Тренировочные задания по синтаксису и пунктуации для 8, 9 классов (в формате ЕГЭ, ОГЭ). Автор: Федотова А.Г.
Тренировочные задания по синтаксису и пунктуации для 8, 9 классов
(в формате ЕГЭ, ОГЭ)
Вариант 1
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Она попала в таёжный посёлок (1) где в маленьком (2) чистеньком (3) фельдшерско-акушерском пункте с пристроенной жилой комнатой стала единоличной хозяйкой (4) если не считать санитарки Лизы (5) тихой и улыбчивой пожилой якутки.
Никто бы не смог поверить (1) что Валя впервые в жизни самостоятельно принимала роды (2) вправляла переломы (3) лечила простуду и корь у малышей – всё у неё получалось (4) всё она умела и очень быстро набирала бесценный (5) врачебный опыт.
Узнав (1) что Валя собралась ехать в тайгу (2) соседи принесли брезентовый дождевик (3) постарались удобно посадить девушку на маленькое самодельное седло (4) подстелили старое детское одеяло (5) для чемоданчика нашли мешок (6) приторочили к седлу.
Привязанный длинной верёвкой к седлу переднего (1) идущий вторым олень (2) на котором и ехала наша горожанка (3) всё время порывался сойти с тропы в лес.
Маленькое седло (1) рассчитанное явно на человека меньших размеров (2) было жутко неудобным.
Температура (1) действительно (2) была очень высокой (3) женщину бил утробный кашель (4) очевидно (5) её свалила сильная простуда.
Уколы помогли сбить температуру (1) хозяйке стало заметно легче (2) и (3) уставшая фельдшерица позволила себе немного вздремнуть на мягкой (4) медвежьей шкуре (5) покрывавшей лежанку у стены.
И Валентина (1) пригрозив явиться с проверкой через три дня (2) снова влезла на оленя (3) и Майин муж увёз её обратно в посёлок.
Взяв в проводники соседского мальчишку (1) лёгким (2) спортивным шагом добралась до становища почти за такое же время (3) как и той памятной ночью.
Если бы не меховой жилет на ней (1) казавшийся лишним в тёплый (2) яркий день (3) и редкий сырой кашель (4) ничто бы не напоминало о болезни (5) от которой она почти умирала всего три дня назад.
(По И.Чойновой. Пациентка. Случай из жизни)
Он не знал (1) что такое выходной день (2) никогда раньше не видел электрическую лампочку (3) во время обеда бегал на двор (4) чтобы освободить место в животе для новой порции (5) мясо ел (6) отрезая ножом кусочки у самых губ.
Рассказывал он их по-якутски (1) так что (2) если что-то запомнилось не совсем так (3) как было у автора (4) то уж извиняйте.
На другой день девочки опять в лес собрались (1) а старшая платок забыла на голову надеть (2) вернулась и видит (3) что каменный ребёнок из колыбельки встал (4) стоит у камелька (5) руками машет (6) а перед ним караси так и сыплются из воздуха.
(По И.Чойновой. Мишкины сказки)
Так (1) к примеру (2) «Большую жизнь» с Андреевым и Алейниковым (3) с песнями Бернеса все уже давно знали наизусть (4) но женщины наглаживали платья (5) мужчины повязывали галстуки (6) и свободных мест в поселковом клубе (7) как всегда (8) не оставалось.
Народ терпеливо ждал продолжения (1) привычно пикируясь с киномеханницей Анной (2) колдовавшей в своей будке.
(По И.Чойновой. Страшное кино)
Уходя на целый день из дома (1) жители приставляли к двери палку (2) просто для того (3) чтобы пришедший человек знал (4) что дома никого нет (5) и не тратил время на поиски хозяев.
Дети Кемпендяя жили свободной от надзора взрослых (1) романтичной (2) истинно детской жизнью (3) настолько близко к природе и лесу (4) что в наши зашоренные (5) опасные и подозрительные времена (6) кажется невозможным.
И вот (1) счастье было ребятишкам успеть после дождичка (2) пока ручьи ещё в силе (3) наиграться с самодельными корабликами (4) плотинами (5) водяными мельницами.
В июле быстрая речка заметно мелела (1) но (2) как память о бурной весне с водоворотами(3) в самом удобном месте купалки оставался глубокий и широкий омут (4) в который можно было нырять с самодельного трамплина.
(По И.Чойновой. Один день в тайге)
Тренировочные задания по синтаксису и пунктуации для 8, 9 классов
(в формате ЕГЭ, ОГЭ)
Вариант 2
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дома и огороды стояли на крохотных (1) отвоёванных у леса (2) пятачках (3) так что грибы росли прямо во дворах (4) а ягодами можно было бы вволю полакомиться на тропинках между дворами.
