Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её жанровыми особенностями. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде; формировать умение детей отличать басни от других произведений. Развить интерес к басням, желание инсценировать их. Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
«Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
В подготовительной группе №7
Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её жанровыми особенностями. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде; формировать умение детей отличать басни от других произведений. Развить интерес к басням, желание инсценировать их. Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
Материалы и оборудование: портрет И.А. Крылова;
Ход занятия:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
В.: Дети! Вспомните, пожалуйста, какие жанры в художественной литературе вы знаете?
Д.: сказки, рассказы, стихи
В.: Ребята, какие книги вы больше всего любите?
Д.: Сказки
В.: Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки?
Д.: народ, писатели – сказочники
В.: Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?
В.: Кто герои этих сказок?
Д.: люди, звери, птицы
В.: Чему нас учат сказки
Д.: быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.
В.: Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники. А каких писателей – сказочников вы знаете?
Д.: Ответы детей
В.: Какие сказки они написали?
Д.: Ответы детей
В.: Чему нас учат сказки?
Д.: Ответы детей
В.: Ребята, чем отличается сказка от рассказа?
Д.: Ответы детей
В.: Как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей). Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (ответы детей: трудолюбивый, труженики др.) А какими словами говорят о людях, которые всё умеют делать очень хорошо?
Д.: мастер своего дела, мастер – золотые руки, рукодельница и др
В.: Вы знаете уже много сказок, в которых герои умели и любили трудиться, поэтому они всегда получали по заслугам, добивались своего счастья. Назовите такие сказки.
Д.: «Хаврошечка», «Золушка», «Мороз Иванович» и многие др.
В.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).
Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве
В.: Сегодня мы поговорим об одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни:
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" - (Муравей)
Этот малый вертолёт,
Отправляется в полёт,
Зависает, не летит,
Крылышками шевелит.
Как стекло, они прозрачны,
С виду, кажутся, невзрачны,
Вот такая егоза,
Эта наша,- ... (Стрекоза.)
В.: Ну что, вы догадались, как называется басня?
Д.: Стрекоза и муравей
В.: Правильно - " Стрекоза и Муравей "
В.: Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.
Я вам сейчас прочитаю басню И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты..." - "Я без души
"Ты все пела? это дело:
Так, поди же, попляши!"
В.: Эту басню написал Иван Андреевич Крылов. (Демонстрирует портрет И. Крылова.) Он написал ещё много других басен, с которыми вы познакомитесь позже.
В.: Кто был внимательным и слушал чтение басни, без труда сможет ответить на мои вопросы (воспитатель просит детей отвечать полными предложениями.)
Беседа по басне:
- Кто главные герои басни?
- С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
-Почему Муравей отказал ей в помощи?
-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?
-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?
-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?
-Чему нас учит басня?
Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор (бывает обычно в конце басни, но может быть и в начале)
Анализ содержания басни. (Дать несколько минут парам на обсуждение) (Дети работают парами)
В.: Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:
В.: «Зима катит в глаза»? Она что на колесах?
Рассуждения детей: быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер
В.: А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?
Размышления детей: Опустело поле, т.к. замерзла земля, нет насекомых, птиц, растения и насекомые подготовились к зиме
В.: А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?
Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается
В.: Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?
Д.: Злой тоской удручена, к муравью ползет она
В.: А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза!» О каком человеке так говорят?
Д.: Рассуждения детей
В.: А как же понять - «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.
Д.: Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик
Словарная работа.
Зима катит – наступает
Нужда – отсутствие еды, дома.
Удручена – огорчена
Вешних дней – весенних
Мурава – высокая трава.
Физкультминутка
Утром Стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
В.: А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:
-Готовь сани летом, а телегу зимой;
-Семь раз отмерь - один раз отрежь;
- Хочешь, есть калачи - не сиди на печи;
-Делу - время, а потехе - час;
-Кашу маслом не испортишь;
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
В.: А теперь расскажите мне своими словами – Муравей, - он какой?
Д.: трудолюбивый, ответственный, справедливый
В.: А Стрекоза какая?
Д.: беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.
В.: А сейчас разделитесь на 2 команды и попробуйте установить последовательность сюжета, подберите иллюстрации.
В.: Молодцы!
Повторное чтение с установкой на запоминание
с использованием мнемотаблицы
В.: Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том, что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?
В.: Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)
- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.
В.: Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Высказывания детей)
В.: Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)
Дети разделились на две группы
(Аргументы 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница) (Аргументы 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной стрекозе)
В.: Вы разные и мнения у вас разные. Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу,
Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?
И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.
Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы.
Воспитатель предлагает разыграть басню по ролям. Подчёркивает, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга. (Воспитатель ещё раз читает басню и выбирает актёров по их желанию).
Рассказывание басни по ролям.
Заключительная часть:
-Что нового узнали?
-Что было самым интересным?
О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня, которую мы слушали?
Кто ее автор?
Чему нас учит эта басня.
В.: Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"
Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой экологической направленности во второй младшей группе «Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Весна»
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна"....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».
развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: "Знакомство с творчеством В.Н.Орлова"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯВ.Н.ОРЛОВА».Подготовила: воспитатель Морозкова Наталья Сергеевна...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.
Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).
Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»...