Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе, бережное отношение к книге. Формировать способность сопереживать героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vhl_chtenie_gorkiy_vorobishko.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы.
Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.
Форма работы: ситуативная беседа.
Цель: Ознакомление детей с художественной литературой.
Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе, бережное отношение к книге. Формировать способность сопереживать героям.
Обогащение словаря: чадо, чушь, желторотый, моховинок.
Ход НОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Дети, посмотрите на портрет, это Максим Горький, русский писатель. Много написал произведений для детей. Хотите, я вам прочитаю сказку Максима Горького «Воробьишко? |
Простановка цели детьми | Ответы детей. Что нам для этого понадобится? |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | Чтение сказки «Воробьишко»: У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом. У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него? – Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: – Чересчур черна, чересчур! Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: – Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его: – Чив, чив! А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал. – Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься! – Чем, чем? – спрашивал Пудик. – Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту. Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер – Пудик спрашивает: – Что, что? – Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать. Это не понравилось Пудику, он и сказал: – А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет… Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по-своему. Идёт мимо бани мужик, машет руками. – Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик, – одни косточки остались! – Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха. – Почему? – У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу? – Зачем? – Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек… – Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали. Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения: Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки! А я маленький совсем, Зато сам мошек ем. Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зелёные глаза – тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает: – Честь имею, имею честь… А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит. – Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети… Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне! Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит: – Что, что? – Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься! А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зелёные глаза – и сожалительно мяукает: – Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы… И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста… |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Беседа после прочтения: Как называется рассказ, который я вам прочитала? (Воробьишко). Кто герой этого рассказа? (Маленький воробей). Как звали воробьишку? (Пудик). Что случилось с Пудиком? (он сидел на краю гнезда и упал на землю) Кто помог Пудику отбиться от кошки? (Мама воробьиха). Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста? (Пудик) Чтобы вы посоветовали Пудику? (Слушаться маму, если не окрепли крылья не летать). Надеемся, что Пудик услышит нас и будет внимательным к словам мамы. Физминутка «Семь сыновей» У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху) Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку») Семь сыновей (показать семь пальцев), Все без бровей (очертить брови пальцами), Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам), Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом), Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы), Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)! Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку») На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами) И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев). Сейчас я вам еще раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно. Повторное чтение. Дети, давайте мы рассмотрим иллюстрации в книге. ( Рассматриваем иллюстрации) Что я вам прочла: сказку или рассказ? А вы знаете, как надо обращаться с книгой? Правила обращения с книгой: 1. С книгой обращайся бережно. 2. Если книга порвалась, подклей ее. 3. Не бери книгу грязными руками. 4. Не рисуй на страницах. |
Подведение итога | - Что вы сегодня делали? - Как называется сказка? - Кто написал эту сказку? - Вам было интересно? |
Справочное бюро
Почему воробей желторотый?
В тексте воробей – недавно вылупившийся птенец, ведь потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней. А у птенцов окрас отличается от раскраски взрослой особи, в том числе у птенцов клюв жёлтого цвета и темнеет с возрастом. Так же птенцы отличаются от взрослых птиц размерами, окраской и формой тела. Например, у молодых воробьёв тело более округлое, а перья ярче.
Бывают ли червяки с ножками?
Да, бывают, например конечности (то есть «ножки») морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но здесь имеется в виду гусеница, а она совсем не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например у жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.
А зачем деревья качаются?
Вернее спросить почему: деревья качаются под ветром, так как обладают запасом гибкости, что позволяет им не ломаться. А ветер, в свою очередь, возникает из-за движения воздуха. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, там остывает и опускается вниз.
Неужели воробьиха может победить кошку?
Физически в одиночку – не может, но в данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору передающихся из поколения в поколение поведенческих реакций. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. А здесь воробьиха защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку
Может ли воробей жить без хвоста?
Да, может, хотя и не сможет летать и удерживать равновесие. Ведь хвост у птиц – это руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно взлетать и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие тоже будет сложно, например, сидя на тонких ветках. Таким образом, выжить птице будет невероятно сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».
Задачи: Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы. Развивать фразовую речь, память, воображение. Воспитывать уважение и любовь к маме. Побужда...
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью опорных картинок.
Задачи: уточнить знания детей о приметах весны; продолжать учить детей понимать поэтическое произведение...
Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: «Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»
Цель: познакомить со стихотворением «Пожар»....
Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».
Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...
Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...
Конспект по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы (с использованием ТРИЗ) «Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».
Конспектпо ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы (с использованием ТРИЗ)«Рассказывание русской народной сказки «Зимовье»....
Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Тема.Чтение стихотворения И. Токмаковой "Где спит рыбка?"
Цель. Познакомить детей с произведением И. Токмаковой «Где спит рыбка?»Задачи. Вызывать у детей интерес к слушанию стихотворения и учить понимать его содержание Развивать умени...