Классный час «Поговорим о смысле жизни: слагаемые человеческого счастья» Автор: Федотова А.Г.
Классный час «Поговорим о смысле жизни: слагаемые человеческого счастья»
Автор: Федотова А.Г.
Цель:
1. На материале рассказов Инны Чойновой
- помочь учащимся осмыслить смысл жизни, понять красоту окружающего нас мира, разобраться в жизненных взглядах, убеждениях;
- помочь учащимся в личностном росте, самоопределении;
- развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.
2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Инны Чойновой, развить живой интерес к ее произведениям.
3. Формировать потребность к чтению художественной литературы.
Личностные результаты: определение внутренней позиции учащихся к осмыслению понятий «смысл жизни», «счастье», «милосердие»; ценностная и морально-этическая ориентация детей (ориентация на выполнение милосердных поступков); определение способности к решению нравственных проблем, оценка собственных поступков.
Метапредметные результаты: осуществление контроля собственных действий, развитие коммуникативной деятельности, познавательной активности.
Предметные результаты: учащиеся должны четко понимать и применять понятийный инструментарий классного часа, уяснить, что такое счастье, что нужно для счастливой жизни человека с точки зрения «милосердного сердца».
Оборудование: презентация, буктрейлер, книга «Рассказы» И.Чойновой.
Опережающее задание: прочитать рассказы И.Чойновой «Страшное кино», «Один день в тайге», «Полуволк».
Ход классного часа
I стадия – вызов:
Учитель: Сейчас я вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать.
Ситуация №1
Банка жизни
Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха. - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
- Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня всё, лекция окончена.
Учитель: Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории?
(обсуждение в группах 1,5-2 мин.)
Учитель: Ситуация №2
В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приезжали чехи, набираться опыта, хотят создать у себя поселение. Их спросили: вот мы один и тот же народ - славяне, скажите, чем мы отличаемся от вас? «У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем, и вы счастливы. У нас для счастья надо больше».
(обсуждение в группах 1,5-2 мин.)
Подведение итога. Чем развитее цивилизация, тем больше условий, необходимых для счастья: получи образование, устройся на престижную работу, сделай карьеру, купи - машину, дом, модную безделушку - и тогда можешь быть счастливым. Постепенно люди начинают забывать, в чем настоящий смысл счастья.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о… О чем?
Версии учащихся (О счастье, о жизни, о смысле жизни)
II стадия – осмысление содержания:
Учитель: Что такое жизнь, в чём её смысл? Как надо жить, чтобы стать счастливым? Сегодня мы об этом поразмышляем. А помогут нам рассказы Инны Владимировны Чойновой (Ивановой), которые вы прочитали. Но сперва посмотрим презентацию и буктрейлер об этой писательнице. Подумайте, в чём заключался смысл жизни её родителей? Что переняла Инна Владимировна от родителей? О каких ценностях она говорит в своих рассказах? Как вы думаете, что убило Мергена? О чем задумалась впервые Нонка? Сравните свои детские годы с детством кемпендяйских детей. Отличаются ли они?
Просмотр презентации, буктрейлера.
Обсуждение, ответы на вопросы:
Родители Инны Владимировны были учителями и всю свою жизнь они посвятили детям, своим ученикам. Для них счастье заключалось в работе, ответственному служению своему делу, в воспитании хороших людей.
Инна Владимировна тоже стала учительницей и переняла от родителей не только любовь к своей профессии, но и любовь к Родине, к природе, к окружающему миру, она умеет видеть радость в самых, казалось бы, обычных вещах.
Её рассказы полны любовью к родным местам, к простым людям, жившим в Кемпендяе. Самые дорогие воспоминания для неё – это воспоминания о детстве, таком светлом, прекрасном, счастливом и беззаботном времени… Времени, «когда самым страшным в жизни была наивная киносказка…» Но если у автора и у нас было такое детство – значит, мы были, сами не подозревая того, самыми счастливыми людьми на свете.
В рассказах ставятся и такие проблемы, как проблема милосердия, любви, взросления, смысла жизни.
Учитель: Давайте подведем итоги. Итак, в чем же состоит смысл жизни, для чего мы живем? (Для счастья, чтобы быть счастливыми)
Счастье – это высшая цель нашей жизни. А что же нужно для счастья? Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий? Предлагаю вам кластер:
Счастье
Заполнение кластера:
- любовь к родным местам, к природе;
- полезный для людей труд, любимый труд;
- служить другим и делать добро, быть милосердным;
- любовь близких;
- умение видеть прекрасное в простых вещах;
- иметь друзей, увлечения, интересы;
- жить в мире.
Учитель: Каждый день – это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное. Жизнь – это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим! Милосердие в этом помогает человеку!
С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование? (Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).
III стадия – рефлексия:
Учитель: Попрошу Вас встать в круг, сейчас мы проведем игру «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое-либо пожелание по теме классного часа. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д. (Игра)
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, милосердными, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. И помните уроки героев Инны Чойновой!
Данную разработку можно использовать и на внеклассных мероприятиях.
Слайд-презентацию и буктрейлер к классному часу смотрите здесь