Методическая разработка "Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР «Путешествие цыпленка»"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методическая разработка предназначена для детей с ТМНР. Основная цель занятия: развитие речевой активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР «Путешествие цыпленка»
Учитель-дефектолог: Кустова Надежда Викторовна
Цель: Развивать речевую активность.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать номинативный словарь по теме «Домашние птицы», пассивный глагольный словарь (кукарекает, кудахчет, поет, пищит, квакает, мяукает).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формировать умение отвечать на простые вопросы («Кто?» «Что делает?»
- Формировать умение повторять и договаривать за взрослым звукоподражания, слова, простые фразы.
- Развивать активность при подпевании, совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.
- Развивать артикуляционную моторику, подражательность.
- Формировать направленную воздушную струю.
- Пробуждать интерес к театрализованной игре путем опыта общения с персонажем.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: игровой коврик, дидактические игрушки, дидактический чемодан, сено, крупа, перья, шарманка, поднос, корзина с дидактическим мешочком.
Предварительная работа: Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок», рассматривание сюжетных картинок на которых изображены курица с цыпленком и петухом. Разучивание песенки «Курочка кудахчет ко-ко-ко».
Педагогические технологии:
-Театрализованная игра
-Здоровьесберегающие
-ИКТ
Ход занятия
1.Организационный момент. Ребята, здравствуйте. (логопед показывает на гостей) Посмотрите, у нас сегодня гости! Гости добрые, хорошие! Помашите им ручкой, поздоровайтесь! Вот так!
Логопед: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю очень. Так вот в одной такой сказке жил-был старый чемодан, когда-то он много путешествовал, много видел всего на белом свете и знал много сказок. Давайте отправимся в сказку, отыщем чемодан, и тогда, он расскажет нам сказку! Нам пора в путь, а вот и дорожка……
2.Ходьба по сенсорной дорожке. Артикуляционная гимнастика.
Создание эмоционально положительного фона. Развитие тактильной чувствительности, обоняния. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Звучит музыка…Дети осматривают дорожку, трогают сено, нюхают его…
Логопед: Ребята смотрите, это сено! Давайте его потрогаем! Чувствуете какое оно колкое. Давайте удивимся, скажем: О-о-о! а еще можем сказать: У-у-у тебя! Какое колючее сено! А какое оно ароматное! Понюхайте! Скажите: А-а-ах, как пахнет!
Далее дети идут по дорожке.
3.Дыхательная гимнастика «Перышки».
Развитие дыхания. Формирование направленной воздушной струи.
Логопед: «Ребята, посмотрите на дорожке перышки лежат!
Наверно, куры пробегали,
Перья потеряли.
Мы на перья будем дуть
Им поможем вверх вспорхнуть…
Логопед подносит поднос с перьями, дети их сдувают… (под музыку), направляются к чемодану
Знакомство с волшебным чемоданом. Игра на шарманке. (Развитие слухового внимания)
Логопед подводит детей к чемодану!
Логопед: Ребята — это же волшебный старый чемодан, он полон чудес и сказок. Давайте попросим нам рассказать сказку. А мы будем слушать и смотреть. Давайте сядем поудобнее (Дети рассаживаются на стульчики).
Логопед пробует открыть чемодан, но не получается.)
Логопед: Ребята чтобы чемодан открылся, давайте поиграем на шарманке Каждому из детей дают поиграть на шарманке (под приятный звук шарманки, чемодан открывается и в чемодане появляется «Волшебная полянка-коврик» (звучат звуки деревни).
4.Игра «Волшебный мешочек».
Развитие лексического словаря.
Дети рассматривают полянку, находят и называют предметы на ней: дорожку, речку, мостик, пруд, деревья, цветочки, сажают огород (морковки, тыквы). Вынимают из мешочка предметы (дом, березку, елки, яблоньку, грибочек) их называют, украшают полянку.
Логопед: кто же живет на этой полянке?
Вдруг дети слышат писк: «Пи-пи-пи». Их чемодана появляется лукошко с сеном, там кто-то шевелится, детям предлагают посмотреть кто там? Дети находят Цыпленка в сене.
Логопед: Ребята кто это? (Дети отвечают: Цыпленок).
Логопед:
Мягкий и пушистый
Я у курицы – ребенок
А зовут меня…. (цыпленок)
5.Начинается сказка. К.И. Чуковского «Цыпленок» (Театрализованная игра)
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем опыта общения с персонажем. Формировать умение отвечать на простые вопросы («Кто?» «Что делает?» Формировать умение повторять и договаривать за взрослым звукоподражания, слова, простые фразы.
Жил на свете цыплёнок. Он был совсем маленький. Вот такой. Но цыплёнок думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.:
У цыпленка была мама. Она его очень любила. Мама была вот такая.
Песенка «Курочка кудахчет Ко-Ко-Ко»
Развивать активность при подпевании, совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни.
Мама кормила цыпленка червяками. И были эти червяки вот такие.
Игра «Покорми цыпленка червячками» (Дети ищут в емкости с горохом червячков и кормят цыпленка.)
Как-то раз налетел на маму Чёрный Кот и погнал её прочь со двора. И был этот кот вот такой.
У Котика лапки-царапки (дети повторяют движения пальчиками, имитируют лапки)
Логопед: Давайте помяукаем как кот. (Дети мяукают)
Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: «Кукареку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» И был петух вот такой.
Петя, Петенька, петух.
Что за перья, что за пух?
(разбрасывает пух, перья разноцветные из чемодана)
Разноцветный весь, цветной,
И кричит как заводной:
КУ-КА-РЕ-КУ!
Ребята, давайте прокукарекаем как петушок! (Дети кукарекают)
Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.
И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. А была лягушка вот такая.
Логопед:
Лягушка-попрыгушка-
Глазки на макушке
У лягушки все слова начинаются на КВА
Логопед: «Давайте поквакаем вместе с лягушкой.»
Она увидела цыплёнка и засмеялась:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Далеко тебе до петуха!
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так….
6.Рефлексия. Логопед: «Тут и сказке конец! Вам понравилась сказка? Давайте вспомним с кем мы сегодня играли? (Логопед подводит итог занятия, дети называют всех героев сказки).
Чемодан снова «уснул». Будет видеть цветные сны и вспоминать новые сказки, а мы обязательно вернемся. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Под музыку по дорожке дети возвращаются в детский сад.
Дети уходят с сопровождающим.
Логопед: Как же давно чемодан не чувствовал себя таким нужным и счастливым. И таким красивым!
Вы спросите, что нужно, чтобы быть счастливым? Чемодан и мы вам ответим с улыбкой – это быть кому-то нужным!
До новых встреч!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой «Детство» под редакцией Т.И. Баба...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.
Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю»
Занятие познавательно-речевой направленности, образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой «Де...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, «Мишины игрушки»
Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) Задачи: Образовательные: закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные; упражнять в образовании притяжательных и относительн...
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Необычное путешествие по стране Мухи-Цокотухи»
уточнить знания детей по произведениям К.И.Чковского; активизировать словарь по данной теме....