Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_basen.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой С. Михалкова «Басни»
в старшей группе
Программное содержание.
- Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
- Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
- Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
- Развитие речи.
- Обогащение и активизация словаря.
Предварительная работа.
- Чтение детям басен С. Михалкова, с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
- Раскрашивание иллюстраций к басням С. Михалкова по книгам-раскраскам.
- Инсценирование басен С. Михалкова «Сорочий язык», «Ворона и Рак», И. Крылова «Лиса и Журавль», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей» и др.
- Оформление выставки книги С. Михалкова
Ход занятия:
Педагог. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.
В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.
В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. «Эзоповским языком» он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага»…
Что такое басни, вы уже знаете. Это…
Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.
Дети. Стихотворение.
Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.
Дети. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.
Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?
Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.
Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.
Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.
Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.
А какие вы знаете басни?
Дети. «Сорочий язык», «Ворона и Рак», «Два товарища», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Муравей и Голубка», «Лев и Мышонок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки».
Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.
Педагог. Кто написал басню «Сорочий язык»?
Дети. Сергей Михалков.
Педагог. О чём говорится в этой басне?
Дети. В этой басне говорится о болтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни пить – ничего не может. И обратилась она к Журавлю. «Журавушка, вылечи мне язык!», - с трудом прошипела она. – «Ты, говорят, травами лечишь. Помоги!» Отказал Журавль Сороке: «Нет у меня никаких трав! Не могу тебе помочь!» «Ах, так!», - рассердилась Сорока. – «Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!» - и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и говорит: «Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе… и нам заодно!»
Педагог. Кого высмеял С. Михалков в этой басне? За что?
Дети. Сороку за болтовню, сплетни.
Дети. В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей.
Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?
Дети. «Ворона и Рак».
Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009) – писатель, поэт, драматург, председатель Союза писателей России, автор гимнов СССР, политический деятель.
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве в 1928 году впервые было опубликовано стихотворение Сергея Михалкова.
Большая работа С. В. Михалкова в области старейшего, испытанного литературного жанра басни признана и широко известна. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.Сергей Михалков умер 27 августа 2009 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"
Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)
Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"
Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа
Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».
развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).
Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...