Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
рабочая программа по музыке (младшая группа) по теме
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропевать различные потешки. От занятий получают положительное эмоциональное настроение, духовное насыщение и развитие как музыкальных способностей, так и речевых, интеллектуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dapolnitelnomu_obrazovaniyu_po_vokalu_detey_z-4_let_-_kopiya.docx | 30.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка «Умка»
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу.
Возраст: дети от 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: музыкальный руководитель
Забродская Наталья Евгеньевна
г. Новый Уренгой 2016г.
1.Пояснительная записка.
Данная учебная программа рассчитана на 1-летний курс обучения детей 3-4 лет. Основной целью создания группы вокала является приобщение детей к основам музыкальной культуры, развитие их музыкальных способностей, формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания детского голоса.
Весь процесс обучения должен строится так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Исполнительская деятельность у детей первой и второй младших групп только-только начинает свое становление. У детей этого возраста голос не сформирован, он слабый и тихий. Требуется очень осторожное и бережное отношение к детскому голосу, продуманный подбор песенного материала.
Программные требования содержат конкретные задачи и методические рекомендации по этому году обучения, систематизируют учебный материал, предоставляют возможность педагогу изменять объем и последовательность освоения вокальной техники в зависимости от уровня имеющихся способностей воспитанников и по мере решения определенных задач в обучении.
Задачи:
В задачи обучения входит формирование и развитие у воспитанников:
- Эмоционального восприятия музыки.
- Желание детей петь и допевать мелодии до конца.
- Навыков исполнительства веселых и грустных мелодий по образцу.
- Приобщение детей к народной музыке и музыке современных авторов;
- Навыков сольного исполнения в сопровождении фортепиано, других инструментов.
В целом, в учебно-воспитательной работе возможно предусмотреть 3 основных этапа:
-подробное ознакомление с воспитанниками, установление доброго доверительного отношения с ним;
-приобщение их к разным видам музыкальной деятельности;
-формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых навыков;
Индивидуальный подход к обучению, позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка, создавая реальные условия успешного развития вокальных навыков не только одаренных детей, но и детей со средними и слабыми музыкальными способностями. Вариативность подхода к обучению, способствует демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения.
В основе процесса обучения сольному пению лежат следующие методические принципы:
Постепенность и последовательность овладения навыками пения.
Продвигаясь от простого к сложному необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение произведения являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к содержанию произведения. Чем младше воспитанник, тем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.
Единство художественного и технического развития.
Усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связаны с музыкально-образным строем исполняемых пьес и песен, включая вокальные упражнения (распевки). Упражнения должны быть доступны, легко восприниматься на слух и постепенно усложняться. Музыкально-дидактические игры помогают обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха и пения.
Применение индивидуального подхода к воспитаннику.
Поскольку обучение пению процесс сложный, имеющий в своей основе комплекс традиционных и обязательных педагогических приемов, следует порой отступать от них, изменяя привычную практику, идя на встречу индивидуальности воспитанников. Цель этих занятий- доставить ребенку эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Общее кол-во часов |
1.Понятие о дыхании. Упражнения. | 8 |
2. Пение учебно-тренировочного материала. Распевание | 8 |
3. Формирование певческого дыхания | 7 |
4. Формирование вокально-фонационных навыков | 4 |
5. Формирование певческой артикуляции | 8 |
6. Формирование звуковысотного интонирования | 8 |
7. Пение произведений: * народная песня * современных авторов | 5 24 |
Итого: | 72 |
3. Содержание курса
Легкие песенки и упражнения помогут развить музыкальный слух и голос у детей 3-4 лет. Веселые тексты песен нравятся малышам, короткие и легкие мелодии быстро запоминаются.
Упражнения помогут малышам услышать, многократно спеть и хорошо запомнить все основные интервалы, встречающиеся в мелодиях детских песенок. Мелодии ко всем песенкам представлены в виде забавных значков- рисунков, что обеспечивает детям наглядность мелодической линии и позволяет во время пения предвидеть направление мелодии.
Для знакомства малышей с песенками важен показ картинок перед пением или показ игрушек во время пения. На первом этапе важно эмоциональное исполнение взрослым и выразительный аккомпанемент. Необходимо заинтересовать малышей, вызвать желание слушать песню повторно и подпевать.
Взрослый должен знать мелодию, текст песни и аккомпанемент наизусть. Во время исполнения следует поддерживать с детьми зрительный контакт, а также использовать мимику и жесты.
Разучивание песни начинается с запоминания детьми мелодии и текста. Рекомендуется на этом этапе петь с детьми трудные интервалы, а также исправлять ошибки произношения. Разучивание обычно проводится с голоса и сопровождается или чередуется с игрой взрослым на пианино мелодии песни.
Медленно подпевая песенку, дети могут пальчиком указывать на соответствующие «знаки» на рисунках мелодической линии. Это помогает чище петь даже самым маленьким.
На заключительном этапе песни разучиваются с музыкальным сопровождением и в группе, и индивидуально. Для поддержания интереса к песенкам, можно петь их на слоги- звукоподражания: «Паравоз»- чух-чух, «Лягушки»- ква-ква, «Дождь»-кап-кап, и т.д.
