Федотова А.Г. Разноуровневые задания на орфографическую зоркость. 7 – 9 классы

Федотова Анна Григорьевна

Разноуровневые задания на орфографическую зоркость

7 – 9 классы

 

Прочитайте текст и озаглавьте его. Выберите для себя вариант письменной работы:

а) списать текст или его первые/последние четыре абзаца, вставляя там, где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки;

б) распределите слова по типам орфограмм, объясняя условия выбора;

в) прочитать текст еще раз, закрыть книгу и написать изложение (на честность), а затем проверить себя, редактируя свой текст с помощью исходного.

 

Таас Туус

 

В 1990 году мы открыли первый математический лагерь в посёлке Кемпендяй. Закан..чивали сезон походом на гору Таас Туус с ноч..вкой в тайге в охотнич..ей избушке. От Кемпендяя до Таас Тууса 32 километра, сама гора уникальна тем, что в ней есть выходы каме(н,нн)ой соли (в)виде живописных скал.  В скалах невероятно красивая пещера, а с высоты самой горы открывают..ся такие виды, что дух захватыва..т!

И вот мы с детьми героически прошли по тайге 30 с лишним километров. Осталось совсем (не)много, перейти (в)брод речку, по берегу речки пройти до начала под..ема на гору, потом поднят..ся по довольно крутой тропе в густом листве(н,нн)ом лесу, а там выход из леса и прямо к небу, к простору, к облакам… Красота!

П..дходим к броду, самые быстрые уже разувают..ся. Аккуратно переходим речку, и тут вдруг остановка и всеобщее молчание. Та-ак, что случилось?

 Мне, молча, показывают на следы на песке. Медведи. Один большой, другой маленький. Рыбу что ли на броде ловили? Видимо, наш галдёж услышали и ушли. Если ушли, то хорошо. Их уже точно никому (не)догнать. А если (не)ушли? Если сидят за деревьями, глядят на нас и облизывают..ся? Назад поворачивать? (Не)дойдя до цели совсем немного? А толку?

Никто (не)говорит ни слова, все ждут моего решения. Мысли в моей голове скач..т галопом, похлеще газмановского эскадрона. Язык сам собой, без всякой связи с мозгом неожиданно выдаёт: «Это лоси, идём дальше». Какие, к чёрту, лоси? Глаза же у всех на месте!  Но никто, ни один человек, (не)спорит. Идём дальше, держимся вместе, проходим оставшийся путь. Всё! Мы на горе.

Впечатления от Таас Тууса перекрывают инцидент со следами на песке, потом весёлая ноч..вка в избушке у озера, волшебные пр..дутре(н,нн)ие туманы на самом озере, отдых, дорога назад в Кемпендяй.

Через день просим ребят нарисовать самое памятное прои..шествие во время лагерного сезона. Рисунков много и на разные темы, ведь интересных мероприятий, весёлых игр  и  забавных приключений в лагере было очень много, все рисунки были подписаны авторами.

Но был  один  ан..нимный. На нём реч..ка, песок, следы… Следы большие и маленькие. С ярко выделе(н,нн)ыми когтями. И  надпись печатными буквами: "ЭТО НЕ ЛОСЬ".                                                                          

   (По И.Чойновой. «Медвежьи истории»)