Методика Джанни Родари как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
статья

Методика Джанни Родари

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика Джани Родари15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Джанни Родари как средство развития речевого  творчества  детей   старшего дошкольного возраста

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это сочинение действительно оригинально, а у кого-то нет.

Один из широко используемых приемов развития речевого творчества детей связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей.

Существуют десятки рекомендованных Джанни Родари приемов, которые делают процесс обучения доступным и интересным. Приведем пример некоторых приемов:

  1. Бином фантазии.

Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку или придумайте сами историю с этими словами. Конечно, не каждое сочинение бывает перспективным для сочинения интересного сюжета. Но если сочетание окажется необычным, то шансы повышаются.

  1. Перевирание сказки.

В этом случае сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера он приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», — начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», — спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно. Красная... Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». — «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутала», — сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана правильно. В то же время дети охотно принимают новую игру. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят  еще раз рассказать смешную, веселую сказку.

  1. Красная шапочка на вертолете.

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую- нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной шапочки : девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, вертолет. Эта игра - разновидность «фантастического бинома». Красная шапочка - вертолет.

Мы можем сделать следующие выводы: 

Проведя теоретическое исследование проблемы развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари, мы можем сделать следующие выводы:

Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребёнок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это сочинение действительно оригинально, а у кого-то нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.

Один из широко используемых приемов развития речевого творчества детей связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии», в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная сказка как средство развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Материал описывает  этапы работы над музыкальным спектаклем в детском саду; раскрывает эффективные приемы взаимодействия с детьми....

Мнемотехника - как средство развития речи старшего дошкольного возраста с ТНР.

quot;Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР через вариативные формы и методы работы в условиях ФГОС."...

Статья на тему: "Оригами - как средство развития детей старшего дошкольного возраста."

Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок долж...

Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста

организация напольных игр для старших дошкольников,  выступает как средство развития у детей общения, познавательной активности взаимодействия, удовлетворения потребности   в двигательн...

«Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста»

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу дет...

Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего  дошкольного возраста....