«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал на тему

Мартышева Екатерина Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_e.v.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5»

Доклад

Тема:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                               Мартышева Е.В.

р.п.Пышма 2017г.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться не только новые психологические механизмы деятельности и поведения, но расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, совершенствуются познавательные процессы. В педагогической практике существует множество различных способов и средств общего развития старших дошкольников. В связи с этим, выбор наиболее эффективных из них относится к числу важнейших задач, стоящих перед воспитателями ДОУ. Одним из самых интересных и доступных средств общего развития детей в данном возрасте, на мой взгляд,  выступают пальчиковые игры, которые можно использовать как непосредственно в процессе образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Играя своими пальчиками, дети получают различные сенсорные впечатления, у них развивается умение координировать свои движения, сосредотачиваться на одном занятии, развивается ловкость, внимательность, усидчивость,  активизируется моторика рук. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, умение вслушиваться в речь воспитателя.  Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять, способствуют развитию восприятия, памяти, эмоциональности, творческой деятельности.

Большинство игр с пальчиками несут в себе обучающую нагрузку. Одни направлены на изучение счета, другие знакомят с названиями частей тела и самих пальчиков, со свойствами различных предметов и материалов, третьи закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. В некоторых пальчиковых играх ребенок должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право – лево.

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации, которых я обязательно придерживаюсь в своей профессионально деятельности:

1. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Выполнять упражнение следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

3. Проигранные несколько раз игры необходимо постепенно заменять новыми, к наиболее понравившимся играм можно возвращаться по желанию детей.

4. Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. Нужна постепенность.

5. Нельзя принуждать ребенка к игре.

6. Следует поощрять успехи.

Руководствуясь данными положениями, можно достичь целей любой игры с пальчиками. Главное –  одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.

Пальчиковые игры разнообразны по своему содержанию и назначению, в связи с этим их подразделяют на несколько групп:

1. Игры-манипуляции.

2. Пальчиковые кинезиологические игры (или «гимнастика мозга»).

3. Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.

4. Пальчиковые игры с предметами.

5. Театрализованные пальчиковые игры.

В своей профессиональной деятельности при работе со старшими дошкольниками я использую все перечисленные виды пальчиковых игр.

На сегодняшний день в моем арсенале имеется обширная картотека игр с пальчиками. И сегодня мне бы хотелось познакомить Вас с ними более подробно.

Итак,  игры-манипуляции. Это известные всем «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?» и т.п., которые развивают воображение, учат в каждом пальчике видеть тот или иной объект. Немаловажным достоинством этого вида игр является то, что все действия с пальчиками дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

В качестве примера я бы хотела предложить Вам игру «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас (показываем ладошки)

А он один  (показываем указательные пальцы, снова сжимаем пальцы левой руки в кулачок)

Эта долька – для ежа (правой рукой разжимаем большой пальчик на левой руке)
Эта долька – для чижа (разжимаем указательный пальчик)

Эта долька – для котят (разжимаем средний пальчик)
Эта долька - для утят (разжимаем безымянный пальчик)
Эта долька - для бобра (разжимаем мизинец)
А для волка – кожура! (стряхиваем обе кисти, имитируя выброс кожуры)

Ой, беда, беда прячьтесь, прячьтесь, кто куда! (закрываем ладошками лицо)

В процессе общего развития старших дошкольников очень эффективны пальчиковые кинезиологические игры или по-другому их называют «гимнастика мозга». Они позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, способствуют улучшению мыслительной деятельности, памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка  внимания, сосредоточенности, поэтому они наиболее сложны в выполнении для детей на практике.

В этом я предлагаю Вам убедиться, сыграв со мной в игру «Кулак - ребро - ладонь». Ваша задача – последовательно менять три положения:

«кулак» - сжатая в кулак ладонь,

«ребро» - ладонь ребром на плоскости стола,

«ладонь» - ладонь на плоскости стола.

(Выполнять упражнение необходимо сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.)

Следующий вид пальчиковых игр, часто применяемых мною в работе, – это пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.  В данном случае используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Детям очень нравятся игры «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Гуси щиплют травку». «Надеть перчатки» предлагаю я и Вам. Для этого большим и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз, как бы одевая  на каждый пальчик перчатку, в конце растираем ладонь.

Очень эмоционально проходит игра «Гуси щиплют травку», когда ребята пальцами правой руки пощипывают кисть левой и наоборот.

 Для более эффективного самомассажа кисти рук использую грецкий орех, массажный мячик, карандаш. Примеры таких игр приведены в раздаточном материале.

