«РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»
статья (подготовительная группа)
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме, которая связана с организацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ с часто болеющими детьми, с детьми, которые не посещают детский сад или которые находиться на домашнем воспитании. В статье идет речь о том, как можно организовать коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда с детьми ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме, которая связана с организацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ с часто болеющими детьми, с детьми, которые не посещают детский сад или которые находиться на домашнем воспитании. В статье идет речь о том, как можно организовать коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда с детьми ТНР.
Ключевые слова: детский сад, группа комбинированной направленности; коррекционно-развивающее обучение; дистанционный формат обучения; электронные образовательные ресурсы.
Работая в системе образования, мы замечаем, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного речевого развития. Все чаще в дошкольных учреждениях появляются часто болеющие дети, которые редко посещают дошкольное учреждение. Некоторым воспитанникам недостаточно программы дошкольного образования, им необходимы дополнительные занятия в домашних условиях. И поэтому у детей и у родителей появляться трудности в очном освоении программы дошкольного образования. Нам, как педагогам необходимо организовать обучение и воспитание дошкольников так, чтоб они без особых проблем поступили в школу, перешли на другую ступень образования.
И передо мной встал вопрос организации коррекционно-образовательной работы с применением дистанционных форм обучения. В 2017 году Указом Президента подписана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030гг», в которой говориться о том, что «…использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ…».
Работа в данном направлении проводилась в три этапа.
- этап - подбор необходимых электронных образовательных ресурсов для организации коррекционно-развивающей работы с применением дистанционных форм обучения,
- этап - обучение родителей особенностям работы в дистанционном формате в рамках реализации АОП,
- этап - реализации коррекционно-развивающей работы с применением дистанционных форм обучения.
- На первом этапе была проведена диагностика речевого развития детей с ОНР. Для диагностики был использован «Качественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». Быховской А.М., Казовой Н.А. 2012.
На этом же этапе было проведено и анкетирование родителей по следующим направлениям:
- компетентны ли они в области новых технологий образования?
- имеют ли они возможность использовать электронные образовательные ресурсы?
- нужно ли им такое образование?
- знают ли требования СанПиН? закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"? и т.д.
- готовы ли они помогать детям и учиться вместе с ними?
На втором этапе по результатам анкетирования была спланирована работа с родителями. Создана группа в мессенджере Viber, собраны адреса электронных почт. Была проведена общая консультация с родителями, на которой обсуждалась вся дальнейшая работа и роль родителей в этом образовательном процессе. В работе с родителями было выделено три основных момента: время, ресурсы и самостоятельность. Остановимся поподробнее на каждом.
Время: Для достижения хороших результатов родителям необходимо уделять время детям для выполнения заданий-рекомендаций от учителя-логопеда.
Ресурсы: Какая техника будет задействована при организации дистанционных форм обучения? Какие и как будут использоваться материалы при проведении занятий?
Самостоятельность: При проведении занятий в дистанционной форме, необходимо обратить внимание родителей на самостоятельность детей. Необходимо формировать самостоятельность воспитанников с первых занятий с учителем-логопедом. На протяжении всего занятия помощь родителей должна быть минимальной. Родители должны понимать, что задания необходимо выполнять самому ребенку, а не родителям делать всю работу за него.
На третьем этапе коррекционно-развивающая работа с использованием дистанционных форм обучения проводилась на протяжение всего 2019-2020 учебного года. На занятиях активно использовались коррекционная программа «Игры от тигры», сайт «Мерсибо», различные тематические презентации и многие другие электронные образовательные ресурсы.
Согласно АОП, режиму дня и возрастным особенностям в подготовительной группе комбинированной направленности основными формами работы являлись:
1) индивидуальные занятия - по формированию правильного звукопроизношения, количество которых зависело от сложности речевого дефекта;
2) подгрупповые и групповые занятия - которые проводились 4 раза в неделю.
Для закрепления пройденного материала воспитанники получали домашние задания, которые носили рекомендованный характер. Кроме традиционных заданий они получали задания в группу вайбер или на электронную почту в виде ссылки на электронные образовательные ресурсы.
Пандемия вирусной инфекции самым неожиданным образом всколыхнуло все педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всей коррекционно-развивающей работы. Традиционные занятия стали не доступны. Необходимо было переходить на дистанционный формат работы. Для организации занятий была выбрана платформа ZOOM. Коррекционно-развивающая работа в дистанционном формате состояла из индивидуальных и подгрупповых занятий по определенному расписанию, которое согласовывалось с родителями в связи с тем, что никаких официальных документов для перехода ДОУ на дистанционный формат не было.
На занятии в дистанционном формате необходимо правильно распределять время:
- видео подключение – при помощи взрослого происходит подключении к конференции, ребенок работает с экраном;
- аудио подключение – ребенок работает с пособиями или делает упражнение вместе с педагогом
- отключение от конференции – подведение итогов занятия
Занятия он-лайн включают в себя:
- чередование видов деятельности на занятии
- разнообразные виды заданий
- разнесение занятия во времени
- делегирование полномочий
- индивидуальный подход
- смена вида коммуникации
- дозированное и отсроченное вознаграждение.
В начале учебного года был запущен проект «Получи медаль». На протяжении всего занятия воспитанники получали смайлики, звездочки или тематические предметы за правильные ответы. В конце занятия мы все вместе подсчитывали количество набранных баллов. За большое количество баллов воспитанник получал медаль. Большой резонанс получил этот проект во время проведения дистанционных занятий. В связи с тем, что не было живого контакта педагога и воспитанника, воспитанникам необходимо было присылать фото и видео материалы выполненного домашнего задания. За каждое правильно выполненное домашнее задание воспитанник получал медаль. Но только все заработанные медали воспитанники получили уже после окончания пандемии при непосредственной встречи.
В этом проекте воспитанники с большим удовольствием принимали участие и получали медали.
Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста с применением дистанционных форм обучения повышают эффективность коррекционно-развивающей работы, способствуют формированию устойчивого навыка речевого развития, а также воспитывают самостоятельность и уверенность ребенка в собственных силах.
Дистанционный формат обучения в логопедической практике активно можно использовать с часто болеющими детьми, детьми инвалидами или в таких ситуациях как пандемия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когнитивное развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами современной технологии развивающего обучения
В опыте работы описывается технология когнитивного развития детей с ОНР посредством мнемотехники. Работа рассчитана на детей старшего и подготовительного возраста. ...
Конспект коррекционно – развивающей образовательной деятельности «Чудо Страна» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Необычное путешествие в Чудо Страну поможет детям закрепить и узнать способы контроля за эмоциональными проявлениями....
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...
Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».
Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм "«Автоматизация звуков «С» и «Ш» "
Повышение уровня компетентности учителей-логопедов по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с применением нетрадиционных форм работы с песком....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм "«Автоматизация звуков «С» и «Ш» "
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Организация коррекционно...
Методическая разработка "Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР «Путешествие цыпленка»"
Методическая разработка предназначена для детей с ТМНР. Основная цель занятия: развитие речевой активности....