Результаты редакционного конкурса журнала «Учитель».

Гилева Лариса Владимировна

Тема выступления: «Эффективные приемы   активизации мыслительной деятельности обучающихся на различных этапах урока географии".

Автор: учитель географии и биологии, Гилева Л.В., МБОУ СОШ №3, Г. Салехард.

Одна из проблем не успешности на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – несформированность умения работать с текстом, читать его, извлекать необходимую информацию и ее преобразовывать.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Мне бы хотелось остановиться на некоторых методах работы с информацией.

Творческая мастерская у каждого преподавателя, безусловно, своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования.

Мне хотелось бы предложить воспользоваться эффективным приемами для «этапа актуализации» уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_na_urokah_geografii.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Эффективные приемы   активизации мыслительной деятельности обучающихся на различных этапах урока географии".

Автор: учитель географии и биологии, Гилева Л.В., МБОУ СОШ №3, Г. Салехард.

Одна из проблем не успешности на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – несформированность умения работать с текстом, читать его, извлекать необходимую информацию и ее преобразовывать.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Мне бы хотелось остановиться на некоторых методах работы с информацией.

Творческая мастерская у каждого преподавателя, безусловно, своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования.

Мне хотелось бы предложить воспользоваться эффективным приемами для «этапа актуализации» уроков.

«Мозговой штурм»

Мозговой штурм - это метод решения задачи, при котором один или несколько участников генерируют максимальное количество идей, от простейших до абсурдных. Затем идет отбор лучших из них, доработка и реализация. Основоположником метода брейнсторминга является Алекс Осборн, в 1941 году— сотрудником американского рекламного агентства.

Пример: В 2018 году на Крещенье, наш президент купался на озере Селигер.

1. Назовите субъекты РФ, в которых расположено данное озеро.

2. Назовите Экономический район, в котором расположено озеро.

3. Назовите его второе название.

Этот прием может за несколько минут восстановить пройденный материал за 5, 6, 8 классы: Типы озер; Природные районы России, Рельеф Русской равнины; Состав и ЭГП ЦЭ района.

«Что такое? Кто такой?» 

Ме́тод — способ достижения какой-либо цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.

Пример: Перед вами номенклатура экономического района Европейский Север. Напишите, что они обозначают.

«Белая ворона»

Условие метода "Белая ворона" - исключить лишний объект. Из географических названий, терминов, перечисленных в условии, нужно убрать один - лишний. По какому принципу объединять слова Вы определяете сами. В этом изюминка. Сообразить быстро, почему мы объединяем слова, какое из них лишнее. Определить среди географических названий лишний объект

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

«МИНИ-ПРОЕКТЫ»

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).

Метод Творческая мастерская, Игры, Привлечение специалистов на уроки, все это повышает мотивацию у ребят к уроку географии.

«Кто постигает новое, лелея старое, может быть учителем!»