"Характеристика детей 2-3 уровня речевого развития"

Пузакова Ирина Михайловна

данный материал раскрывает проблемы и их специфику развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_2-3_urovnya_onr.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение »Детский сад «Антошка» города Абакана

Тема: «Характеристика детей со II- III уровнем речевого развития»

(выступление на заседании творческой группы «Камертон)

Подготовила учитель-логопед I к.к.

Пузакова Ирина Михайловна

2020 год

Характеристика детей со II уровнем  речевого развития.

Такой уровень определяется как началом общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие «двух-, трех фраз: «Да пить мокко»; «Баска атать ника»; «Дадай гать». Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать: «ти еза» - три ежа, «мога кукаф»- много кукол, «синя кадасы»- синие карандаши, «лет бадика» - льет водичку, «тасин петакок»- красный петушок.

В самостоятельной речи дети могут использовать простые предлоги или их лепетные варианты (тидит а туе- сидит на стуле, «щит а той»- лежит на столе. Сложных предлогов в речи нет. Такие дети не умеют образовывать слова, что приводит к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» - Валин папа алил суп»). Так же наблюдаются затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий , антонимов и синонимов. В речи таких детей наблюдается многозначное употребление слов и  разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению (муха- муравей, жук, паук; тюфи – туфли, тапочки, сапоги, кеды). Словарный запас ограничен резко, дети не знают значения многих слов, которые обозначают части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных (юкка- рука, локоть, плечо, пальцы). Заметны трудности  в понимании и использовании в речи слов. Обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

    Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со вторым уровнем речевого развития затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними без установления временных и причинно – следственных связей.

    Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16-20 звуков. Высказывания детей малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «дандас»- карандаш, «аквая»- аквариум»мисаней»- милиционер.

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных предложений и  некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов: «бейка мотлит и не узнайя» - белка смотрит и не узнала зайца; «из тубы дым тойбы,потамута хойдна»- из трубы дым валит столбом, потому что холодно; В высказывания детей появляются слова, состоящие из 3-5 слогов.

    Дети существенно затрудняются в употреблении некоторых простых и большенства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах6 «взяла с ясика» -взяла из ящика. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по- прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.   Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы. В то же время дети не умеют объяснить значения некоторых слов: «выключатель - ключит све»; виноградник – «он садит».

Прибегая к словообразовательным операциям, у детей имеются типичные ошибки, такие как нарушения в выборе производящей основы (строит дом- «домник», пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил»- тракторист) , грубые нарушения звуко-слоговой структуры производного слова, стремление к механическому соединению в рамкх слова корня и аффикса (гороховый- «горохвый»).

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо одежда - «пальты», «кофнички» -кофточки).Не знают названия слов: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри), животных (копыта, вымя, бивни), наименование профессий и действий, связанных сними (водит, исполняет, рубит, строгает), неточно употребляют слова, обозначающие животных, птиц, рыб, насекомых (носорог-корова, жираф- большая лошадь, дятел-птичка, паук-муха, гусеница-червяк).

Наряду с лексическими ошибками у детей III уровня отмечается своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность проявляется в детских диалогах и монологах. Им трудно сформулировать развернутые высказывания. Дети нарушают связность и последовательность рассказа, упускают существенные элементы сюжета, присутствует фрагментарность изложения, нарушают временные и причинно - следственные связи. Дети не умеют выделить в тексте главные и второстепенные элементы его сюжета. Одновременно отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений дети упускают  или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы.

      В самостоятельной  речи имеются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: перестановка слогов, добавление слогов, персеверация (неневик-снеговик), антиципация (астобус- автобус), усечения слогов (мисанел- милиционер).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Затрудняются придумывать слова на заданный звук.