Мнемотехника - как средство развития речи старшего дошкольного возраста с ТНР.
статья по развитию речи (старшая группа)

Моренко Елена Владимировна

"Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР через вариативные формы и методы работы в условиях ФГОС."

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР через вариативные формы и методы работы в условиях ФГОС."

                                                                         

        Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речифонематического слуха;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны.

Одна из форм - мнемотехника .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. 

Суть мнемосхем заключается в следующем на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

 Работаея с детьми с ТНР,  за время практики было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, такие дети плохо запоминают материал, у них снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Как показывает практика, использование системы мнемотехники  позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме..

Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, мы используем приём мнемотехники, ориентированный на наглядно - образное мышление детей.

 В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что они считают нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать и составляю свою мнемотаблицу, подбирать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).

 Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что всё очень просто и понятно детям. Заучивание стихотворения по мнемотаблице, помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.

 Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитываю и по ходу чтения изображаю текст. Можно предложить детям прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу – рисунок поместить в группе на видном месте и в течение дня дети могут по желанию рассказывать текст.

Результаты использования мнемотехники : у детей увеличивается объем знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Появляется интерес к заучиванию стихов. Словарный запас выходит на более высокий уровень ,дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя при...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Самообразование на тему "Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для решения проблем речевого развития детей дошкольного возраста способно сделать процесс обучения интересным, занимательным и наиболее развивающим. Именно в старшем дошколь...

Семинар по теме: Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя при...