Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого). Расширить представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому.
Развивающие: развивать речь, внимание, память, активизация и обогащение словаря.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение уступать друг другу.
Методы и приёмы: выразительное чтение, прослушивание, поощрение, указание, показ, рассказ, объяснения, рассматривание, вопросы, беседа.
Обогащение словаря: зуек, чомга.
Активизация: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка.
Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки и другие изображения птиц: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка, чомга.
Ход:
Вводная часть
1. Знакомство с творчеством Виталия Бианки.
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня вас познакомить с рассказами и сказками замечательного писателя Виталия Бианки.
(Рассматривание портрета писателя)
Мы с вами уже много читали рассказов В. Бианки, например: рассказы про лес, животных. В первое свое лесное путешествие В. Бианки, отправился, когда ему было лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.
Основная часть
2. Чтение рассказа «Лесные домишки»
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю послушать рассказ, который называется: «Лесные домишки»
3. Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю ответить на вопросы.
- Кто был главным героем этой истории (ответ детей) -ласточка –береговушка.
-Как получилось, что Береговушка потеряла свой дом? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей)
-Кого первым встретила Береговушка? (маленькую желтую птичку с черным галстуком на шее по имени Зуек.)
-Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа)
-Какой дом был у Зуйка и смогла ли Береговушка в нем переночевать?
-Понравился ли Береговушке дом голубя? Расскажите, каким он был?
-У каких птиц побывала в гостях ласточка? Расскажите об их домиках.
(У Иволги дом свит из стебельков, волосков, шерстинок, да березовой кожурки: висит на ветке да качается. У Пеночки – шалашик из сухой травы, свитый прямо на земле. У Чемги – плавучий островок из сухого тростника.
- Почему Пеночке было неуютно в этих гнездышках?
-А какие дома у ласточек? (как дырки на крутом берегу реки, похожие на норки.)
-Что интересного мы узнали из этого рассказа? (У каждой птицы- свой дом, не похожий на другие.)
4. Рассматривание картинок с изображением разных гнезд птиц.
(рассматривание картинок)
-Как вы думаете, почему ласточке-береговушке больше всего нравился собственный домик? (Потому, что там была ее мама, там была ее теплая постелька из травинок и перьев.)
5. Знакомство с пословицами о доме.
Воспитатель: Каждый человек больше всего на свете любит свой родной дом, место, где он родился, где он живет.
Я вам предлагаю послушать пословицы о родном доме, например: «Хорошо в гостях, а дома лучше», «Где кто родился, там и пригодился». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.
Оценка:
-Как вы думаете, почему у птиц такие разные дома, от чего это зависит? (Каждая птица вьет свое гнездо там, где живет: в траве, на ветвях деревьев, на воде и т. д. Да еще старается сделать его незаметным для чужих глаз)
Рефлексия
Воспитатель дает объективную оценку деятельности детей на занятии, как вариант просит оценить товарищей, себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye_domishki_liza_avgust.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого). Расширить представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому.
Развивающие: развивать речь, внимание, память, активизация и обогащение словаря.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение уступать друг другу.
Методы и приёмы: выразительное чтение, прослушивание, поощрение, указание, показ, рассказ, объяснения, рассматривание, вопросы, беседа.
Обогащение словаря: зуек, чомга.
Активизация: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка.
Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки и другие изображения птиц: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка, чомга.
Ход:
Вводная часть
1. Знакомство с творчеством Виталия Бианки.
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня вас познакомить с рассказами и сказками замечательного писателя Виталия Бианки.
(Рассматривание портрета писателя)
Мы с вами уже много читали рассказов В. Бианки, например: рассказы про лес, животных. В первое свое лесное путешествие В. Бианки, отправился, когда ему было лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.
Основная часть
2. Чтение рассказа «Лесные домишки»
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю послушать рассказ, который называется: «Лесные домишки»
3. Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю ответить на вопросы.
- Кто был главным героем этой истории (ответ детей) -ласточка –береговушка.
-Как получилось, что Береговушка потеряла свой дом? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей)
-Кого первым встретила Береговушка? (маленькую желтую птичку с черным галстуком на шее по имени Зуек.)
-Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа)
-Какой дом был у Зуйка и смогла ли Береговушка в нем переночевать?
-Понравился ли Береговушке дом голубя? Расскажите, каким он был?
-У каких птиц побывала в гостях ласточка? Расскажите об их домиках.
(У Иволги дом свит из стебельков, волосков, шерстинок, да березовой кожурки: висит на ветке да качается. У Пеночки – шалашик из сухой травы, свитый прямо на земле. У Чемги – плавучий островок из сухого тростника.
- Почему Пеночке было неуютно в этих гнездышках?
-А какие дома у ласточек? (как дырки на крутом берегу реки, похожие на норки.)
-Что интересного мы узнали из этого рассказа? (У каждой птицы- свой дом, не похожий на другие.)
4. Рассматривание картинок с изображением разных гнезд птиц.
(рассматривание картинок)
-Как вы думаете, почему ласточке-береговушке больше всего нравился собственный домик? (Потому, что там была ее мама, там была ее теплая постелька из травинок и перьев.)
5. Знакомство с пословицами о доме.
Воспитатель: Каждый человек больше всего на свете любит свой родной дом, место, где он родился, где он живет.
Я вам предлагаю послушать пословицы о родном доме, например: «Хорошо в гостях, а дома лучше», «Где кто родился, там и пригодился». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.
Оценка:
-Как вы думаете, почему у птиц такие разные дома, от чего это зависит? (Каждая птица вьет свое гнездо там, где живет: в траве, на ветвях деревьев, на воде и т. д. Да еще старается сделать его незаметным для чужих глаз)
Рефлексия
Воспитатель дает объективную оценку деятельности детей на занятии, как вариант просит оценить товарищей, себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "Ознакомление с родным городом".Составление рассказана тему «Петербургская семья» (старшая группа с элементами ОНР)
Составление рассказана тему «Петербургская семья» (старшая группа с элементами ОНР)...
Конспект РОД Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»
Конспект Регламентированной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. тема: Приобщение детей старшей дошкольной группы к художественной литературе "Пересказ расска...
Организованная образовательная деятельность Речевое развитие: ознакомление с художественной литературой: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевое развитие (ознакомление с художественной литературой) Тема: Заучивание стихотворения "Лошадка" из серии "Игрушки" А. Барто.
Формировать представления о домашних животных. Учить детей запоминать небольшое по содержанию стихотворение; учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них, тем самым активизируя словарный...
Конспект занятия по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) для детей старшей и подготовительной подгрупп разновозрастной группы Тема: «Весёлые рассказы Н.Носова»
Организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (приобщение к художественной литературе) для детей старшей и подготовительнойподгрупп разновозрастной группыТема: «Весёлые р...
Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области речевое развитие. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Чтение сказки «Друзья здоровья» автор Юлия Шалева
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение сказок, которые служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывают огромно...