Маленькая фантазёрка разговаривала с лесом (1) умела пройти босиком по муравьиной тропинке (2) не раздавив ни одного крошечного трудягу (3) и как-то раз дети видели (4) как лесная птица доверчиво слетела к ней (5) чтобы поклевать с ладони крошки хлеба.
Нонка не делилась со взрослыми своей моделью строения мира (1) у неё хватало благодарной аудитории среди подружек (2) и их младших братьев (3) и сестёр (4) воспринимавших её сказки (5) и истории без тени сомнения (6) и с удовольствием сопровождавших свою атаманшу в походах по окрестностям Кемпендяя.
Родители не беспокоились (1) что дети заблудятся (2) встроенный природный навигатор Нонки всегда безошибочно и вовремя выводил её из леса (3) и к этому давно уже все привыкли(4) а из походов детишки приносили ягоды (5) и рыжики с маслятами (6) в бидончиках (7) и в платках (8) увязанных в узелки.
Вот и в этот день Нонкина компания собралась на целый день в тайгу (1) прихватив с собой бутылки с чаем (2) заткнутые самодельными (3) газетными пробками (4) и куски хлеба с маслом (5) и вареньем (6) завёрнутые в старую газету.
Танюша взяла четырёхлетнего братика Гошика на закорки (1) Варя подхватила Танюшины обувки и бидон (2) Нонка (3) крепко держа за руки (4) переводила семилеток Артёмку и Леночку.
Лес зарос толокнянкой (1) которая детям была совсем не интересна (2) маслят было много (3) но в такой сухоте (4) почти все были червивыми (5) так что решили не отвлекаться (6) а разведать места подальше.
Привал сделали у небольшого ручья (1) пересекавшего старую дорогу (2) солнце жарило (3) как на сковородке (4) но в лесу было хорошо (5) густой (6) ароматный воздух (7) запах толокнянки (8) и сосны разморили детей.
Они уже так далеко зашли в тайгу (1) что (2) пожалуй (3) не стоит сходить с имеющегося пути (4) дорога (5) хоть и заброшенная (6) приведёт их к знакомым местам.
Повсюду лежали давно спиленные (1) заросшие мхом (2) полусгнившие брёвна (3) часть таких брёвен была сложена в штабеля (4) сквозь которые прорастали уже молодые деревья.
Честно говоря (1) она уже боялась заблудиться (2) но по берегу извилистой (3) петляющей речки всегда можно было вернуться домой (4) хотя путь (5) конечно (6) оказался бы намного дольше.
Вовка рванулся было к ней (1) чтобы залезть наверх (2) но зацепился в траве об ржавую колючую проволоку (3) запутался в ней (4) упал (5) и (6) вняв девчоночьим крикам (7) отказался от своей затеи.
(По И.Чойновой. Один день в тайге)
Мерген пропустил его (1) а у одного из преследователей (2) молча (3) накинувшись сзади (4) выдрал клок из штанов.
Парни (1) как вороны (2) рассевшись на заборе (3) рассмотрели внушительную (4) зубастую ухмылку на Мергешкиной морде (5) услышали негромкое (6) но убедительное рычание.
(По И.Чойновой. Полуволк)
В 1973 году нас(1) второкурсниц матфака (2) отправили работать в Амгинский район на сенокос.
Название местности я уже не помню (1) но звучало оно тоже очень красиво (2) музыкально (3) как соловьиная трель.
А так как нам было по восемнадцать лет (1) и мы были вполне себе модные девочки в светлых брючках (2) ярких косынках (3) при стильных очках (4) с cумочками (5) полными косметики (6) и с магнитофоном на батарейках (7) то можно представить себе (8) в какое шоковое состояние впала трудовая бригада (9) узрев этих обессиленных (10) райских птиц (11) по странной прихоти начальства закинутых в глухую тайгу.
(По И.Чойновой. Медвежьи истории)
Это Андрей (1) сидевший в одиночестве в середине третьего ряда (2) умудрился не просто свалиться с парты (3) раскидав свои принадлежности для рисования (4) но и опрокинуть парту на себя.
Подруги тихой Эммочки (1) Нина и Галя (2) пока я занималась её утешением (3) орали на шкоду не хуже базарных торговок (4) и пытались вырвать у него его собственный рисунок с танками (5) и самолётами (6) планируя в отместку нарисовать на нём такие же какашки.
(По И.Чойновой. Мой первый урок)