Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Пермякова Вера Николаевна

 

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kroshechka_hovroshechka.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка».

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» ( в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу  произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Задачи:

Образовательные задачи:

- расширять знания детей о русских народных сказках;

-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;

- учить детей анализировать сказку;

- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

Воспитательные задачи:

_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

- воспитывать  проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

Развивающие задачи:

- развивать интерес к русским народным сказкам;

- приобщать детей к истокам русской культуры;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;

- обогащать эмоции детей.

Методы и приемы:

Наглядный (показ, демонстрация);

Словесный : Аудиозапись сказки и демонстрация иллюстративного материала. Диалог  в ролях.

 Игровой: организационный момент; физкультминутка,  заключительная часть

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок, Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам. Работа с родителями.

Словарная работа: холсты, наливные,

 Подготовка к занятию. Выставка русских народных сказок, иллюстрации к  сказки, книга  со сказкой  «Хаврошечка»,   пальчиковый театр.

Ход занятия.

 Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Этот клубочек не простой, а волшебный. Он нам поможет попасть всказку. Для этого надо сказать волшебные слова.

Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток,

Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи  на сказочную поляну.

Воспитатель:. И вот мы  на сказочной поляне . Что вы  видите на сказочной поляне ? Книги. О чем эти книги ? Вам знакомы эти сказки?  Как обычно начинается сказка? С каких слов?

Дети: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т.д.

Воспитатель: Ребята. А о чём обычно рассказывается в сказках?

Дети: О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.

Воспитатель: Можно ли по иллюстрации догадаться, о чём эта сказка?

Дидактическая игра «Узнай сказку назови героев».

Воспитатель: Сегодня  я хочу вас познакомить с новой сказкой , а

в  ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные.  Как вы  их понимаете ? (Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком, сочные)

 Садитесь по удобнее и слушаем сказку которая называется

Аудизапись сказки

Воспитатель: Какие сказочные слова вы услышали в сказке?

Дети: Влезет  Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.

Воспитатель: как вы думаете, почему сказка начинается слов: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

Дети: Потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.

Воспитатель: Какой вы представляете себе Хаврошечку?

Дети: Доброй, умной, работящей

Воспитатель: Какими были мачеха и её дочери?

Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.

Воспитатель: Кто был другом в этой сказке Ховрошечке?

Как помогала  Ховрошечке ?

Дети: Помогала выполнять ей тяжёлую работу:  (Коровушка) Ховрошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт.

Воспитатель: Как узнала мачеха об этом?

Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Трехглазка  всё увидела, как   Хаврошечка  в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.

Воспитатель: На кого из героев сказки вы хотели быть похожими?

Почему?

Воспитатель: (физкультминутка).

Эй, ребята, не ленитесь

На разминку становитесь.

Походим мягко, как лисята

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубочек,

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Воспитатель: А теперь тихонечко садитесь

А теперь я предлагаю быть вам  артистами .

Диалог в ролях

Вспомните как жаловалась  Хаврошечка на свою жизнь коровушке?

Хаврошечка.  Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню  мне велено новую работу исполнить.

Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 2-3 раза. Перед каждым новым выступлением дети – слушали хором приговаривают: «Спи глазок, спи другой!».

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад Клубочек волшебный верни нас в детский сад.

Ты катись,  катись клубочек с вражка на мосток, только сильно не спеши путь дорогу укажи в детский сад.

Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы!

Эта  книжка со сказкой «Хаврошечка» будет жить нашем в книжном уголке. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление с воздухом и его свойствами»

Цель: Показать, что воздух есть вокруг нас; способы его обнаружения.           Развивать воображение, активизировать речь детей, через практическую деятельность, вве...

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"

Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....

Конспект занятия в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества .Ладушки в гостях у бабушки»

Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закрепить знания о потешках,  закличках, , упражнять в отгадывании загадок.Развивающие: развивать умени...

Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.Задачи:Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самос...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...

Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Хаврошечка»

Формирование эмоционального отношения к литературному произведению. Прививать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи....