Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: «Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Валентина Николаевна Коканова

Цель: познакомить со стихотворением «Пожар».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vhl.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы.

Тема: «Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»

Цель: познакомить со стихотворением «Пожар».

Форма работы: ситуативная беседа.

Задачи: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем. Развивать речь, мышление детей. Пополнят словарный запас дошкольников. Воспитывать уважение к людям этой важной профессии.  

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога   (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.

Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 101.

Я читала стихотворение  С. Я. Маршака «Пожар».  В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом. Хотите, я вам прочитаю это стихотворение?

Простановка цели детьми

Ответы детей.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг —

На север,

На юг,

На запад,

На восток,-

Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,

Дрожала мостовая.

И мчалась с грохотом вперёд

Команда удалая…Теперь не надо каланчи,-

Звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер: ноль-один!

В районе есть бетонный дом —

В три этажа и выше —

С большим двором и гаражом

И с вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже

Пожарные сидят,

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только — ночью или днём —

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд борцов с огнём

Несётся по дороге…

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

— Печку, Леночка, не тронь.

Жжётся, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щёлку красную глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена —

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале.

Командир сигнал даёт,

И сейчас же — в миг единый —

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

Вдаль несутся с гулким звоном.

Им в пути помехи нет.

И сменяется зелёным

Перед ними красный свет.

В ноль минут автомобили

До пожара докатили,

Стали строем у ворот,

Подключили шланг упругий,

И, раздувшись от натуги,

Он забил, как пулемёт.

Заклубился дым угарный.

Гарью комната полна.

На руках Кузьма-пожарный

Вынес Лену из окна.

Он, Кузьма,- пожарный старый.

Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене.

Каска светится в огне.

Вдруг на крыше из-под балки

Чей-то крик раздался жалкий,

И огню наперерез

На чердак Кузьма полез.

Сунул голову в окошко,

Поглядел…- Да это кошка!

Пропадёшь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!..

Широко бушует пламя…

Разметавшись языками,

Лижет ближние дома.

Отбивается Кузьма.

Ищет в пламени дорогу,

Кличет младших на подмогу,

И спешит к нему на зов

Трое рослых молодцов.

Топорами балки рушат,

Из брандспойтов пламя тушат.

Чёрным облаком густым

Вслед за ними вьётся дым.

Пламя ёжится и злится,

Убегает, как лисица.

А струя издалека

Гонит зверя с чердака.

Вот уж брёвна почернели…

Злой огонь шипит из щели:

— Пощади меня, Кузьма,

Я не буду жечь дома!

— Замолчи, огонь коварный!

Говорит ему пожарный.

— Покажу тебе Кузьму!

Посажу тебя в тюрьму!

Оставайся только в печке,

В старой лампе и на свечке!

На панели перед домом —

Стол, и стулья, и кровать…

Отправляются к знакомым

Лена с мамой ночевать.

Плачет девочка навзрыд,

А Кузьма ей говорит:

— Не зальёшь огня слезами,

Мы водою тушим пламя.

Будешь жить да поживать.

Только чур — не поджигать!

Вот тебе на память кошка.

Посуши ее немножко!

Дело сделано. Отбой.

И опять по мостовой

Понеслись автомобили,

Затрубили, зазвонили,

Едет лестница, насос.

Вьётся пыль из-под колёс.

Вот Кузьма в помятой каске.

Голова его в повязке.

Лоб в крови, подбитый глаз,-

Да ему не в первый раз.

Поработал он недаром —

Славно справился с пожаром!

— От чего начался пожар в доме, где жила Лена?

(Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)

— Кто спас Лену?

(Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)

— На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.)

— Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья.

Вывод по прочитанному:

Детям надо быть осторожными с огнем.

Правила безопасности:

Сам костер не разжигай,

И   другим не позволяй:

Даже крошка огонек

От пожара недалек.

Для забавы, для игры

 Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может делать зла.

Не бери из печки жар,

Ведь и он хранит пожар.

Уголек хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый

Наш надежный, старший друг.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Загадки

1. Чтобы не было огня,

Не играйте вы в меня,

Я огня сестричка,

Маленькая … (спичка)

2. Кто меня не бережется,

Тот скоро обожжется. ( огонь)

3. Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет. (пожар)

4. При пожаре не сидим,

Набираем … (01)

5. Дым увидел – не зевай,

Нас скорее вызывай. (пожарные)

Подведение итога

– Как называется стихотворение? Кто его написал?

– Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Задачи: Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы. Развивать фразовую речь, память, воображение. Воспитывать уважение и любовь к маме. Побужда...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.

Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной л...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью опорных картинок.

Задачи: уточнить знания детей о приметах весны; продолжать учить детей понимать поэтическое произведение...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: чтение сказки С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группыТема: чтение сказки С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке»(Образовательная область «Речевое развитие»)...

Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Тема.Чтение стихотворения И. Токмаковой "Где спит рыбка?"

Цель. Познакомить детей с произведением И. Токмаковой «Где спит рыбка?»Задачи.   Вызывать у детей интерес к слушанию стихотворения и учить понимать его содержание Развивать умени...

Восприятие художественной литературы с детьми средней группы.Тема. Стихотворение И. Мазнина «Осень»

Восприятие художественной литературы с детьми средней группыТема. Стихотворение И. Мазнина «Осень»Форма организации: чтение, беседаЦель..Побуждать выразительно читать стихотворение наизуст...