Пение рекомендуется сопровождать имитационными движениями рук: «Дождь»- стучать пальчиками по столу или ладошке, «Лягушки»- хлопать соединенными в кистях ладошками, «Рано утром» постукивать по столу костяшками пальцев и др.
Распевание (2-3 минуты): Большое внимание нужно уделять распеванию, т.е. использовать певческие упражнения- распевки, попевки, прибаутки. Приобщать детей к народной музыке и музыке современных авторов.
Необходимая пауза (молчание) для отдыха голосового аппарата (1-2 минуты).
Разучивание и исполнение песен. Исполнительская деятельность у детей первой и второй младших групп только-только начинает свое становление. У детей этого возраста голос не сформирован, он слабый и тихий. Требуется очень осторожное и бережное отношение к детскому голосу, продуманный подбор песенного материала. Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания детского голоса- это задача музыкального руководителя. Весь процесс обучения должен строится так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Музыкальная грамота: Музыкально-дидактические игры помогают обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.
Ритмические и речевые игры и упражнения:
Цель- доставить ребенку эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкально- ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку. В работу по обучению детей музыке можно включать игру на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений.
Исполнение песен: В основе содержания- нравственные –эстетическое отношение к ближайшему окружению ребенка, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование основных музыкальных способностей. Содержанием музыкального воспитания детей трех лет является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых навыков. В этот период формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на услышанную мелодию. Маленький ребенок воспринимает мелодию в целом, постепенно начинает слышать и выделять выразительную интонацию, образы. Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми)- ля(си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю- баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки исполнительства веселых и грустных мелодий по образцу.
4.Требования к уровню подготовки воспитанника
К концу первого года обучения воспитанник должен:
-слушает музыкальное произведение до конца;
-узнает знакомые песни;
-различает звуки по высоте (в пределах октавы);
-замечает изменение в звучании (тихо-громко);
-поет, не отставая и не опережая других;
5.ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Е. Железнова Упражнения № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Е. Железнова «Арбуз», «Дождь», «Гном», «Василек», «Теремок», «Лягушки», «Два медведя», «Чижик», «Баю-бай», «Мишка косолапый», «Рано утром», «Едет, едет паровоз».
Упражнения: №1-Мама, №2- «Мяу», №3- «Ква», №4- «Ку-ку», №5- «Баю», №6- «Привет», №7- «Ау», №8- «Где ты был?», №9- «Добрый день», №10- «Вот иду я вверх».
Сл. и муз. Л. В. Мишаковой «Солнышко- ведрышко»
Сл. О.П. Ильиной, муз. Е.В. Майковой «Лето, где ты?»
Сл. О.П. Ильиной, муз. Е.В. Майковой «Малыши и лето»
Сл и муз. М. А. Савельевой «Осенние картинки»
Сл.О.П.Ильиной, муз.Е.В. Майковой «Осенью, осенью»
Сл и муз. М.А.Савельевой «Танец с листочками»
Сл., муз. Е.Д. Гольцовой «Осень»
Сл. О.П. Ильиной, муз Е.В. Майковой «Рябинка»
Сл. и муз М. А. Савельевой «Тучка»
Сл. и муз. Л. Б. Веселовой «Ходит Осень по дорожкам»
Сл. и муз. Л. Б. Веселовой «Осень золотая
Сл. А. Барто, муз. Е.В. Грениной «Зайка»
Сл.О.П. Ильиной, муз. Е. В. Майковой «Смелые грибники»
Сл. И.Г. Смирновой, польская народная мелодия «Пушистые гости»
Сл. И муз. И. Г. Смирновой «Лесная полька»
Сл. И муз. И. Г. Смирновой «Комарик и мушка»
Сл. И муз. Л. Б. Веселовой «На лошадке»
Сл. И муз. М. А. Савельевой «Мы поскачем на лошадке»
Сл. И муз. Т. Б. Бокач «Валенки»
Сл. И муз. Е. Д. Гольцовой «Вот пришла к нам зима»
Сл. И муз. М. А. Савельевой «Саночки»
Сл. И муз. Е. Д. Гольцовой «Елочка улыбается»
Сл. И муз. Т. В. Бокач «Закружился хоровод»
Сл. И музыка Т. В. Бокач «Не дразни нас, елочка!»
