). Чтение слогов, предложения. | |
23 | Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения. | |
24 | Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения | |
Апрель | 25 | Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения |
26 | Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения. | |
27 | Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов, предложения. | |
28 | Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения. Проверочная работа. |
2.2 Учебно-тематический план по математическому развитию
2.3. Описание образовательной деятельности с дошкольниками.
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет). Набор детей в группы по программе «Школа для дошколят» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.
Продолжительность ООД: | Периодичность в неделю: | Количество академических часов в неделю: | Количество часов в год: |
Подготовка к обучению грамоте и письму 30 мин. | 1 раз | 1 час | 28 |
Математическое развитие 30 мин. | 1 раз | 1 час | 24 |
Итого часов в год: 52 |
2.4 Содержание рабочей программы по направлению " Обучение грамоте и письму"
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.
На последующей занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).
2.5 Содержание программы по направлению " Математическое развитие"
- количество и счет;
- величина;
- геометрические фигуры;
- ориентировка во времени;
- ориентировка во времени и в пространстве;
- логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
- ознакомление с цифрами и способами их написания;
- знакомством тетрадью в клетку;
Количество и счет
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число»
«Назови соседей числа»
«Назови меньше на 1, больше на 1»
«Вверх вниз по числовой лестнице»
«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы»,
«Что общего и чем различаются фигуры»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
«В каком сосуде больше воды?»
«Что легче, что тяжелее?»
«Что тонет, что плавает?»
«Подбери шарфик для кукол»
«Короче-длиннее»
«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра»
«Дни недели»
«Мой режим дня по часам»
«Определи время по часам»
«Когда это бывает?»
«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
2.6. Взаимодействие с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовки детей к школе; установление доверительных и партнерских отношений.
Задачи: показать актуальность проблемы; применять дифференцированный подход в работе с родителями; привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей; применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Перспективное тематическое планирование по работе с родителями.
№ | Тема | Форма проведения | Цель | Участники | Время проведения |
1. | «Первоклассник! Какой он? » | Актуальная консультация. | Познакомить родителей с особенностями психофизического развития детей седьмого года жизни. Дать представление о качествах характерных для будущего школьника, и требованиях современной школы к будущим первоклассникам. | Родители детей, воспитатели, медицинская сестра ДОУ. | сентябрь |
2. | «Умеем ли мы слушать и слышать своих детей» | Семинар - практикум | Выведение формулы общения с ребенком, создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для семьи и определения активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка | Родители детей, воспитатели, психолог. | октябрь |
3. | «Школьная готовность» | Мастер- класс | Познакомить родителей с психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность» | Родители детей, воспитатели | ноябрь |
4. | «Читать или не читать? Не вопрос!» | Ликбез | Дать рекомендации родителям, как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе | Родители детей, воспитатели, библиотекарь. | декабрь |
5. | «Буквы разные писать... Почерк – зеркало души и рентген для мозга» | Информационный центр | Показать родителям связь между функциями мозга, психической деятельностью и мелкой моторикой руки. | Родители детей, воспитатели, учитель начальных классов. | январь |
6. | «Успехи маленькими не бывают» | Игровой практикум | Познакомить родителей в игровой форме с этапами развития у ребенка мотива достижения успехов и дать советы как конкретно этому процессу поспособствовать, чтобы вырастить успешную личностью | Родители детей, воспитатели, психолог. | февраль |
7. | «Школьные проблемы и пути их решения» | Пресс- конференция | Оказать помощь родителям в разрешении проблем при подготовки детей к обучению в школе | Родители детей, воспитатели, учитель начальных классов. | март |
8. | "Мифы и легенды СОШ | День открытых дверей | Ознакомить родителей с ФГОС второго поколения; рассказать о жизни школы. | Родители детей, воспитатели, учителя начальных классов. | март |
9. | «Готовь сани летом, или как собрать ребенка в школу» | Круглый стол | Дать рекомендации родителям как правильно собрать ребенка в школу и приобрести необходимые школьные принадлежности; определить основные условия, способствующие организации родителями полноценного отдыха и развития детей в летний период. | Родители детей, воспитатели, учитель-логопед, учитель начальных классов, педагог-психолог. | апрель |
3. Организационный раздел.
3.1 Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве" Колесникова Е. В.:
2. Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 6- 7 лет
3.Рабочие тетради для детей «ОТ А ДО Я».
4. Дидактический комплект «От звука к букве»;
5. Рабочая тетрадь "Читаю и пишу"
6. Поля слов, анаграммы по технологии Буракова Н.Б.
