Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
тест
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sotsialno-kom.razvitiya.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики уровня социально-коммуникативного развития дошкольников.
Для выявления уровня социально-коммуникативного развития дошкольников используются следующие методики:
1.Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кире)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учётом возраста ребёнка.
Инструкция: «Сейчас я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».
Ситуации:
1.Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему?
2.Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла её младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему?
3.Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша-зелёным. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша,- сказала Люба, можно мне дорисовать картинку твоим карандашом? Саша ей ответила… Что ответила Саша? Почему?
4.Маша и Света убирали игрушки. Маша сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
5.Петя принёс в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
6.Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
7.Таня и Оля играли в «дочки – матери» . К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький»-ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
8.Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но-но-но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил ей Коля? Почему?
9.Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребёнком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка- об осознании этой нормы.
Для удобства обработки результатов за высокий уровень определяется 2 балла, за средний- 1 балл, за низкий- 0 баллов.
Высокий уровень: ребёнок придумывает поступок героя, адекватный социально принятый этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребёнок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребёнок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социально нравственной форме.
По всем 9 ситуациям результаты суммируются, определяется средний балл.
От 0 до 0,7- низкий;
от 0,8 до 1,6- средний;
от 1,6- высокий.
Результаты диагностики дошкольников по изучению особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы по методике «Неоконченные ситуации» представляются в нижеследующей таблице:
Уровень овладения степенью освоения норм и ценностей, принятых в обществе
Направленность | Уровень |
Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе | Высокий |
Средний | |
Низкий |
2.Следующим исследованием является изучение коммуникативной компетенции в общении со сверстниками по методике «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина).
Материалы: четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
1.Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2.Девочка сломала у другой девочки её куклу.
3.Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4.Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1.Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)- 1 балл.
2.Агрессивные решения (побью, позову полицейского, дам по голове палкой и т.п.)- 2 балла.
3.Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться)- 3 балла.
4.Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют, починю куклу и т.п)- 4 балла.
Если половина ответов ребёнка относится ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам общения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетенции.
Уровень социальной компетентности оценивается как:
-низкий (8-12 баллов);
-средний( 13-16 баллов);
-высокий (17-20 баллов).
3.В качестве третьей методики проводился тест «Диагностика способности детей к партнёрскому диалогу» (А.М.Щетинина).
В способности к партнёрскому диалогу выделено три основных компонента:
1.Способность слушать партнёра;
2.Способность договариваться с партнёром;
3.Способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнёра, эмоциональная настройка на его состояние.
Педагог наблюдает за детьми в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу:
Проявление способностей у детей к партнёрскому диалогу
№ | Имя,фамилия ребёнка | Умение слушать | Способность договариваться | Способность к эмоциональной экспрессивной пристройке | ||||||
Спокойно, терпеливо слушает партнёра | Иногда перебивает | Не умеет слушать | Договаривается легко и спокойно | Иногда спорит, не соглашается, раздражается | Не умеет договариваться | Легко пристраивается к партнёру | Пристраивается с трудом | Совсем не может эмоционально пристраиваться | ||
На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребёнка способности к партнёрскому диалогу.
Высокий уровень- ребёнок спокойно, терпеливо слушает партнёра, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально-пристраивается.
Средний уровень- может характеризоваться рядом вариантов:
А) ребёнок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнёру;
Б) иногда, в некоторых ситуациях проявляет недостаточно терпения при слушании партнёра, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.
Низкий уровень – только иногда проявляется одно из указанных свойств.
Нулевой уровень- не проявляется ни одного из компонентов способности к партнёрскому диалогу.
4. Для изучения развитости самостоятельности и саморегуляции проводится исследование по методике «Карта проявлений самостоятельности» (А.М.Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется педагогом на основе наблюдений, проведённых за детьми. Если оказалось, что указанное качество ребёнок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда- 2 балла, часто-4 балла.
Карта проявлений самостоятельности
Показатели самостоятельности | Частота проявлений | ||
никогда | иногда | часто | |
Умеет найти себе дело | |||
Имеет свою точку зрения | |||
Не обращается за помощью к сверстнику | |||
Не обращается за помощью к взрослому | |||
Стремится все делать сам | |||
Доводит начатое дело до конца | |||
Без указания взрослого убирает игрушки, вещи | |||
Самостоятельно решает конфликты со сверстниками | |||
Не заботится о том, чтобы всегда находится в согласии с большинством | |||
Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстника | |||
Без напоминания выполняет порученные дела | |||
Может играть один |
Обработка результатов:
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребёнка:
-низкий-0-12 баллов;
-средний -13-24 балла;
-высокий-25-48 баллов.
5. Последним этапом изучаем поведенческую активность в совместной деятельности по методике «Карта проявлений активности» (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова).
Данная карта заполняется на основе многократных наблюдений за особенностями поведения ребёнка в различных ситуациях. При заполнении карты нужно ставить в соответствующей клетке количество баллов: если ребёнок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко- 1балл; часто- 2 балла и всегда- 3 балла.
Карта проявлений активности
Показатели активности | Частота проявления | |||
никогда | редко | часто | всегда | |
Проявляет большую подвижность | ||||
Активно вступает во взаимодействие со взрослыми | ||||
Предлагает свою помощь | ||||
Включается во взаимодействие со сверстниками | ||||
Принимает активное участие в играх | ||||
Пребывает в хорошем настроении | ||||
Проявляет живой интерес ко всему новому | ||||
Охотно включается в деятельность, если она ему интересна | ||||
Не пытается уединиться | ||||
Проявляет агрессивность | ||||
Ведёт себя шумно | ||||
Легко заинтересовывается | ||||
Не любит занимать второстепенные роли | ||||
Экспрессивен | ||||
Проявляет упрямство | ||||
Говорит быстро и громко |
Обработка данных:
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребёнка:
0-16 баллов- низкий;
17-32- средний;
35-48- высокий.
Далее результаты всех пяти методик представляем в нижеследующей таблице. Обозначения: В-высокий уровень, С- средний уровень, Н-низкий уровень.
Обобщённые данные по пяти методикам диагностики социально-коммуникативного развития
Имя, фамилия ребёнка | Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе | Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками | Уровень развития партнёрского диалога | Развитость самостоятельности и саморегуляции | Поведенческая активность в совместной деятельности | Уровень социально-коммуникативного развития |
в | в | с | в | с | В |
При обобщении результатов всех пяти методик был определён уровень социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень характеризуется высокой степенью развития по всем параметрам. У таких дошкольников имеются серьёзные противоречия, разногласия в сфере общения ребёнка с семьёй, взрослыми и сверстниками.
Средний уровень- у таких дошкольников наличие проблем в сфере общения ребёнка с семьёй, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточно степени развития по перечисленным параметрам. Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения преодолеваются ребёнком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребёнка.
Высокий уровень- у таких дошкольников нет проблем в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Они умеют договариваться со сверстниками, способны уладить конфликтную ситуацию без помощи взрослого, умеют слушать собеседника, способны к эмпатии и сопереживанию. В большинстве случаев эти дошкольники активны и всегда пребывают в хорошем настроении.
Литература:
1.Суханова Н.М. «Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Электронный ресурс].URL:http:nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya deyatelnost-pedagoga-i-detey.
2.Феоктистова С.В. «Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника»//Актуальные проблемы психологического знания.-2012.-№2-С.93.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...
Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...
Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...