Сл. И муз. М. А. Савельевой «Возле нашей елочки»
Сл. О. П. Ильиной, муз. Е. В. Майковой «Елочка красавица»
Сл. И муз. Л. Б. Веселовой «Сколько мы снежков слепили»
Сл. И муз. И.Г. Смирновой «Игра в снежки»
Сл. И муз. Т. Б. Бокач «Танец ко всем праздникам»
Сл. И муз. И. Г. Смирновой «Мы мороза не боимся»
Сл. И муз. Е. Д. Гольцовой «Танец зайчат»
Сл. И муз. Е. Д. Гольцовой «Лапочки –зайчики»
Сл. И муз. Л. Б. Веселовой «Вот как пальчики шагают»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Научились мы считать»
Сл. и муз. Е.Е. Соколовой «Пой, как киска»
Сл. Е.Е. Соколовой Музыкально- дидактическая игра для развития медленного и быстрого темпа «Улитка и муравей»
Сл. и муз. Е.Е. Соколовой «Шла коза с козлятами» (игра для развития мимики и пантомимики
Музыкально- дидактическая игра для развития звуковысотного слуха Сл. и муз. Е.Е. Соколовой «Котята в лукошке»
Музыкально- дидактическая игра для ознакомления со способами извлечения звуков: Сл. Е.Е. Соколовой «Ложки»
Музыкально- дидактическая игра на развитие чувства ритма Т.В. Бокач «Молоточками стучим»
Музыкально- дидактическая игра для определения характера звучания Сл. Е.Е. Соколовой «Что в коробочке лежит?»
Музыкально- дидактическая игра для определения характера звучания Сл. Е.Е. Соколовой «Угадай по звуку предмет»
Сл. и муз. Т.В. Бокач «Рисуют наши ручки»
Сл. и музыка Е. Е. Клиндуховой «Мишки- шалунишки»
Сл. О. П. Ильиной, муз. Е. В. Майковой «Весна пришла»
Сл. А. Матлиной, муз. М Савельевой «Березка»
Сл. Ю. Островского, муз. И.Г. Смирновой «Пляшут от радости звери весной»
Сл. и муз. И. Г. Смирновой «Ручеек»
Сл. и муз. И. Г. Смирновой «Василек»
Сл. О. П. Ильиной, муз. Е. В. Майковой «Поздравление маме»
Сл. и муз. М. А. Савельевой «Здравствуйте, гости»
Сл. и музыка Т.В.Богач «Пляска с воздушными шарами»
Сл. Н. Я. Соломыкиной, муз. Т.Н. Арзамасовой «Пряничек для мамы»
Сл. и муз. Н. И. Нуждиной и Ю. П. Толмачевой «Заботливая курочка»
Сл. и муз. М. А. Фофоновой «Песенка про поросят»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Птичка и кот»
Музыкально- дидактическая игра: сл. и муз. Е.В. Грининой «Мама и малыш»
Сл. А. Барто, муз. Е. В. Грининой «Бычок»
Сл. А. Барто, муз. Е. В. Грининой «Козленок»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Есть у Катеньки дружок»
Сл. И. Е Яцевич, муз. И. Г. Смирновой «Колыбельная»
Сл. и муз Е. В. Морозовой «Машин день»
Музыкально- ритмическое упражнение «Учим деток танцевать» сл. и муз. Т. В. Бокач
Сл. и муз. Н. И. Нуждиной и Ю. П. Толмачевой «Пляска с платочками»
Сл. и муз. Л. Б. Веселовой «Бабушкин клубочек»
Сл. и муз. В.В. Скурлатовой «Башмачки»
Сл. имуз. Т.А. Соковой «Гномики»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Мышки в гости собирались»
Сл. и муз. Е. В. Грининой «Игра с колокольчиками»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Праздник нашей мамочки»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Мамин день»
Сл. и муз. Л. А. Старченко «Песенка для мам»
Сл. и муз. Л. А. Старченко «Мамочка моя»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Потанцуем с мамой»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Все танцуем вместе»
Сл. и муз. Т. В. Бокач «Праздничная пляска»
Сл. и муз. Т. В. Бокач « Ах, матрешки, загляденье!»
Сл. и муз. Л. Б. Кривонос «Песня кукол»
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1) фортепиано
2) персональный компьютер
3) усилитель, колонки
4) микрофоны
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Сб., 2007.
2. Баневич С. Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. – Сб., 2004.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М, 2000.
4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
5. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М., 1965.
6. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
7. Агарков О.И. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении.: СБ.тр. ГМПИ им. Гнесиных., - М., 1975.
8. Марченко Л. Детские песни о разном.: Выпуск 1,2,3. Изд-во Феникс, 2002.
9. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М., 2008.
10. Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. – М., Музыка, 2005.
11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
12. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996г
13. Журнал «Колокольчик» №50
14. Журнал «Колокольчик»№54
15. Журнал «Колокольчик №34
16.Журнал «Колокольчик» №53
17.Журнал «Колокольчик» №46
18. Журнал «Колокольчик» №56
19.Журнал «Колокольчик» №48
20.Журнал «Колокольчик» №52
21.Журнал «Колокольчик №37
22.Журнал «Колокольчик» №45
23.Е. Железнова Альбом для обучения пению Издательский Дом Катанского 2014г.
24.О. Л. Сафронова Хрестоматия для вокалистов Распевки , Изд. «Планета музыки», Москва, 2014г
Ритмические и речевые игры и упражнения; артикуляционная гимнастика; упражнения и игры на дыхание прилагаются в приложениях к программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...
Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «ПИРАМИДКА»
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"
Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"...
Программа дополнительного образования "Любознайки" для детей младшего дошкольного возраста
Программа направлена на формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный годАннотация к программе...