игры на разитие грамматических категорий
Данный материал поможет педагогам и их родителям в преодолении речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовили: Пузакова И.М
Фоминых Т.В.
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи по возрастным группам.
Вторая младшая группа:
1. Игра Непослушный колобок»- знакомить детей с дикими животными, упражнять в изменении существительных по падежам (родительный с предлогом и без, употребление имен прилагательных в именительном падеже). Воспитатель показывает катринку с изображениями героев, называя части тела их, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост. Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя, лисы.
2.Игра «Наши игрушки» - учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (красивая кукла, большой медведь, резиновые мячи).
3. Игра «Где игрушка» - учить детей употреблять существительные с предлогами (В, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО).
4. Игра «Один – много» - помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята).
5. Игра «Чего нет? Кого нет?»- учить употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, коровы, зайца).
6. Пробовать вводить в простые предложения детей определения, дополнения, обстоятельства (Мы пойдем на прогулку и увидим ворону, сороку и синичек).
Средняя группа:
1.Игра «Сосчитай предметы от 1 до 5» - учить считать предметы, меняя окончания. (1 котенок, 2 котенка, 3 котенка, 4 котенка, 5 котят).
2.Игра «Один-много» -учить образовывать множественное число существительных (трудные формы), рты, уши, львы, пни.
3.Игра «Откуда и куда»- учить употреблять существительные с предлогами В, ИЗ, С
4.Игра «Скажи, кто где» - употребление предлогов НА, В, ПОД,
5.Игра «Большой и маленький» учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно- ласкательные формы прилагательных (цветок красный, а цветочек –красненький, дом низкий, а домик низенький)
6.Игра «Какой? какая? какое?» - образование качественных прилагательных (На улице мороз – значит день – морозный. Коту лень ловить мышей – значит он ленивый).
7. Игра «Скажи, какой?» - образование сравнительной степени прилагательных. (сильный - сильнее- сильнейший)
8. Игра «Послушный ребенок» - образование глаголов повелительного наклонении и глаголов 1го лица единственного числа настоящего времени.
(иди- я иду, беги – я бегу, читай – я читаю)
9.Игра «Он, она, они» - изменение глагола прошедшего времени в роде и числе.
(Что делал мишка? – мишка спал. Что делала кукла? – кукла спала. Что делал автобус? – автобус ехал)