Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Старкова Ирина Анатольевна

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её жанровыми особенностями. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде; формировать умение детей отличать басни от других произведений. Развить интерес к басням, желание инсценировать их. Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

«Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

В подготовительной группе №7

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её жанровыми особенностями. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде; формировать умение детей отличать басни от других произведений. Развить интерес к басням, желание инсценировать их. Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;

Материалы и оборудование: портрет И.А. Крылова;

Ход занятия:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

В.: Дети! Вспомните, пожалуйста, какие жанры в художественной литературе вы знаете? 

Д.: сказки, рассказы, стихи

В.: Ребята, какие книги вы больше всего любите?

Д.: Сказки

В.: Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? 

Д.: народ, писатели – сказочники

В.: Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

В.: Кто герои этих сказок? 

Д.: люди, звери, птицы

В.: Чему нас учат сказки 

Д.: быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.

В.: Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники. А каких писателей – сказочников вы знаете?

Д.: Ответы детей

В.: Какие сказки они написали?

Д.: Ответы детей

В.: Чему нас учат сказки?

Д.: Ответы детей

В.: Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

Д.: Ответы детей

В.: Как вы понимаете слово «трудиться»(ответы детей). Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (ответы детей: трудолюбивый, труженики др.) А какими словами говорят о людях, которые всё умеют делать очень хорошо?

Д.: мастер своего дела, мастер – золотые руки, рукодельница и др

В.: Вы знаете уже много сказок, в которых герои умели и любили трудиться, поэтому они всегда получали по заслугам, добивались своего счастья. Назовите такие сказки.

Д.: «Хаврошечка»«Золушка»«Мороз Иванович» и многие др.

В.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).

Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве

В.: Сегодня мы поговорим об одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни:

На ромашку у ворот                                    

Приземлился вертолёт,

Серебристые глаза,

Кто же это? … (Стрекоза)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?" - (Муравей)

Этот малый вертолёт,

Отправляется в полёт,

Зависает, не летит,

Крылышками шевелит.

Как стекло, они прозрачны,

С виду, кажутся, невзрачны,

Вот такая егоза,

Эта наша,- ... (Стрекоза.)

В.: Ну что, вы догадались, как называется басня?

Д.: Стрекоза и муравей

В.: Правильно - " Стрекоза и Муравей "

В.: Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Я вам сейчас прочитаю басню ИКрылова «Стрекоза и муравей».

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!"

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило".

"А, так ты..." - "Я без души

"Ты все пела? это дело:

Так, поди же, попляши!"

В.: Эту басню написал Иван Андреевич Крылов. (Демонстрирует портрет И. Крылова.) Он написал ещё много других басен, с которыми вы познакомитесь позже.

В.: Кто был внимательным и слушал чтение басни, без труда сможет ответить на мои вопросы (воспитатель просит детей отвечать полными предложениями.)

Беседа по басне:

- Кто главные герои басни?

- С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?

-Почему Муравей отказал ей в помощи?

-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?

-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?

-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?

-Чему нас учит басня?

Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор (бывает обычно в конце басни, но может быть и в начале)

Анализ содержания басни. (Дать несколько минут парам на обсуждение) (Дети работают парами)

В.: Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:

В.: «Зима катит в глаза»? Она что на колесах?

Рассуждения детей: быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер

В.: А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

Размышления детей: Опустело поле, т.к. замерзла земля, нет насекомых, птиц, растения и насекомые подготовились к зиме

В.: А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?

Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается

В.: Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?

Д.: Злой тоской удручена, к муравью ползет она

В.: А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза!» О каком человеке так говорят?

Д.: Рассуждения детей

В.: А как же понять - «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

Д.: Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик

Словарная работа.

Зима катит – наступает

Нужда – отсутствие еды, дома.

Удручена – огорчена

Вешних дней – весенних

Мурава – высокая трава.

Физкультминутка

Утром Стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

В.: А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:

-Готовь сани летом, а телегу зимой;

-Семь раз отмерь - один раз отрежь;

- Хочешь, есть калачи - не сиди на печи;

-Делу - время, а потехе - час;

-Кашу маслом не испортишь;

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

В.: А теперь расскажите мне своими словами – Муравей, - он какой?

Д.: трудолюбивый, ответственный, справедливый

В.: А Стрекоза какая?

Д.: беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.

В.: А сейчас разделитесь на 2 команды и попробуйте установить последовательность сюжета, подберите иллюстрации.

В.: Молодцы!

Повторное чтение с установкой на запоминание

с использованием мнемотаблицы

В.: Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том, что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?

В.: Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

В.: Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Высказывания детей)

В.: Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница) (Аргументы 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной стрекозе)

В.: Вы разные и мнения у вас разные. Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу,

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы.

Воспитатель предлагает разыграть басню по ролям. Подчёркивает, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга. (Воспитатель ещё раз читает басню и выбирает актёров по их желанию).

Рассказывание басни по ролям.

Заключительная часть:

-Что нового узнали?

-Что было самым интересным?

О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня, которую мы слушали?

Кто ее автор?

Чему нас учит эта басня.

В.: Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"

Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: "Знакомство с творчеством В.Н.Орлова"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯВ.Н.ОРЛОВА».Подготовила: воспитатель Морозкова Наталья Сергеевна...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).

Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»...