"Музыкальная сказка как средство развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Наталья Анатольевна

Материал описывает  этапы работы над музыкальным спектаклем в детском саду; раскрывает эффективные приемы взаимодействия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_skazka_kak_sredstvo_razvitiya.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная сказка

как средство развития детей старшего дошкольного возраста

в театрализованной деятельности

Музыкальная деятельность носит творческий характер и оказывает влияние на развитие всех сторон личности ребенка, в том числе, познавательную.

Растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, возможно лишь при обновлении содержания работы музыкального руководителя.

Это заставляет работников дошкольных учреждений искать иные подходы к организации педагогического процесса, планированию работы и построению совместной деятельности взрослого и ребенка.

Наше дошкольное учреждение не стало исключением. На протяжении нескольких лет мы  работаем  над созданием и постановкой музыкальных сказок.

Особое внимание в работе над музыкальной сказкой мы уделяем пению – красивому виду детской деятельности, который «успешно развивает эстетическое отношение к жизни, к музыке» (Н.А.Ветлугина).

Музыкальная сказка - это синтез пения, музыки, движения и сценических средств, а также  привлекательное и интересное занятие для детей.

 В процессе работы над музыкальной сказкой перед педагогом встает задача создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, музыки, звуков, окружающих их, научить верить в себя.                            

Работа по постановке музыкальной сказки требует последовательности и систематичности. Мы выработали для себя следующую систему.

1 этап: Подготовительный. На данном этапе мы выбираем произведения, по которым возможна постановка той или иной сказки; знакомимся с музыкальным материалом; разрабатываем постановочный план; продумываем декорационно-костюмное оформление сказки. Здесь же происходит предварительное распределение ролей между участниками сказки.

2 этап: Репетиционный. Самый ответственный и важный этап в работе над постановкой спектакля. На данном этапе происходит ознакомление детей с текстом сказки, в том числе этюдно-игровое знакомство, чтение инсценировки; разучивание вокальных номеров и текстов ролей                с музыкой и в костюмах. В рамках этого этапа мы отдельное место отводим  детско-вокальной деятельности. Это самая насыщенная и творческая работа.

Общие песни мы разучиваем на музыкальных занятиях; индивидуальные номера – отдельно  с каждой подгруппой детей.

 На этапе  разучивания  большое значение имеет практический метод. Дети запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы.

Проблемой в пении могут быть недостатки речи детей, особенно – дикция.  Для ее улучшения  используем  специальные приемы, такие как:

  •  артикулляционная гимнастика,
  • скороговорки,
  • произношение текста отчетливым шепотом;
  • по дирижерскому жесту в ритме песни.

Известно, что важнейшие качества красивого пения – чистота интонации и легкость звучания детского голоса. Добиться чистоты интонирования непросто. В таких случаях важно правильно определить певческий диапазон,  в котором ребенку  удобно и полезно петь.

Для развития вокального диапазона и чистоты интонирования  особое значение приобретают специальные  упражнения, которые мы применяем как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, а именно:

  • попевки, начинающиеся с высоких звуков  при нисходящем движении мелодии,  
  • моделирование движения мелодии (в частности, использование «музыкальной лесенки);
  • транспонирование мотива в удобную для ребенка тональность и постепенное повышение тональности;
  • дополнение слуховых представлений зрительными с помощью пиктограмм;
  • пропевание интервалов.

Кроме этого, неотъемлемой частью каждого вокального занятия является предварительное распевание. Для поддержания интереса детей создаем игровые ситуации с использованием музыкальных инструментов и ярких привлекательных атрибутов.

Параллельно с разучиванием вокального материала ведется работа над созданием музыкального образа: поиск жестов, движений, мимики.  Происходит активизация жизненных и музыкальных впечатлений, благодаря которым дети творчески интерпретируют содержание музыки при создании музыкально-игрового образа. Ребенок ищет средства выразительного движения, пластики, мимики, интонации, с помощью которых он может передать музыкально-игровой образ.            Дети с интересом играют в музыкально-дидактические игры с заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного персонажа; сочинить для него песню с определенной интонацией или тембром. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя. Когда партии  хорошо выучены детьми, музыкальный образ приобретает завершенность и отточенность.

Большое место отводится упражнениям на общение и ведение диалога, что развивает коммуникативные  способности.

Кроме того, работа над музыкальной сказкой позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Герои становятся образцами для подражания и отождествления. 

Для создания сценического пространства необходима хорошая ориентировка детей. Выработать ее помогают игры «Запомни свое место», «Ветерок», «Иголочка и ниточка», «Скучно так сидеть», «Тропинка», а также графическое моделирование различных перестроений                          с помощью пиктограмм.

Третий этап: организационный. Он заключается в подготовке костюмов, декораций, реквизита.

После такой детальной, углубленной работы над сказкой наступает самый  значительный этап в работе - организация показа спектакля. На этом этапе анонсируется спектакль с помощью афиш, и программок; организуется  пространство для показа; и в назначенный день начинается премьера сказки.

Кульминация этого, да и всех остальных этапов, несомненно,  сам показ спектакля зрителям. Важно ничего не упустить в управлении этим процессом, продумать все до мелочей и предусмотреть действия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

Пятый этап работы над музыкальной сказкой -  рефлексивно-итоговый. После премьеры обязательно  идет обсуждение спектакля с детьми – участниками и зрителями, отмечаются удачные моменты, определяются причины неудачных и пути их устранения.

Также обязательно поощрение всех детей за творческую активность. Спустя некоторое время просматриваем с детьми фотографии сцен спектакля; беседуем с детьми о том, какие еще роли они хотели бы сыграть, для кого показали бы новую сказку.

Работа над музыкальной сказкой достаточно трудоемкая, но результаты всегда впечатляют и радуют.  Мы поставили уже несколько музыкальных сказок: «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Рукавичка», «Новогодние приключения». Но наиболее яркой стала музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» по мотивам басни Крылова (либретто О. Косцовой, музыка С.Соснина),  которую мы поставили с детьми подготовительной группы  в первом полугодии.

В этом произведении нас привлекли единство стиля музыкального сопровождения, а также выразительность, красота и простота музыкального материала. Сказка сразу понравилась детям, поэтому результат превзошел наши ожидания.

Углубленная  и кропотливая  работа на фоне высокого интереса и положительных детских эмоций значительно улучшила качество пения детей подготовительной группы.

Итак, можно утверждать, что  музыкальная сказка – это действенное, эффективное средство  развития  детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

        К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр «Путешествие по сказкам»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр«Путешествие по сказкам»...