Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Старкова Ирина Анатольевна

Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой

Басня И. Крылов  «Ворона и лисица»

в подготовительной группе № 7

Москва

Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

Оборудование: портрет И. Крылова, иллюстрация басни.

Ход занятия:

В.:  Ребята вы любите отгадывать загадки?

Д.: Да

В.: Тогда отгадайте загадки.

1.На дереве сидит,

«Кар – кар!» кричит,

 Никого не боится

 Разбойница птица.

 (Ворона)                                                                                        

2. В птичник повадилась  

Ждите беды!        

Рыжим хвостом,

Заметает следы                                          

(Лиса)

3. Зубы остры, хвост пушистый,                

Ноги у зверька быстры

Чтобы не было беды,                                  

Путай, заинька, следы!            

(Лиса)

В.: Ребята, а кто это лиса?

Д: Лиса – это дикое животное.

В.: Почему оно дикое?

Д: Потому что лиса живет в лесу.

В.: Ребята, давайте вспомним, в каких произведениях рассказывается о животных. Назовите их.

Дети отвечают. Если они затрудняются с ответом, воспитатель напоминает им стихи, сказки, загадки о животных.

В.: Послушайте пословицу: «Трусливому зайке и пенек – волк». О ком так можно сказать?

Дети отвечают.

В.: Верно, в этой пословице говорится о животных, а подразумеваются люди. Так вот и в баснях, коротких поучительных историях, часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

В.: С какой басней вы уже познакомились?

Д: «Стрекоза и муравей»

В.:  Вспомните, о чем говориться в басне «Стрекоза и муравей». Чему учит эта басня?

Дети отвечают.

В.:  Сегодня мы познакомимся с новой басней – «Ворона и лисица». Но прежде чем я прочту вам ее, скажите: когда, в каких случаях и за что человека или животного хвалят. Что значит слово хвалить?

Дети отвечают.

В.:  Верно, хвалят, т.е. говорят приятные слова, когда это заслужено. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят, - это называется лестью. И льстить так же нехорошо, как и просто врать, обманывать. Послушайте басню, а потом скажите, кто в этой истории льстит и для чего.

Воспитатель читает басню, затем беседует с детьми о прочитанном

Беседа по содержанию басни

Вопросы:

1.Кто льстил в этой истории?

2.Для чего он это делал, как вы думаете?

3.Как вы думаете, почему сыр достался Лисице, а не Вороне?

4.Какой вам показалась в этой истории Ворона? Какими словами можно сказать о ней?

5.А что можно сказать о Лисице? Какая она?

6.Эта басня понравилась известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, и он рассказал ее в стихах. Интересные слова использует Крылов. Вспомните, какими словами говорится о Лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит». Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

7.Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону.

Дети отвечают.

В.: Послушайте, я прочту этот отрывок ещё раз.

В.: Вспомните последние строчки басни: «Ворона каркнула…». Как вы понимаете слова «с ним была плутовка такова»?

 Дети отвечают.

В.: О каких людях можно сказать, что они как Ворона или Лисица в басне?

Дети отвечают.

В.: Чему учит эта басня? О чем она говорит людям?

Д: Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь.

В.: Значит, можно сделать вывод – плохо быть льстецом. Постарайтесь помнить об этом всегда. А сейчас, кто желает, может взять цветные карандаши и альбомный лист и нарисовать рисунок к прочитанной басне.

 

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой , в котором используются элементы социо-игровых технологий....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).

Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»...