Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Путешествие по рассказам Н.Носова"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
В основе предложенного материала лежат сюжеты рассказов Николая Носова. Путешествие становится увлекательным благодаря нетрадиционным приёмам: карте с нарисованными предметами из знакомых рассказок, множеству увлекательных игр, посещению детьми сюжетов и выполнению нитересных заданий и участию в весёлых эстафетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2nod_1.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по рассказам Н. Носова»
Цель:
закрепить знания детей о рассказах Н. Носова
Образовательные задачи:
учить узнавать рассказ по иллюстрациям.
совершенствовать умение подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
закрепить навыки детей пересказа знакомых рассказов.
расширить словарный запас.
закрепить название рассказов Н. Носова.
Развивающие задачи:
развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к художественной литературе.
формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
воспитывать дружбу.
Оборудование: иллюстрации к рассказам, план путешествия, шляпа, котенок, мячики маленькие по количеству детей, мяч большой, коробка-сюрприз, раскраски.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова. Рассматривание иллюстраций. Игры – инсценировки по отдельным отрывкам из рассказов.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, мимические упражнения, артикуляционные упражнения, педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические: рассказ по схеме, решение проблемной ситуации, поисковые действия, физкультминутка.
Области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Ход НОД:
Организационный этап:
Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здоровается с гостями.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой дуг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята скажите, вы любите путешествовать? (Да)
Здорово! Сегодня я прибирала в шкафу книги и нашла вот такую карту. Вам что-то напоминают изображенные на ней предметы? (Ответы детей) С этой картой мы можем отправиться в путешествие по рассказам Н. Носова. Готовы? Скажите, пожалуйста, а чем же рассказ отличается от сказки? ( В нем нет волшебства, он не начинается со слов «жили-были», и т.д.).
Основной этап:
Воспитатель: Все верно. Итак, отправляемся. Вокруг себя ты повернись и в стране рассказов очутись. Воспитатель вывешивает на доске иллюстрацию из рассказа «Заплатка». Кто узнал, в какой рассказ мы попали? («Заплатка»). Правильно. Давайте вспомним, что случилось со штанами у Бобки? (Бобка перелезал через забор и порвал свои солдатские штаны). Как Бобка поступил с рваными штанами? (Попросил у мамы нитку с иголкой и зеленый лоскуток. Сам пришил заплатку.)
Что же сказали Бобке ребята во дворе, увидев его заплатку? (Молодец! Сразу видно, что сам пришивал!)
Воспитатель: Вы такие молодцы, все подробности запомнили в рассказе «Заплатка». Пора нам двигаться дальше. Вращаемся вокруг себя – «Мы – большие молодцы попали в рассказ «Огурцы!»
Воспитатель показывает иллюстрацию из данного рассказа
Воспитатель: Ребята, есть такой рассказ у Н. Носова? Что же там такого плохого сделали Котька и Павлик? (Украли с колхозного поля огурцы) Как поступила мама у Котьки? (Заставила Котьку нести огурцы обратно) Какое настроение было у Котьки, когда он ночью нес огурцы обратно на поле? (Грустное, печальное, ему было страшно) Покажите, как выглядело его грустное личико? А когда он думал о дедушке с ружьем, как менялось его личико? (Дети передают эмоции с помощью мимики.) Хорошо, а как изменилось его выражение лица, когда он вернул огурцы дедушке? Покажите, как ему было легко и радостно.
Воспитатель: Пора нам двигаться дальше. Какой рассказ нас ждет? («Мишкина каша») Вокруг себя ты повернись и в «Мишкиной каше» очутись! (Воспитатель вывешивает иллюстрацию к рассказу.) Ребята, давайте вспомним, о чем этот рассказ? (Как мальчики пытались сварить себе кашу, а она все вылезала и вылезала из кастрюли.)
Как пыхтела каша в кастрюле? (Пых-пых!) Давайте дружно попыхтим (Дети хором пыхтят)
Воспитатель: Прекрасно! Мы уже побывали с вами в трех рассказах. Предлагаю сделать маленькую остановку-передышку и встать в кружок.
Словесная игра с мячом «Какой, какая, какое»
Воспитатель каждому кидает мяч и задает вопрос:
Каша какая? (Горячая, густая, горелая) Огурец какой? (Зеленый, вытянутый, пупырчатый, длинный, сочный, хрустящий) Настроение какое? (Грустное, веселое, радостное, печальное)
Воспитатель: давайте продолжим путь. Где же наша карта? Какой рассказ ждет нас в гости? («Живая шляпа») Правильно! Вокруг себя повернись и в «Живой шляпе» очутись. (Воспитатель меняет иллюстрацию).
Воспитатель: Кто же был под шляпой? (Котенок Васька) Как же он там оказался? (Он сидел у комода, а шляпа упала с комода на котенка). Как же мальчики выгнали котенка из-под шляпы? (Мальчики кидали в шляпу картошкой и попали)
Воспитатель: Мы сейчас с вами представим, что мы те самые мальчики, и страшно боимся вот эту шляпу. Бегите на кухню, берите картошку и кидайте в шляпу.
Эстафета «Попади в шляну»
Детям предлагается корзинка с маленькими мячами. Кидают в шляпу. Попадают. Эстафета заканчивается.
Воспитатель: Какие слова говорили мальчики, когда из-под шляпы выскочил котенок? (Васька, миленький! Как же ты нас напугал!)
Васька хочет с нами поиграть в игру «Чей, чья, чьи?» У кота хвост кошачий, а у белки? (Беличий); У кота уши кошачьи, а у зайца? (Заячьи); У кота лапы кошачьи, а у медведя? (Медвежьи); У кота мордочка кошачья, а у лисы? (Лисья). Замечательно.
Давайте Ваське покажем, как мы умеем делать зарядку язычком.
Артикуляционные упражнения: «Кошечка спинку выгибает», «Кошечка облизывается после молочка»
Кот Васька: Вот здорово! Какие же вы сообразительные ребята!!! Какие ловкие и умелые у вас язычки!
Воспитатель: Ребята, наш путь еще не закончился. Давайте вернемся к карте, что же нас там дальше ждет на пути? (Подарок!) Действительно, мы прошли почти весь путь и добрались до коробки с сюрпризом. Надо вокруг себя обернуться, чтоб у коробки очутиться (Поворачиваются вокруг себя, появляется коробка с бантиком) Хотите узнать, что там за сюрприз? (Да). Тогда давайте возвращаться в детский сад вместе с сюрпризом. Что надо сделать, чтоб вернуться? (Вокруг себя обернуться) Правильно. Мы вращаемся – в детский сад возвращаемся.
Заключительный этап:
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Присядем ненадолго, посмотрим наш сюрприз. (Воспитатель открывает коробку) Здесь лежат картинки для вас, ребята. Раскраски по рассказам Н. Носова. За ваше старание, находчивость, за ваше умение правильно отвечать на вопросы и подбирать верные слова. Чуть позже вы возьмете все по картинке и раскрасите. А сейчас давайте поделимся впечатлениями. По каким рассказам мы путешествовали? Кто написал эти рассказы? Что вам больше всего понравилось в путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Обучение составлению описательного рассказа по игрушке»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Обучение составлению описательного рассказа по игрушке»...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Составление рассказа «Пришла Весна» для воспитанников 4-5 лет
конспкт занятия для детей средней группы составление рассказа по опорным картикам...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин
Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Задачи:1. Учит...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Цель: формировать у детей умения составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;Задачи: Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы»
занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"...