Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Курортного района
Санкт – Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.
Пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы»
Воспитатель
Батурова Мария Владимировна
2018 год
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
4. Активация словаря по теме «Зима», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
5. Работа над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы:
Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов); чтение рассказа, сюрпризный момент.
Оборудование: коробка с карточками, на которых изображены приметы зимы, графические схемы для пересказа, мольберт
Предварительная работа:
чтение рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь» «Декабрь»
К. Ушинского «Четыре желания »
дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
дидактическая игра «Что лишнее?»
Дидактическая игра «Времена года»
игра «Составь предложение»
Работа с графическими схемами
наблюдения в природе
дидактические игры «Времена года»
отгадывание загадок по теме «Зима»
разучивание пословиц о зиме
1. Введение в ситуацию
Л. Сегодня ребята, мы с вами отправимся в гости, а вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку (дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
Ребята, о каком времени года идет речь?
Дети: о зиме
Воспитатель:
Правильно, сегодня мы отправимся в гости к зиме!
2 .Актуализация
Воспитатель:
У меня есть коробочка, она не простая, в ней лежат карточки с рисунками. К каждой карточке надо придумать слова, давайте посмотрим. (Достает карточки, дети придумывают слова прилагательные к существительным)
Карточки:
- Слово «ЗИМА» - зима какая?(Снежная, морозная, красивая и т.д.)
- «Снежинка»- снежинка, какая? (легкая, белая, воздушная и т.д.)
- «Лед»- лед, какой? (прозрачный, твердый, холодный и т.д.)
- «Елка»- елка, какая? (зеленая, красивая, праздничная, нарядная и т.д.)
- «Снеговик» - снеговик, какой? (белый, веселый, забавный, смешной и т. д.)
Воспитатель:
Молодцы, вот как много слов мы придумали. А теперь вспомните, что мы говорили. Какая зима бывает? (дети перечисляют все признаки зимы)
3. Затруднение в ситуации 4.Открытие нового
Воспитатель:
Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о зиме. — Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Константина Ушинского «Проказы старухи Зимы»
Чтение рассказа «Проказы старухи Зимы». Ребята слушают произведение.
После чего, обсуждая с воспитателем каждую часть рассказа, решают, что можно изобразить в каждой клеточки мнемотаблицы.
Беседа по произведению
Воспитатель: у меня есть пустая таблица, мы будем вспоминать рассказ и заполнять таблицу
-что зима сделала с птицами, куда они собрались?
Дети: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.
-что можно нарисовать в первой клеточке нашей таблицы?
Дети: птицу
Воспитатель:
- как зима решила зверей напугать?
Дети: Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
Воспитатель:
-а что звери сделали?
Дети: Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
-что можно нарисовать во второй клеточке нашей таблицы?
Дети: зверей
Воспитатель:
-что же происходит с рыбами зимой?
Дети: Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
-что можно нарисовать в третьей клеточке нашей таблицы?
Дети: рыб
Воспитатель:
-а как зима людей решила напугать?
Дети: шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так, что брёвна лопаются.
-что же люди стали делать?
Дети: затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится, кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.
-а как же дети встретили проказы зимы?
Дети: Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают
-что можно нарисовать в четвертой клеточке таблицы?
Дети: взрослых и детей
Заполняем таблицу
5. Динамическая пауза
«Снежинки-балеринки».
Дети бегут по кругу и кружатся со словами:
Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки —
Зимы балеринки.
Устали кружиться (дети приседают).
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.
Лишь миг отдохнули —
И снова их ветер
Заставил кружиться (дети кружатся)
В веселом балете
5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка
Повторное чтение рассказа, пересказ с помощью мнемотаблицы.
6.Осмысление (итог)
Воспитатель: сегодня мы с вами познакомились с каким произведением,
кто его автор? Что особенно понравилось вам в этом рассказе? Давайте нарисуем с вами рисунки по этому произведению.
Приложение 1
Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»
Разозлилась старуха зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.
Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
«Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей», — и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так, что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)
Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Обучение грамоте «К нам весна шагает»
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «К нам весна шагает»Цель: Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты. Совершенствовать навыки звукового анализа.Задачи:Образовате...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Непоседы» Тема: Пересказ сказки К. Ушинского «Лиса и козёл»
Пересказ текста с помощью мнемотехнической таблицы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе
Конспект НОД ко дню матери...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «День рождения ослика Иа. Звук [И]. Буква И»
Цель: знакомство со звуком [И] буквой И. Форма: непрерывная образовательная деятельность. Тип: комплексное. Задачи:Обучающие:- познакомить с ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по Речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Спасение солнца».
НОД по речевому развитию.Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умения детей производить звуковой и слоговой анализ слов, составлять звуковые модели слов; - Упражнять в словообразовании и зак...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Акварельки» Тема: Пересказ сказки К. Ушинского «Лиса и козёл»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по речевому развитиюв подготовительной группе «Акварельки»Тема: Пересказ сказки К. Ушинского«Лиса и козёл»...