Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.
Данный материал поможет педагогам подробнее познакомиться с профессиональным умением ведения диалога с родителями воспитанников. Это поможет избежать различных конфликтов между педагогом и родителями, а наоборот, такое ведение диалога поможет сблизить их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_pedagoga_s_roditelyami.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Антошка»
Тема: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»
Подготовила учитель-логопед 1к.к.
Пузакова Ирина Михайловна
город Абакан 2018г.
Деятельность педагога всегда строится на общении. Правильно выстроенный диалог между педагогом и родителями – это основа успешности детей.
Перед началом диалога ученые выявили такой термин как:
Диалогическая позиция: Это еще не сам диалог, а готовность к нему. Эта позиция открытая для встречи, она возможна при равенстве партнеров, если у собеседников общие интересы, присутствует взаимодоверие и открытость. Диалог будет успешен, если у общающихся имеется три взаимосвязи: 1- инициативное высказывание,2- ответ на него,3- встречная ответная реакция. Диалог характеризуется сменной высказываний двух или нескольких говорящих лиц. Реплики говорящих связаны между собой по смыслу и составляют единое целое.
Диалог воспитателя с родителями в ДОУ имеет свою специфику:
- Постоянный контакт педагога с родителями
- Индивидуальный подход в решении вопросов
- Наличие каждодневной обратной связи со стороны родителей.
Обратная связь - Это получение информации о партнере для коррекции собственного поведения в процессе общения, сознательное контролирование собственных действий, изменение собственного поведения, умение видеть себя со стороны.
В условиях ДОУ особенно проявляются такие характеристики диалога взрослых:
-Ситуативность (участники лишь намечают стратегию разговора. Т.е. что-то обсудить, проинформировать, побудить к какому – ни будь действию, выразить несогласие или одобрение)
-Непроизвольность (случайно возникшая мысль высказывается в разговоре, или речевые действия общающихся оказываются прямой реакцией на высказывание партнера)
-Дискурсивность (участники диалога знают о чем идет речь, но она не всегда понятна постороннему)
-Непредсказуемость (в ходе диалога могут возникнуть как положительные, так и отрицательные реакции )
Основа профессионального педагогического общения воспитателя с родителями детей кроится в диалогических отношениях между всеми участниками педагогического процесса.
Диалогическое высказывание это единица диалога. Эффективность такого взаимодействия воспитателя и родителя осуществляется с помощью профессионально значимых типов высказываний .
У педагогов и родителей задачи едины: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Поэтому современному воспитателю надо показать родителям свою профессиональную компетентность, он должен видеть в родителях партнеров, единомышленников.
Успешность педагогического общения не только умение педагога говорить правильно и выразительно, но и способность выразить свои чувства и отношение к собеседнику взглядом, жестом, умение видеть себя со стороны. Педагогу важно использовать язык поддержки и соучастия, давать родителям понять, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при таких способах коммуникации (внимательное слушание, смотреть глаза в глаза, уместен комплимент, улыбка, юмор). Такие способы создают эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместно решаются соответствующие проблемы.
Хотя диалог в педагогике - дело сложное, требует мастерского владения ситуацией.
Воспитатель в ДОУ ежедневно решает непростые задачи и надо признать , что он не всегда является желанным партнером по общению. Поэтому диалог с такими родителями складывается редко благополучно. Педагог не всегда знает , как достойно выйти из конфликтной ситуации и решить проблемы непонимания друг друга. Отсутствие взаимопонимания определяется коммуникативной установкой партнеров по общению, зависящей от их характера и способностей.