Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmicheskoe_zanyatie_osen_v_lesu._derevya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Коррекционно – образовательные задачи:

Систематизировать знания детей по теме, закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать  слуховое внимание, память, мышление через игры и упражнения. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:  Предметные картинки  (деревья: рябина, дуб, берёза, клён), фонограмма пьесы  «Октябрь» П. Чайковского, мяч, осенние листья.

Ход занятия.

Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» П. Чайковского.

1.Орг. момент. Эмоционально – волевой тренинг: «Здравствуйте! »

 Логопед: - Здравствуйте, ребята!

Логопед:     Эй, ребята, что вы спите,

                     В круг скорее все идите.

Логопед: - Ребята, посмотрите и скажите, а какое у меня настроение? (весёлое, радостное). Я хочу вам передать своё хорошее настроение.

Давайте мы с вами поздороваемся - в этом нам поможет правая рука - покажите её.

Попевка: - Здравствуй, здравствуй!

Не зевай и ладошку мне давай!

        (ребята по очереди дают правую руку друг другу напевая слова)

Логопед:   -  Сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы отгадайте, о чём оно?                      

                       Утром мы во двор идем,

                       Листья сыплются дождем,

                       Под ногами шелестят

                       И летят, летят, летят…  

Логопед: Как же называется такое явление, когда листья падают? (листопад)

 Логопед: Когда бывает листопад? По каким признакам мы узнаём, что наступила осень?                

Логопед: Ребята, посмотрите – все упавшие  листочки разные. А знаете ли вы,  почему они разные? С каких деревьев упали листья? А можем ли мы узнать,  какие деревья потеряли свои листочки? Что же нам нужно сделать, куда пойти, чтобы узнать какие бывают деревья?  (в лес)

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.

Логопед: - Вот и осень к нам пришла,

                   Нас в дорогу позвала.

2. Основная часть.

1)     Двигательные упражнения «Прогулка в лесу»

В лес отправимся гулять,                                   Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке  пойдём                             Ходят «змейкой» между  кочками

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                       Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                              Ходят высоким шагом через  «кочки»

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке  

Мы весело шагаем.                                      Маршируют.

2) Логопед: Сегодня мы с вами опять оказались в осеннем лесу.  Как хорошо в осеннем лесу как красиво! А какой здесь воздух!

Дыхательная гимнастика «Мой любимый носик»

Вдох - погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох -  и обратно пальцы просятся.

Погладить боковые части носа от крыльев к переносице - вдох, обратно-выдох

Ты вдохни одной ноздрёй.

Ну а выдохни другой.

Сделать вдох правой ноздрёй,

левая закрыта и наоборот.

 

3) Игра «Волшебный мяч». 

 Логопед: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад. Он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

   Мы пойдем с вами на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот  отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

- Какие бывают деревья? (хвойные и лиственные)

- Назови части дерева

- Назови дерево

- Листья осенью (что делают?) – (желтеют, опадают, и т.д.)

4) Игра «Ветер дует нам в лицо»

Логопед:  у каждого из вас в руках осенний листок. Вы деревья в осеннем лесу.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Слушаем музыку.

Верхний регистр – листочки колышутся (кисти рук), средний – ветви (руки), нижний – ствол качается (наклоны тела).

Логопед:  - Как вы думаете, а можно в лесу шуметь?

 5)  Игра: Громко — тихо»

Дети стоят по кругу, руки на поясе. 

Проговаривая слова, переступают ногами на месте (шаг - слово). Громкому проговариванию слова соответствуют сильные удары ног, тихому - слабые. Громкому или тихому проговариванию соответствуют громкие или тихие хлопки (хлопок — слово)

«Ногами - топ, ногами - топ,

     Громко топнем: топ, топ, топ!

     Ногами - топ, ногами - топ,

     Тихо топнем: топ, топ, топ».

«Руками - хлоп, руками - хлоп,

Громко хлопнем: хлоп, хлоп, хлоп!

Руками - хлоп, руками - хлоп,

Тихо хлопнем: хлоп, хлоп, хлоп».

6)  Игра с язычком.

Логопед: - Посмотрите, какой необычный листок я нашла на полянке.

- Сегодня утром наш Язычок  проснулся и потянулся

                                                                       (вытянуть язык, широко открыв рот)

- Посмотрел он на часы, часики тикали: «Тик-так, тик-так»         (упр. «Часики»)

- Язычок открыл окошко                                (А… .)

- За окошком светило круглое солнышко    (О… .)

- Дул сильный ветер                                       (У… .)

- Язычок стал дразнить ветер                         (У – И – У – И)

- Рассердился ветер и подул очень сильно     (У)

- Створки окна захлопали и застучали         (АМ – АМ – АМ)

- Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубки       (упр. «Чистим зубки»)

- Прополоскал рот                          (надувать правую и левую щеки попеременно)

- Облизал зубную пасту с верхней губы      (упр. «Вкусное варенье»)

Логопед: - Наш Язычок готов дальше играть.

7)  Игра «Подскажи словечко»

Белое платье, серёжки, как слёзки.

Так наряжаются только…… берёзки.

В кружевах листвы горят  алые рубины.

Отвести не могут взгляд дети от … рябины.

С веток капают росинки,

Ведь дрожат листы … осинки.  

Посадила жёлудь  Люба,

Чтоб сыночек был у …. дуба.

В листья пятипалые с детства я влюблён,

Их подарит осенью раскудрявый … клён.

8) Игра «Осенний букет» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать:

Листья березы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем!

9) Игра «Найди пару своему листочку» (хороводная)

Ты лети, лети листок                        (машут листиком над головой)

Прямо на дорожку.

Полежи один чуток                        (присели, лист положили)

Отдохни немножко.

Хоровод мы заведем                        (хоровод по кругу)

Заведем на славу.

И листочку своему                        (кружение в паре)

Подберем мы пару!

Логопед: - с какого дерева упал ваш листочек.

     Дети: У меня красный кленовый листок.

                У меня оранжевый рябиновый листок.

                У меня коричневый дубовый листок.

                У меня жёлтый берёзовый листок. И т.д.

Логопед:  Мы с вами знаем замечательную песню  «Осень»

10)  Песня «Осень»

11) Релаксационная минутка.

Логопед.  -  Устала что-то осень.

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

- Давайте немного отдохнем. Ложитесь на осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение «Осенью» А. Плещеева.

Осень наступила. Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья

Птички улетели в теплые края!

12)Итог занятия:

Логопед:   - Наше путешествие в осенний лес подошло к концу.

- Что вам понравилось, дети?

- Что было трудным для вас?

- Пора нам возвращаться домой

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...

Логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветочная полянка"

Обобщение и уточнение знаний у детей по теме "Цветы" через народные игры, упражнения....

Методическая разработка "Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТМНР «Путешествие цыпленка»"

Методическая разработка предназначена для детей с ТМНР. Основная цель занятия: развитие речевой активности....

Конспект тематического занятия с элементами логоритмики «Синичкин день» (старший дошкольный возраст)

Конспект тематического занятия с элементами логоритмики «Синичкин день» (старший дошкольный возраст)...