Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе, бережное отношение к книге. Формировать способность сопереживать героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vhl_chtenie_gorkiy_vorobishko.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы.
Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.
Форма работы: ситуативная беседа.
Цель: Ознакомление детей с художественной литературой.
Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе, бережное отношение к книге. Формировать способность сопереживать героям.
Обогащение словаря: чадо, чушь, желторотый, моховинок.
Ход НОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Дети, посмотрите на портрет, это Максим Горький, русский писатель. Много написал произведений для детей. Хотите, я вам прочитаю сказку Максима Горького «Воробьишко? |
Простановка цели детьми | Ответы детей. Что нам для этого понадобится? |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | Чтение сказки «Воробьишко»: У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом. У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него? – Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: – Чересчур черна, чересчур! Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: – Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его: – Чив, чив! А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал. – Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься! – Чем, чем? – спрашивал Пудик. – Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту. Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер – Пудик спрашивает: – Что, что? – Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать. Это не понравилось Пудику, он и сказал: – А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет… Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по-своему. Идёт мимо бани мужик, машет руками. – Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик, – одни косточки остались! – Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха. – Почему? – У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу? – Зачем? – Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек… – Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали. Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения: Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки! А я маленький совсем, Зато сам мошек ем. Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зелёные глаза – тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает: – Честь имею, имею честь… А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит. – Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети… Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне! Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит: – Что, что? – Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься! А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зелёные глаза – и сожалительно мяукает: – Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы… И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста… |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Беседа после прочтения: Как называется рассказ, который я вам прочитала? (Воробьишко). Кто герой этого рассказа? (Маленький воробей). Как звали воробьишку? (Пудик). Что случилось с Пудиком? (он сидел на краю гнезда и упал на землю) Кто помог Пудику отбиться от кошки? (Мама воробьиха). Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста? (Пудик) Чтобы вы посоветовали Пудику? (Слушаться маму, если не окрепли крылья не летать). Надеемся, что Пудик услышит нас и будет внимательным к словам мамы. Физминутка «Семь сыновей» У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху) Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку») Семь сыновей (показать семь пальцев), Все без бровей (очертить брови пальцами), Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам), Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом), Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы), Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)! Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку») На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами) И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев). Сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно. Повторное чтение. Дети, давайте мы рассмотрим иллюстрации в книге. ( Рассматриваем иллюстрации) Что я вам прочла: сказку или рассказ? А вы знаете, как надо обращаться с книгой? Правила обращения с книгой: 1. С книгой обращайся бережно. 2. Если книга порвалась, подклей ее. 3. Не бери книгу грязными руками. 4. Не рисуй на страницах. |
Подведение итога | - Что вы сегодня делали? - Как называется сказка? - Кто написал эту сказку? - Вам было интересно? |
Справочное бюро
Почему воробей желторотый?
В тексте воробей – недавно вылупившийся птенец, ведь потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней. А у птенцов окрас отличается от раскраски взрослой особи, в том числе у птенцов клюв жёлтого цвета и темнеет с возрастом. Так же птенцы отличаются от взрослых птиц размерами, окраской и формой тела. Например, у молодых воробьёв тело более округлое, а перья ярче.
Бывают ли червяки с ножками?
Да, бывают, например конечности (то есть «ножки») морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но здесь имеется в виду гусеница, а она совсем не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например у жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.
А зачем деревья качаются?
Вернее спросить почему: деревья качаются под ветром, так как обладают запасом гибкости, что позволяет им не ломаться. А ветер, в свою очередь, возникает из-за движения воздуха. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, там остывает и опускается вниз.
Неужели воробьиха может победить кошку?
Физически в одиночку – не может, но в данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору передающихся из поколения в поколение поведенческих реакций. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. А здесь воробьиха защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку
Может ли воробей жить без хвоста?
Да, может, хотя и не сможет летать и удерживать равновесие. Ведь хвост у птиц – это руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно взлетать и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие тоже будет сложно, например, сидя на тонких ветках. Таким образом, выжить птице будет невероятно сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».
Задачи: Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы. Развивать фразовую речь, память, воображение. Воспитывать уважение и любовь к маме. Побужда...
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью опорных картинок.
Задачи: уточнить знания детей о приметах весны; продолжать учить детей понимать поэтическое произведение...
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: «Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»
Цель: познакомить со стихотворением «Пожар»....
Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».
Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...
Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...
Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Тема.Чтение стихотворения И. Токмаковой "Где спит рыбка?"
Цель. Познакомить детей с произведением И. Токмаковой «Где спит рыбка?»Задачи. Вызывать у детей интерес к слушанию стихотворения и учить понимать его содержание Развивать умени...
Восприятие художественной литературы с детьми средней группы.Тема. Стихотворение И. Мазнина «Осень»
Восприятие художественной литературы с детьми средней группыТема. Стихотворение И. Мазнина «Осень»Форма организации: чтение, беседаЦель..Побуждать выразительно читать стихотворение наизуст...