РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnyy_karandash.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ТАНЕЕВА
_____________________________________________________________________________
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Приказом заведующего отделением
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ -ГИМНАЗИЯ УЧРЕЖДЕНИЕ -ГИМНАЗИЯ
ИМ. В.И. ТАНЕЕВА ИМ. В.И. ТАНЕЕВА
Протокол № ______ От____________№_________
От _______________ _____________Н.В.Федюкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет
«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»
(срок реализации 1 год)
Автор программы педагог:
Алексеева Анастасия Анатольевна
МО, г.Клин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 - 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
И.И.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
В общих чертах закономерности психического развития детей нормы и детей с отклонениями в развитии совпадают. Однако развитие координации двигательной системы у некоторых детей отягощается нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности, и как следствие, появляются трудности в овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.
Программа кружка направлена на всестороннее развитие ребенка, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы, осязания и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам, клеточкам. В процессе которых ребёнок осуществляет действия с шаблонами, трафаретами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.
Цель кружковых занятий: формирование графического навыка письма, развитие зрительного анализа и синтеза, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Задачи кружковой работы:
Образовательные задачи:
- Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
Развивающие задачи:
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память;
- развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Методы и приемы работы
Наглядные методы:
– показ способов действия с инструментами и материалами;
– предъявление наглядных пособий.
Словесные методы:
– анализ выполненных работ;
– объяснение способов действия с инструментами и материалами;
– использование художественного слова.
Практические методы:
– развитие графическим навыкам: обводка, штриховка, рисование по точкам, клеточкам;
– индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые методы:
– сюрпризные моменты, игровые ситуации;
– пальчиковые игры, динамические упражнения.
На каждом занятии проводятся упражнения по развитию памяти, внимания, связной и грамматически правильной речи.
Организация работы
- Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми 5-6 лет.
- Продолжительность занятия – 25 минут.
- Занятие проводится по подгруппам – с учетом особенностей детей.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Ожидаемый результат
В результате занятий по программе «Весёлый карандаш» у детей 5 – 6 лет предполагаются следующие результаты:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Расширение и закрепление у детей знаний и представлений об окружающем мире.
3. Совершенствование у детей умений и навыков работы с различными инструментами и материалами (карандашами, трафаретами, шаблонами).
4.Овладение разными видами ручной техники.
5. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
6. Формирование художественного вкуса.
7. Развитие творческих способностей у дошкольников.
8. Улучшение всех психических процессов у детей 5 – 6 лет: восприятия, памяти, мышления, воображения.
9.Повышение самооценки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь | 1. Осень Поэтапное рисование предметов. | Закрепить знания о цветных и простых карандашей. Учить детей повторять пальчиковую гимнастику с карандашами. Совершенствовать умение удерживать карандаш пальцами правой и левой руки. Формировать умение раскрашивать предметы, не выходить за их пределы. Совершенствовать внимание, память и умение выполнять движения со словами. Динамическая пауза «Дождик». | Альбомный лист А5 с контурным изображением осенним сюжетом, цветные карандаши. |
2. «Овощи и фрукты» Рисование по точкам простым карандашом. | Познакомить с пунктирными и контурными линиями. Учить различать контурные и пунктирные линии. Учить соединять взаимосвязанные предметы. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть. Динамическая пауза «Корзина с овощами». | Альбомный лист А5 с точечным изображением овощей и фруктов, простой карандаш. | |
3. «Ягоды» Поэтапное рисование предметов. | Формировать умения раскрашивать картинки. Учить использовать разноцветные карандаши. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Соединять точки поочередно. Формировать умение раскрашивать предметы, не выходить за их пределы. Закреплять умение четко проговаривать пальчиковую гимнастику. Динамическая пауза «За малиной». | Альбомный лист А5 с контурным изображением клена с несколькими опавшими листьями, цветные карандаши. | |
4. «Грибы» Обводка предметов. Рисование предметов по клеткам. | Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и замкнутые линии. Учить рисовать узор по пунктирным линиям и продолжать рисовать его самостоятельно. Формировать умения видеть контур фигуры. Учить обводить наклонные линии. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать фигуры цветными карандашами. Динамическая пауза «Соберём грибы». | Лист в клетку с контурным изображением белого гриба, простой карандаш, цветные карандаши. | |
Ноябрь | 1. «Части тела и лицо» Обводка и раскрашивание. Рисование человека. | Воспитывать самостоятельность в работе. Продолжать учить выполнять штриховку простым карандашом. Учить дорисовывать лицо человека по образцу. Учить дорисовывать правую или левую часть изображенных предметов. Динамическая пауза «Мое тело». | Альбомный лист А5 с контурным изображением человека, простой карандаш, цветные карандаши. |
2. «Посуда» Обводка, дорисовка и раскрашивание. | Совершенствовать умение дорисовывать предметы по пунктирным линиям. Продолжать учить дорисовывать в предметах недостающие части. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть. Динамическая пауза «Посуда».
