Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
тест

Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sotsialno-kom.razvitiya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методика  диагностики уровня социально-коммуникативного развития дошкольников.

Для выявления уровня социально-коммуникативного развития дошкольников используются следующие методики:

1.Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кире)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учётом возраста ребёнка.

Инструкция: «Сейчас я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».

Ситуации:

1.Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему?

2.Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к  ней подошла её младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему?

3.Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша-зелёным. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша,- сказала Люба, можно мне дорисовать картинку твоим карандашом? Саша ей ответила… Что ответила Саша? Почему?

4.Маша и Света убирали игрушки. Маша сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

5.Петя принёс в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

6.Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

7.Таня и Оля играли в «дочки – матери» . К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький»-ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

8.Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но-но-но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил ей Коля? Почему?

9.Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребёнком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка- об осознании этой нормы.

Для удобства обработки результатов за высокий уровень определяется 2 балла, за средний- 1 балл, за низкий- 0 баллов.

Высокий уровень: ребёнок придумывает поступок героя, адекватный социально принятый этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребёнок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребёнок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социально нравственной форме.

По всем 9 ситуациям результаты суммируются, определяется средний балл.

От 0 до 0,7- низкий;

от 0,8 до 1,6- средний;

от 1,6- высокий.

Результаты диагностики дошкольников по изучению особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы по методике «Неоконченные ситуации» представляются в нижеследующей таблице:

Уровень овладения степенью освоения норм и ценностей, принятых в обществе

Направленность

Уровень

Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе

Высокий

Средний

Низкий

2.Следующим исследованием является изучение коммуникативной компетенции в общении со сверстниками по методике «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина).

Материалы: четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

1.Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2.Девочка сломала у другой девочки её куклу.

3.Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4.Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1.Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)- 1 балл.

2.Агрессивные решения (побью, позову полицейского, дам по голове палкой и т.п.)- 2 балла.

3.Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться)- 3 балла.

4.Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют, починю куклу и т.п)- 4 балла.

Если половина ответов ребёнка относится ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам общения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетенции.

Уровень социальной компетентности оценивается как:

-низкий (8-12 баллов);

-средний( 13-16 баллов);

-высокий (17-20 баллов).

3.В качестве третьей методики проводился тест «Диагностика способности детей к партнёрскому диалогу» (А.М.Щетинина).

В способности к партнёрскому диалогу выделено три основных компонента:

1.Способность слушать партнёра;

2.Способность договариваться с партнёром;

3.Способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнёра, эмоциональная настройка на его состояние.

Педагог наблюдает за детьми в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу:

Проявление способностей у детей к партнёрскому диалогу

Имя,фамилия ребёнка

Умение слушать

Способность договариваться

Способность к эмоциональной экспрессивной пристройке

Спокойно, терпеливо слушает партнёра

Иногда перебивает

Не умеет слушать

Договаривается легко и спокойно

Иногда спорит, не соглашается, раздражается

Не умеет договариваться

Легко пристраивается к партнёру

Пристраивается с трудом

Совсем не может эмоционально пристраиваться

 На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребёнка способности к партнёрскому диалогу.

Высокий уровень- ребёнок спокойно, терпеливо слушает партнёра, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально-пристраивается.

Средний уровень- может характеризоваться рядом вариантов:

А) ребёнок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнёру;

Б) иногда, в некоторых ситуациях проявляет недостаточно терпения при слушании партнёра, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.

Низкий уровень – только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Нулевой уровень- не проявляется ни одного из компонентов способности к партнёрскому диалогу.

4. Для изучения развитости самостоятельности и саморегуляции проводится исследование по методике «Карта проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется педагогом на основе наблюдений, проведённых за детьми. Если оказалось, что указанное качество ребёнок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда- 2 балла, часто-4 балла.

Карта проявлений самостоятельности

Показатели самостоятельности

Частота проявлений

никогда

иногда

часто

Умеет найти себе дело

Имеет свою точку зрения

Не обращается за помощью к сверстнику

Не обращается за помощью к взрослому

Стремится все делать сам

Доводит начатое дело до конца

Без указания взрослого убирает игрушки, вещи

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

Не заботится о том, чтобы всегда находится в согласии с большинством

Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстника

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один

Обработка результатов:

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребёнка:

-низкий-0-12 баллов;

-средний -13-24 балла;

-высокий-25-48 баллов.

5. Последним этапом изучаем поведенческую активность в совместной деятельности по методике «Карта проявлений активности» (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова).

Данная карта заполняется на основе многократных наблюдений за особенностями поведения ребёнка в различных ситуациях. При заполнении карты нужно ставить в соответствующей клетке количество баллов: если ребёнок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко- 1балл; часто- 2 балла и всегда- 3 балла.

Карта проявлений активности

Показатели активности

Частота проявления

никогда

редко

часто

всегда

Проявляет большую подвижность

Активно вступает во взаимодействие со взрослыми

Предлагает свою помощь

Включается во взаимодействие со сверстниками

Принимает активное участие в играх

Пребывает в хорошем настроении

Проявляет живой интерес ко всему новому

Охотно включается в деятельность, если она ему интересна

Не пытается уединиться

Проявляет агрессивность

Ведёт себя шумно

Легко заинтересовывается

Не любит занимать второстепенные роли

Экспрессивен

Проявляет упрямство

Говорит быстро и громко

Обработка данных:

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребёнка:

0-16 баллов- низкий;

17-32- средний;

35-48- высокий.

Далее результаты всех пяти методик представляем в  нижеследующей таблице. Обозначения: В-высокий уровень, С- средний уровень, Н-низкий уровень.

Обобщённые данные по пяти методикам диагностики социально-коммуникативного развития

Имя,

фамилия ребёнка

Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе

Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками

Уровень развития партнёрского диалога

Развитость самостоятельности и саморегуляции

Поведенческая активность в совместной деятельности

Уровень социально-коммуникативного развития

в

в

с

в

с

В

 При обобщении результатов всех пяти методик был  определён уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень характеризуется высокой степенью развития по всем параметрам. У таких дошкольников имеются серьёзные противоречия, разногласия в сфере общения ребёнка с семьёй, взрослыми и сверстниками.

Средний уровень- у таких дошкольников наличие проблем в сфере общения ребёнка с семьёй, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточно степени развития по перечисленным параметрам. Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения преодолеваются ребёнком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребёнка.

Высокий уровень- у таких дошкольников нет проблем в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Они умеют договариваться со сверстниками, способны уладить конфликтную ситуацию без помощи взрослого, умеют слушать собеседника, способны к эмпатии и сопереживанию. В большинстве случаев эти дошкольники активны и всегда пребывают в хорошем настроении.

Литература:

1.Суханова Н.М. «Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Электронный ресурс].URL:http:nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya deyatelnost-pedagoga-i-detey.

2.Феоктистова С.В. «Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника»//Актуальные проблемы психологического знания.-2012.-№2-С.93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...

Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.  Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...