Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рязанцева Людмила Викторовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Перессказ рассказа Л.Н. Толстого "Котёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okrytogo_zanyatiya._analiz._ryazantseva.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок».

Воспитатель Рязанцева Л. В.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст.

Развивающие: расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь (подбирать однокоренные слова, синонимы), закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Словарная работа:

Обогащение словарного запаса: амбар, щавель

Активизация словарного запаса: охотник, котенок.

Индивидуальная работа:

Исправление ошибок в речи детей, работать над звуковой культурой речи.

Планируемый результат: ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного.

Методы и приёмы:

Методы: игровые, словесные, наглядные

Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение.

Материалы и оборудование:

портрет писателя Л. Толстого, рассказ Л. Толстого «Котенок», сюжетные картинки по рассказу, картинки для артикуляционной гимнастики, мячики су-джок

Ход образовательной деятельности.

Вводная часть. 

Воспитатель: Ребята, в нашей библиотеке есть книги Л. Н. Толстого. Показ портрета Л. Н. Толстого.  С какими произведениями писателя мы уже познакомились? (Ответы детей). Сегодня мы познакомимся с былью «Котёнок».

 Основная часть.

Воспитатель: Это произведение написано в жанре «Быль», то есть всё, что написал Л. Н. Толстой произошло на самом деле.

Воспитатель: Ребята в этом произведении встретятся незнакомые слова. Я хочу вас с ними познакомить.

Словарная работа (предварительное объяснение значения слов с показом изображения этих предметов):

АМБАР- строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров.

ПОДЛЕ ДОРОГИ- около дороги

ПУСТИЛСЯ ЧТО БЫЛО ДУХУ-очень быстро, во весь дух.

ЩАВЕЛЬ-растение с продолговатыми съедобными листьями, у которых кислый вкус.

Первичное чтение произведения (без предупреждения о пересказе). Чтение сопровождается показом презентации с иллюстрациями на интерактивной доске.

 Подготовительная беседа (анализ произведения + вопросы к детям).

Вопросы задаются на выбор в зависимости от ответов детей

Кто написал это произведение?

О ком эта быль?

Что случилось весной?

Что услышали дети, когда играли возле амбара?

Что сделал Вася?

Что он там увидел?

Куда побежала Катя? Что она принесла?

Что сделали дети, когда котята подросли?

Как обращались дети с котенком?

Куда однажды дети вышли погулять с котенком?

Почему они оставили котенка одного?

Кого увидели дети?

Какая опасность грозила котенку?

Как поступила Катя? А Вася?

Воспитатель: Посмотрите, как по- разному вели себя ребята:

Зачитывание из текста

«Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них.»

Какая Катя? Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак»

Какой Вася?

Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

(Вначале чувство радости, в середине –волнение, испуг, тревогу, страх, в конце – спокойствие)

Почему ваше настроение менялось?

Чем заканчивается рассказ?

Воспитатель: Как бы вы поступили в такой ситуации?

Физминутка (на ковре) 

«Осторожно, словно кошка

До дивана, до окошка.

На носочкх я пройдусь

Сяду и в кольцо свернусь

А теперь пора проснуться

Распрямиться, потянуться,

Я легко с дивана прыгну

Спинку я дугою выгну»

Пальчиковая гимнастика с мячиком су-джок «Ёжика в руках верчу»                                    (И. Ю. Оглоблина «Логопедический массаж: игры и упражнения», с. 36)

 Задания (приёмы) на запоминания текста произведения.

ДИ «Разложи по порядку»

Просмотр картинок по теме рассказа и раскладывание их по порядку

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем разложить эти картинки по порядку, так как о них говорилось в рассказе.

 Составление плана рассказа

1.О чём сначала расскажем?

2. А потом?

3.Что дальше будем рассказывать

4. Что потом случилось с котёнком?

5.Чем закончился история о котёнке?

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» (Косинова Е. М. «Уроки логопеда», с. 64)

 Пересказ детей (от 3 до 7 человек)

Пересказ по частям (руководит воспитатель)

«Начинает рассказ Милана, затем продолжит Ксюша, затем Тимофей. А потом Полина попробует рассказать целиком. Остальные внимательно слушают и помогают ребятам, если у них возникнут трудности. Но есть одно очень важное условие, не шуметь и не кричать с места.

 Заключительная часть. Анализ пересказов.

1.Кто из ребят пересказал близко к тексту?

2. Кто больше использовал авторские слова и выражения в своём пересказе?

3. .Кто смог передать характер персонажей произведения?

4. Кто из ребят связно и последовательно пересказал произведение?

Анализ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи по теме «Котёнок»

1. Общие сведения

Возраст детей: 5-6 лет

Воспитатель: Рязанцева Л. В.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Котёнок».

Цель занятия: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст.

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Образовательные:

  • формировать у детей навык построения связного монологического высказывания
  • учить пересказывать художественный текст.

Развивающие:

  • расширять знания детей о домашних животных,
  • развивать самостоятельную связную речь (упражнять в образовании однокоренных слов, синонимов),
  •  закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.

Цель реализована в течение достаточного количества времени (35 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Занятие соответствует:

  • общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;
  • комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Домашние животные»)

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения подбирать однокоренные слова, умение подбирать синонимы, употреблять имена существительные в именительном падеже.

В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

  • сосредоточения и привлечения внимания;
  • активизации речи и познавательной активности;
  • активизации самостоятельности мышления.
  • использование детского опыта;
  • развитие творческих способностей;
  • самоконтроль и взаимоконтроль.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

Вопросы педагога носили развивающий характер.

На занятии использовался  проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой были визуализированы иллюстрации к произведению.

В целях профилактики утомления детей была использована  физминутка, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

  • с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;
  • речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;
  • педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;
  • педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);
  • воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;
  • педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).

5. Замечания, рекомендации

  •  поощрять индивидуальные достижения детей (использовать больше  слова похвалы);
  • побуждать детей слушать ответы и высказывания своих сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе тема : «Составление рассказа о собаках» с использованием ИКТ

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.Задачи.1.Закреплять знания детей ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Задачи:1. Учит...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по речевому развитиюна тему «Рассматривание и составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь»»...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Чтение сказки Н.С. Мишутина «Про грибы»

В ходе проекта по литературному краеведению дошкольники познакомились с творчеством многих детских писателей и поэтов  Ивановской области и даже встречались с ними. По творчеству одного из них бы...