Дополнительный материал:
Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
"Изучаем грамоту" тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В.
3.2 Список литературы.
Методическая литература для реализации программы.
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
2.Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»
3.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
4.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5.Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»
7.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
8.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
9.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.
10."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
Литература для детей.
Серия книг «Школа для дошколят»
1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006
2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006
3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006
4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006
5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006
6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006
7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006
8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006
3.3 Приложения.
Приложение №1
Справочный материал
В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв – 10. Согласных букв – 21.
Гласных звуков – 6. Согласных звуков – 36.
Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.
Гласные звуки и буквы
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
- Гласные образуют слог.
- Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
- Гласные Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласных звуков.
- Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ.
Согласные звуки и буквы.
При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.
- Согласные без гласных не образуют слога.
- Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
- Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р, Й (всегда мягкий).
- Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (всегда твердые).
- Непарные глухие согласные Х, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие).
- Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звуки не обозначают.
Схема фонетического разбора слова
Слоги, ударные.
- Гласные звуки (ударные, безударные).
- Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
- Количество звуков и букв.
Приложение №2
Диагностическая карта.
№ | Ф.И. ребенка | ЗВУКИ | СЛОГИ | СЛОВА | БУКВЫ | ||||||||||||||||||
Понятие «звук» | Характеристика звука (согласный, гласный) (твердый, мягкий) | Положение звука в слове | Понятие «слог» | Слоговой анализ слова | Чтение слогов | Графическое моделирование слова прямоугольник | Составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его | Понятие «буква» | Согласные и гласные буквы | Соотнесение букв и слогов | |||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||||||||
2. |
Результаты диагностики уровня развития детей
- НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв.
- СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
- ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги
детей | % | |||
Высокий уровень | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Средний уровень | ||||
Низкий уровень |
Приложение №3
Диагностическая карта
№ | Ф.И | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир.во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | |||||||||||||
В.выс. С.ср. Н.низ |
Приложение №4
Дидактические игры для детей 6-7 лет.
1. “Живые звуки”
1 вариант:
Воспитатель предлагает поиграть со звуками: "Наташа будет звуком "А", а ты, Саша, звуком "У". Вы будете петь "песенки" у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).
II вариант:
После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: "Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове "дом" - звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово".
III вариант:
"Вы - звуки этого слова.... Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова..., третий звук слова..., второй звук слова.... Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово".
2."Какой звук?" (с карточками - фишками).
Воспитатель показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный звук, если воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот.
3."Найди братца".
Воспитатель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.
4."Назови слова".
I вариант:
Воспитатель предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, например, "р", и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя.
II вариант:
Можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно был бы первый, в середине, последний.
5."Угадай-ка".
На доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.
6."Отгадай мое слово".
Воспитатель говорит: "Я задумала слово, которое начинается на слог "ма". Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу ее в конце игры". Дети называют разные слова, начинающиеся на слог "ма" (10-12 слов). Заканчивая игру, воспитатель показывает свою картинку.
7. "Телеграф"
Воспитатель: "Я буду называть слова, а ты должен отстукивать карандашом количество слогов в названном слове - "передать слово по телеграфу".
8."Сколько звуков услышал?"
Воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к...). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.
9."Перекличка".
Воспитатель называет вперемешку разные звуки - гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.
10."Построим дом"
Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук "р". Дети называют: "Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.
11 ."Поищи слово".
Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слова на слоги - пе-сок). Какое же слово спряталось? (Сок).
Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король. Дети отыскивают "спрятавшиеся" в них слова.
12. "Диета Карлсона."
Цель: научить находить слова на заданную букву и читать их (если трудно - с помощью воспитателя).
Пособия: 1) игрушка - Карлсон;
2) карточки со словами:
М - молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;
К - конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.
Ход: Воспитатель: "Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается, чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете - один день он будет, есть продукты, которые начинаются на букву "М", а на следующий день - на букву "К". Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте ему поможем найти продукты на букву "М". Кто нашел, тот читает (если трудно, то воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.
13. “Цепочка слов”
Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.
Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;
2) игрушка "Петрушка".
Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.
Ход: игра проводится в двух вариантах:
1.Воспитатель: "Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет - получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).
2.(В младших и средних группах) - дети находят слова не на скорость, а по очереди (как стоят).
В этой игре чтение идет с помощью воспитателя, дети самостоятельно фиксируют первую и последнюю буквы.
14."Найди слова, начинающиеся со слога..."
Цель: учить детей находить нужные слова на заданный слог, читать слово вместе с воспитателем.
Пособия: карточки со словами, начинающимися с разных слогов.
СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок;
МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина;
ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия;
БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино
Организация: на столе разложены две карточки. За один раз брать не более трех
слогов и по 3 - 4 слова на каждый слог (например, РУ, МА, ЛИ - по 3 -4 слова).
Задание: кто больше слов найдет на слог МА? И т.д. Дети сидят около стола.
15. "Кто же это был?"
Цель: учить детей находить слова, в которых есть названная буква, и читать слова с помощью воспитателя.
Пособия: 1) картинки с изображением утки и курицы;
2)карточка со словами: утка, петрушка, гусыня, голуби, петух, сорока, скворцы, рябина, калина, травка, клюква, колоски.
Ход и организация: Воспитатель и дети сидят за столом. На столе разложены карточки. Картинки (утка и курица) в руках у воспитателя.
Воспитатель: "Жили - были утка и курица. Вот они, какие были, посмотрите. А звали их так: кличка утки начиналась на букву У. Найдите это слово (читаем вместе). А кличка курицы начиналась на букву П. Найдите это слово. Давайте прочитаем, как ее звали? - Пеструшка.
Она приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук У. Что это были за птицы? Кто догадался? (Гусыня, голуби, петух). А Пеструшка приглашала тех, в названиях которых есть буквы С, Р. Посмотрите, кто к ней приходил? (Сорока, скворцы). Лакомствами угощали гостей, в названиях их были буквы А (рябина, травка), К (калина, клюква, колоски). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки - белобоки, которая всегда все про всех знает".
16."Что собрали братья?"
Цель: 1) учить детей находить слова с заданной буквой;
2) закрепить знание букв.
Пособия: карточки: Ваня, Коля, земляника, яблоко, клубника, рыжики, боровички, груша, мандарин.
Ход: Воспитатель: "Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного была буква В, а в имени другого - О. Как их звали? Найдите их имена (Ваня, Коля). Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых есть буква К (земляника, клубника), а Коля - грибы, тоже со звуком К. Какие грибы оказались в лукошке у девочки? (Рыжики, боровики).
Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и Колю фруктами, в их названиях были буквы М, Л, Г - (яблоко, груша, мандарин)".
17."Загадка Петрушки".
Цель: учить детей находить слова, в которых есть буквы Р, Т, С и прочитывать слова с помощью воспитателя.
Пособия: 1) карточки со словами: боровики, грузди, рыжики, сыроежки, маслята, опята, свинушки, подберезовики, подосиновики;
2)"письмо" от Петрушки.
Ход: Воспитатель сообщает детям, что получил письмо от Петрушки. В этом письме Петрушка задает детям загадку. Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю я собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их названиях есть буква Р (боровики, грузди, сыроежки); буква Т (маслята, опята); буква С (сыроежки, свинушки); буква И (подберезовики, подосиновики)."
18."Где твое имя, догадайся".
Цель: закрепить знания детьми букв своего имени. Ход: на прогулке воспитатель рисует с детьми несколько квадратов на земле и сообщает, что в них спрятаны имена детей. В первом из них спрятались те, в которых есть буква К (Коля, Оксана, Максим, Вадик). Во втором - с буквой Ш (Маша, Шура, Наташа, Гриша). В третьем - с буквой О (Рома, Вова, Оля). В четвертом - с буквой И (Ира, Марина, Игорь, Кирилл).
Примечание: можно сделать из бумаги вырезанный дом с пустыми окошками и разным количеством окошек. Вопрос: "Кто на каком этаже живет?"
19."Кто где живет?"
Цель: учить, читая отдельные слова, подбирать нужные названия к картинке.
Пособия: 1) картинки с изображением животных в своем домике: медведь, лиса в норе, белка в дупле, скворец в скворечнике, собака в конуре, ворона в гнезде;
2) карточки со словами: берлога, дупло, скворечник, нора, конура,
гнездо.
Организация: дети сидят за столом. Они выбирают себе картинку с изображением понравившегося зверя. Карточки со словами у воспитателя.
Ход: Воспитатель показывает слово на карточке, дети читают его по слогам и отгадывают, "чей это домик".
20."Накорми зверей".
Цель: учить детей читать отдельные слова, подбирать к картинкам слова, подходящие по смыслу.
Пособия: 1) картинки (небольшие) с изображением животных: кошки, собаки курицы, коровы, козы, белки;
2) карточки со словами: молоко, рыба, пшено, косточка, травка (две карточки), мясо, грибы, орехи.