Особое место среди игр с пальчиками занимают  игры с предметами: с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, прищепками, а также мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, матрёшек. Они знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Дети очень любят лепить из пластилина и создавать картины из него, заполняя пластилиновыми шариками пространство внутри контура, изображенного на картоне, а также аппликации из ниток, требующие большого терпения и много времени, чтобы сначала проклеить ниткой контур рисунка, а потом заполнить его обрезками пряжи.

Увлекает дошкольников и создание поделок из ниток, путем их наматывания на картон.

Выполненные детьми работы регулярно пополняют выставочную  галерею учреждения.

Большой интерес у старших дошкольников вызывают игры с прищепками, где нужно добавить предмету недостающий элемент прищепками (например, солнышку лучики, зайчику ушки, ботву овощам и т.п.).

Мозаика из пуговиц – еще одна увлекательная развивающая игра для деток. Ребенку нужно в свободные кружочки на красочных картинках положить пуговицы в соответствии с размером и цветом.

Среди пальчиковых игр с бумагой хотелось бы отметить игру «Птичий двор», когда ребята создают птичек в технике оригами, а затем обыгрывают различные ситуации с ними.

Для развития тактильных ощущений дошкольников я практикую пальчиковую дидактическую игру «Определи на ощупь»: дети с завязанными глазами пальчиками определяют разные по размеру, шероховатости-гладкости предметы, считают их количество.

Приносят радость и пользу детям игры с использованием «сухого пальчикового бассейна» с крупой, с помощь которого ребята также учатся на ощупь различать предметы, выбирать нужный предмет по словесному указанию.

Такой «сухой бассейн» я также применяю для самомассажа кистей и пальцев, тем самым развивая координацию мелких мышц руки, снимая эмоциональное напряжение у деток. Предлагаю простые упражнения, например,  под стихотворное сопровождение опустить руки в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Варианты использования «сухого пальчикового бассейна» также содержатся в раздаточном материале.

Особый интерес для дошкольников представляет рисование крупами (например, манкой на подсветке).

Особый интерес у дошкольников вызывают театрализованные пальчиковые игры: пальчиковый, варежковый, перчаточный театр, театр теней, которые обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию, развитию внимания и памяти.

В своей практической деятельности я успешно применяю варежковый театр, изготовленный своими руками. Образы-варежки персонажей сказки очень нравятся детям, близки им, понятны и доступны, ведь варежка – простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно в работе с малышами. Варежковый театр  является не только развлечением для детей, он раскрепощает их, учит проявлять свои чувства, эмоции, желания и взгляды, стимулирует речевую активность, знакомит с понятия добра и зла, храбрости, стойкости, хитрости.

Имеющиеся пальчиковые театры  «Маша и 3 медведя», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др. предоставляют возможность расположить сказку «на ладошке» у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковый театр тоже представляет собой прекрасный материал для развития воображения, мышления, речи, мелкой моторики.

Помимо этого, дошкольники очень любят самостоятельно придумывать истории, где героями выступают различные пальчиковые куклы, а также инсценировать предлагаемые им притчи.

Благодаря применению в своей профессиональной деятельности разнообразных пальчиковых игр я заметила, что движение кисти и пальцев рук некоторых детей стали более точными и координированными;  большинство ребят научились концентрировать своё внимание, правильно его распределять; речь многих стала выразительнее и четче; появились старательность, упорство, усидчивость, творческий подход к выполнению упражнений.

Таким образом, использование в педагогическом процессе с дошкольниками пальчиковых игр значительно повысило их интерес к занятиям, а также эффективность самих занятий. Можно с уверенностью утверждать, что применение игр с пальчиками является средством общего развития детей старшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры не только эмоциональны и увлекательны для детей, они также исключительно полезны для их общего развития.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальная сказка как средство развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Материал описывает  этапы работы над музыкальным спектаклем в детском саду; раскрывает эффективные приемы взаимодействия с детьми....

Мастер - класс для педагогов на тему "Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал рассказывает о том, как влияют напольные игры на развитие дошкольников....

Статья на тему: "Оригами - как средство развития детей старшего дошкольного возраста."

Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок долж...

Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста

организация напольных игр для старших дошкольников,  выступает как средство развития у детей общения, познавательной активности взаимодействия, удовлетворения потребности   в двигательн...

«Напольные игры как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста»

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу дет...

Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста

Организация напольных игр как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста...

Январь 2024 «НАПОЛЬНЫЕ ИГРЫ, КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;НАПОЛЬНЫЕ ИГРЫ, КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...