| Альбомный лист А5 с пунктирным изображением чайной посуды, цветные карандаши. | |
3. «Продукты» Штриховка. | Формировать умение обводить продукты по пунктирным линиям. Формировать умения видеть контур фигуры. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Учить проводить горизонтальные линии. Динамическая пауза «Магазин». | Альбомный лист А5 с пунктирным изображением продуктов питания, простой карандаш. | |
4. «Игрушки» Раскрашивание предметов поэтапное рисование. | Формировать умения раскрашивать картинки. Учить использовать разноцветные карандаши. Закреплять умение четко проговаривать пальчиковую гимнастику. Динамическая пауза «Неваляшки». | Альбомный лист А5 с контурным изображением игрушек, цветные карандаши. | |
Декабрь | 1. «Одежда, обувь» Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное рисование. | Учить самостоятельно, выбирать карандаши для выполнения заданий. Совершенствовать умение обводить предметы по контору, дорисовывать недостающие детали предмета. Воспитывать в работе аккуратность. Динамическая пауза «Обувь» | Альбомный лист А5 с контурным изображением сапогов и шубы, цветные карандаши, простой карандаш. |
2. «Зима» Рисование по точкам. | Совершенствовать умение обводить круги по пунктирным линиям. Учить рисовать узоры по точкам в определенной последовательности. Обводка, дорисовка и раскрашивание. Продолжать учить дорисовывать симметричные предметы. Выкладывание предметов из палочек. Воспитывать сосредоточенность. Динамическая пауза «Снежинки». | Альбомный лист А5 с точечным изображением зимнего сюжета, простой карандаш, цветные карандаши. | |
3. «Зимующие птицы» Обводка, раскрашивание. | Совершенствовать умение обводить предметы не отрывая карандаш. Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть. Динамическая пауза «Зимующие птички». | Альбомный лист А5 с контурным изображением зимней птицы, простой карандаш, цветные карандаши. | |
4. «Новый год» Обводка, дорисовка, раскрашивание. | Учить закрашивать в заданном направлении. Совершенствовать навыки работы с цветными карандашами. Продолжать учить обводить предметы по точкам, пунктиру и контору. Динамическая пауза «Ёлочка». | Альбомный лист А5 с контурным изображением зимнего сюжета, простой карандаш, цветные карандаши. | |
Январь | 1. «Дикие животные» Рисование по клеточкам и линейкам. Штриховка. | Совершенствовать умение рисовать предметы по клеточкам. Формировать умения видеть контур фигуры. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Продолжать учить проводить наклонные линии, соблюдая расстояние и направление линий. Динамическая пауза «Весёлые зверята». | Лист в клетку, образец, простой карандаш. |
2. «Домашние животные» Обводка, дорисовка и раскрашивание. | Закреплять умение рисовать узор по пунктирным линиям, дорисовывать недостающие части предмета. Развивать цветовосприятие у дошкольников. Динамическая пауза «Веселые зверята». | Альбомный лист А5 с пунктирным изображением домашнего животного, простой карандаш, цветные карандаши. | |
3. «Домашние птицы» Поэтапное рисование и раскрашивание. | Закреплять умение подбирать самостоятельно, выбирать цвет карандашей для выполнения заданий. Совершенствовать умение обводить предметы по контору, дорисовывать недостающие детали предмета. Воспитывать в работе аккуратность. Динамическая пауза «Домашние птицы». | Альбомный лист А5 с контурным изображением домашней птицы, цветные карандаши, простой карандаш. | |
Февраль | 1. «Мебель» Штриховка. Выкладывание из палочек. | Формировать умения видеть контур фигуры. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Учить проводить вертикальные линии. Динамическая пауза «Прятки». | Альбомный лист А5 с контурным изображением мебели, счетные палочки, простой карандаш. |
2.«Транспорт» Рисование предметов по клеточкам. | Совершенствовать умение рисовать узор по клеточкам самостоятельно по образцу. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий. Динамическая пауза «Поехали». | Лист в клетку, заготовленный эскиз, простой карандаш. | |
3. «Кораблик для папы» Поэтапное рисование и раскрашивание. Штриховка. | Закреплять умение подбирать цветные карандаши для раскрашивания картинки. Используя образец рисовать знакомый предмет (кораблик). Динамическая пауза «По волнам». | Альбомный лист с пунктирным изображением морских волн, цветные карандаши, простой карандаш. | |
4. ««Платье для куклы» Поэтапное рисование по шаблону и рисование узоров. | Закреплять умение использовать шаблон, подбирать цветные карандаши для раскрашивания картинки. Используя образец рисовать узор платья. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Динамическая пауза «Портниха». | Альбомный лист А5, шаблон платья, простой карандаш, цветные карандаши, заготовленные образцы узоров платья. | |
Март | 1. «Инструменты» Дорисовка предметов. Выкладывание предметов из палочек. | Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивания не выходить за их пределы. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Учить проводить вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх. Динамическая пауза «Весна, весна красная». | Альбомный лист А5 с частичным изображением инструментов, простой карандаш, цветные карандаши, палочки. |