21."Помоги Мишутке".
Цель: учить читать слова и словосочетания, находить заданное слово.
Пособия: 1) игрушка - Мишутка;
2) вырезанные из картона "банки" с нарисованными видами варенья и надписями: малина, вишня, черешня;
3) поздравительные открытки с надписями: "С Новым годом", "С новосельем", "8 марта", "С Днем рождения".
Организация: на первом столе - банки;
на втором столе - разложены открытки.
Ход: Воспитатель: "У Мишуткиной бабушки - День рождения. Мишутка знает, какой ей сделать подарок. Он пошлет ей банку любимого малинового варенья, но как ее найти? На кухне много полок, все они уставлены банками. Банки подписаны, но на беду Мишутка не умеет читать. Помогите ему найти малиновое варенье, а то он возьмется пробовать из каждой банки, и у него разболится живот". Дети находят. А теперь Мишка отправляется на почту. Дети подходят ко второму столу. "На почте много разных открыток, но Мишутке надо выбрать "С Днем рождения". Помогите ему выбрать открытку для бабушки".
22."Назови одним словом."
Цель: учить детей объединять предметы по общим признакам и давать им одно название, предварительно прочитав его по слогам.
Пособия: 1) картинки с различными предметами из серии: игрушки, посуда,
одежда, транспорт;
2) карточки со словами: транспорт, одежда, игрушки, обувь, цветы, посуда и т.д.
Организация: 1) для проведения одной игры берется не более 5 слов.
2) картинки с изображением предметов разложены по понятиям в младших группах - картинкой вверх, а в старших группах - словом кверху).
Детям раздается задание: придумать, как можно назвать одним словом разные предметы (мак, тюльпан, роза - цветы) и т.д. и подобрать к каждой группе предметов нужное название.
23."Найди слово наоборот".
Цель: учить детей читать отдельные слова, находить противоположное по смыслу слово.
Пособия: карточки со словами: далеко, близко, радостно, грустно, жадный, добрый, высоко, низко, худой, толстый, трус, храбрец, холодно, жарко, темно, светло.
Организация: на одном столе разложены карточки одного смысла, на втором - антонимы.
Ход: Дети разделены на две группы:
- группа - у одного стола,
- группа - у другого стола.
Дети по очереди из одной группы и из другой:
- поднимают и называют слово;
- из другой группы находят слово, противоположное по смыслу.
24."Магазин".
Цель: закрепить знание букв.
Материал: вырезанные из картона варежки, перчатки, гольфы, обувь: туфельки, тапочки, сандалеты. На каждой паре с обратной стороны написаны одинаковые буквы.
Ход: детям раздается по одной вещи от каждой пары, а вторая вещь - у продавца магазина. В магазине вещи перевернуты буквами вверх. Дети приходят в магазин и просят продать вещь, называя нужную букву.
25."Близнецы".
(Второй вариант игры "Магазин").
Делается по две пары одинаковых туфелек, гольфов, носков, варежек, платьев, передничков и т.д. Вещи близнецов, например, два платья, совершенно одинаковых, нос разными буквами. Дети приходят в магазин и покупают себе вторую вещь, называя свою букву.
26."Путаница".
Воспитатель говорит о том, что Зайчик хотел сложить 3 слова: мама, папа, баба, но у него получилась путаница. Дети читают хором, что сложил Зайчик. Предлагают исправить ошибку Зайчика, правильно сложить слово.
26."Игры на имена".
Проводятся в следующей последовательности:
- "сложи из букв свое имя",
- "прочти наоборот" (в данном случае буквы для имени ребенка подбираются заранее, и лишних букв не дается),
- "прочти свое имя по таблице",
- "чье имя я назвала?",
- "покажи свое имя" (на столе у воспитателя разложены карточки с именами. Дети по очереди находят свое имя),
- "1, 2, 3 - к своему имени беги".
27."Найди свой домик".
Воспитатель раздает детям по 1 гласной букве. Выбирают 2 ведущих. Одному дается фишка синего цвета, другому - зеленого цвета. Воспитатель обращается к детям: "Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета. Там жил твердый согласный звук, другой - зеленого цвета. В нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в домик.
28.”Назови слова по заданной модели”
Вос-ль: “Буратино принёс вам игрушки. Названия игрушек спрятались в этих “домиках” (схемах). Отгадайте, какое слово, обозначающее игрушку, спряталось в этом “домике”. Таким же способом дети отгадывают слова по остальным схемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »
Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...