Статья на тему: "Оригами - как средство развития детей старшего дошкольного возраста."
статья (старшая группа)

Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок должен будет длительное время сидеть за партой, соблюдать определённую позу, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонки и точных движений рук, но и четкого согласования движений руки и глаз. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя: массаж рук; пальчиковые игры; различные виды театра; игры с природным материалом; изобразительная деятельность; оригами.

Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. В переводе с японского оригами означает – «сложенная бумага». Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.

Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети. Наряду с детскими конструкторами - это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее вашего ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в жизни ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.

С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о техники безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком. 

Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе

Одним из немаловажных аспектов всестороннего развития дошкольника и успешной подготовки к обучению к школе является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Поэтому, работая с детьми дошкольного возраста, я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук моих воспитанников. Опыт моей работы показал, что развивать мелкую моторику обеих рук можно при помощи искусства оригами, так как оригами – искусство, близкое детям. Для этого изучила ряд исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов о сущности оригами.

Достоинствам оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки; абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей; возможность коллективного творчества.

Оригами – искусство, которое способствует развитию художественного вкуса, психических процессов, совершенствованию мелкой моторики и точных движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, ответственности, аккуратности, формированию самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, формированию добрых чувств к близким, дает возможность выразить эти чувства через сделанные подарки своими руками.

Я убедилась, что постоянное применение техники оригами в работе с детьми способствует тренировке руки к письму, знакомит с элементарными геометрическими формами, развивает пространственное мышление, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественное восприятие, глазомер, коммукативные  навыки, внимательность, усидчивость и т.д. Все перечисленные качества очень важны для ребенка и необходимы для успешного обучения в школе, поэтому я поставила перед собой цель: качественно подготовить детей к школе, используя технику оригами.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/80_0.jpg?itok=huyZxP_9

Для более успешного освоения материала при изготовлении поделок из бумаги, процесс изготовления игрушек я разделила на ряд операций:

• знакомство с образцом готовой игрушки;

• анализ схемы выполнения одной операции;

• одновременное складывание игрушек;

• оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.

Для успешного обучения изготовлению поделок методом оригами в игровой форме с детьми были выучены условные обозначения заготовок, что способствовало быстрому запоминанию последовательности изготовления поделок.

Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально. Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приемы: показ с проговариванием действий,  устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

При обучении детей оперирую терминами: угол, сторона, линия, вершина, диагональ.

Для создания мотивации использую: игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры.

Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Фигуры, сложенные детьми из бумаги, мы используем в театрализованной деятельности, играх-драматизациях.

Многообразие и несложность выполнения поделок позволяет моим детям, используя театральные маски, выполненные техникой оригами, инсценировать отрывки из художественных произведений, русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса и волк» и т.д. В подвижных играх: «Вот сидит лохматый пес», «Огуречик, огуречик», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и т.д., что вызывает у детей огромную радость и интерес к такому виду деятельности, а также развивает у них активную речь, творческие способности, воображение.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/089_1.jpg?itok=mRWFCsJa

К работам, выполненным совместно с родителями, дети сочинили сказки: «Аленький цветочек», «Волшебные цветы», «Сказка про медвежат», «Непослушный цыпленок», «Белые лебеди». 

 Перед изготовлением поделок из бумаги я знакомлю с её свойствами, что вызывает интерес и оставляет у моих воспитанников яркие впечатления.

Дети с удовольствием пускают кораблики в тазике с водой и самолетики, сделанные из разной по структуре бумаги, придумывают различные игры, активно делают предположения и выводы. В результате этого у детей повысились навыки исследовательской деятельности, появилось желание продолжить работу с бумагой.

Во время изготовления поделок из бумаги я даю детям четкие, конкретные указания: «возьмите правый верхний угол и положите его на левый нижний…», «приложите левую сторону на правую… » и т.д.

В результате у детей сформировались прочные умения ориентироваться на плоскости, аккуратно работать в тетради. Ведь клетка – это квадрат!

Мы сумели заинтересовать родителей и привлечь их к участию в воспитательном процессе. Любая продуктивная деятельность со своим ребенком воспринимается ими положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к своим поделкам, рассказывают взрослым и сверстникам о том, как они их делали. Многие родители заинтересовались и согласились нам помочь. Вместе с детьми сделали, используя технику оригами, атрибуты к подвижным играм, играм драматизации, помогают пополнить наш уголок «Умелые руки» разнообразной бумагой по цвету и фактуре. Предлагают новые идеи, схемы, книги, что способствует дальнейшему укреплению наших отношений.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/89_0.jpg?itok=YvYq8mN5

Родителям были предложены консультации:

–   «Влияние оригами на развитие речи дошкольника»;

–  «Использование искусства оригами в работе с детьми дошкольного возраста»;

–    «Методические рекомендации для родителей».

 Все дети, посещающие группу, с интересом осваивают технику оригами. В результате работы получены  положительные результаты, а именно:

1. Повысился уровень развития концентрации внимания, памяти, пространственных отношений, мелкой моторики рук и многие другие качества личности наших воспитанников, необходимых при обучении в школе.

2.  Полностью выполнены поставленные перед нами задачи. Изготовленные детьми поделки совместно с взрослыми мы используем в театральной, экспериментальной деятельности.

Техника оригами стала для нас универсальным способом развития, т.к. её можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, математикой, продуктивными видами деятельности. Таким образом, оригами является одним из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки ребенка к обучению в школе

Статья «Оригами - как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»

 

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.

 

Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок должен будет длительное время сидеть за партой, соблюдать определённую позу, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонки и точных движений рук, но и четкого согласования движений руки и глаз. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя:

- массаж рук;

- пальчиковые игры;

- различные виды театра;

- игры с природным материалом;

- изобразительная деятельность;

- оригами.

Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. В переводе с японского оригами означает – «сложенная бумага». Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.

Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети. Наряду с детскими конструкторами - это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее вашего ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в жизни ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.

С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

 «Общие правила при обучении технике оригами».

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком. 

Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Статья:"Значение словесных дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста "

laquo;Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей зад...

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

"Музыкальная сказка как средство развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Материал описывает  этапы работы над музыкальным спектаклем в детском саду; раскрывает эффективные приемы взаимодействия с детьми....

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...