2. «Весна» Обводка, дорисовка и раскрашивание. | Совершенствовать умение рисовать картину, используя цветные карандаши. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Воспитывать аккуратность в работе. Динамическая пауза «Весна, весна красная». | Альбомный лист А5 с контурным изображением весеннего сюжета, простой карандаш, цветные карандаши. | |
3. «Семья» Обводка, дорисовка и раскрашивание. | Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши. Закреплять умение дорисовывать недостающие детали предмета используя образец. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий. Динамическая пауза «Семья». | Альбомный лист А5 с контурным изображением семьи (мама, папа, я), заготовленныйэскиз, простой карандаш, цветные карандаши. | |
4. «Дом» Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам. | Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и замкнутые линии. Учить рисовать узор по клеткам и продолжать рисовать его самостоятельно. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Динамическая пауза «Семья». | Лист в клетку, заготовленныйэскиз, простой карандаш, цветные карандаши. | |
Апрель | 1. «Перелетные птицы» Обводка, дорисовка и раскрашивание. | Совершенствовать умение обводить предметы не отрывая карандаш. Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении. Совершенствовать технику рисования. Развивать связную речь. Динамическая пауза «Весна, весна красная». | Альбомный лист А5 с контурным изображением птицы, цветные карандаши. |
2. «Космос» Рисование узоров по клеточкам и линиям. Симметричное рисование. | Продолжать учить обводить предметы по контуру. Развивать фантазию, дорисовывая картинку. Формировать умение последовательно соединять точки при помощи линейки. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий. Динамическая пауза «Поехали» | Лист в клетку, заготовленныйэскиз, простой карандаш, цветные карандаши. | |
3. «Город» Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование. | Учить подбирать карандаши по цвету. Совершенствовать умение по образцу дорисовывать рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий. Динамическая пауза «Люблю по городу гулять». | Альбомный лист А5 с контурным изображением родного города, цветные карандаши. | |
4. «Рыбы» Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Штриховка. | Формировать умение цветными карандашами проводить разноцветные дорожки по линейке. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Воспитывать аккуратность в работе. Динамическая пауза «Золотые рыбки». | Альбомный лист А5 с контурным изображением домашней птицы, цветные карандаши, простой карандаш. | |
Май | 1. «День Победы»» Рисование узоров по клеточкам и линиям. | Рисование узоров по клеточкам и линиям. Продолжать учить обводить предметы по контуру. Развивать фантазию, дорисовывая картинку. Динамическая пауза «Победа». | Альбомный лист А5 с контурным изображением сюжета, карандаши. |
2. «Цветы» Раскрашивание . Поэтапное рисование. Составление предметов из геометрических фигур. | Формировать умение подбирать цвета и раскрашивать картинку. Используя образец рисовать знакомые предметы. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Воспитывать аккуратность в работе. Динамическая пауза «Алый мак». | Альбомный лист А5 с контурным изображением цветка, цветные карандаши, фигуры. | |
3. «Насекомые» Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка. | Закреплять умение обводить насекомых по контуру не отрывая карандаш. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Динамическая пауза «Бабочка». | Альбомный лист А5 с контурным изображением насекомого, цветные карандаши, простой карандаш. | |
4. «Лето» Творческий коллективный рисунок. | Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики. Учить располагать изображение в центре листа, подбирать сочетание разных цветов. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Развитие творческих способностей. Способствовать коллективной работе дошкольников.
Динамическая пауза «Лето к нам пришло». | Ватман, простой и цветные карандаши. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Т.Ю.Бардышева, Привет, ладошка!, Карапуз,2012
- Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина, Пальцы помогают говорить,М.:Гном,2012
- Л.В. Игнатьева ,Послушные карандаши, М.: Ювента, 2013
- Т.В. Пятница, Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами, Мн.: Аверсвэв, 2005
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика», 2003
- В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь, Спб.: Лань, 1996
- Е.Б.Шмелева, Пальчиковые игры, М.: Ювента,2009
- Л.М. Граб, Развитием графические навыки, М.: Гном, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"
Данная программа расчитана на средний и старший дошкольный возраст....
Рабочая программа платного дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на 2017 -2018 учебный год
Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами....
рабочая программа по дополнительному образованию кружка ИЗОстудии "Челээш"
рабочая программа по дополнительному образованию ИЗОстудии "Челээш"...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 7 лет «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет дей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 лет «ЗАНИМАТИКА»
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственно...