Тема урока: «Почему Мерген умер? Мог ли он остаться в живых?» (по рассказу И.Чойновой «Полуволк») (урок развития речи). Автор: Федотова А.Г.

Федотова Анна Григорьевна

Тема урока: «Почему Мерген умер? Мог ли он остаться в живых?»

(по рассказу И.Чойновой «Полуволк») (урок развития речи)

Автор: Федотова А.Г.

Класс: с 7 по 11 класс

Педагогические задачи: создать условия для организации экспресс-дебатов по рассказу И. Чойновой, обобщения полученных знаний; способствовать формированию представления о писательнице Инне Чойновой как художнике слова, развитию интереса к ее творчеству.

Тип урока: рефлексия (экспресс-дебаты).

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали; знать текст художественного произведения; давать характеристики литературных героев; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

- ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к творчеству И.В.Чойновой, к рассказу «Полуволк», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской и родной литератур; анализировать формы выражения авторской позиции;

- коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками ораторского искусства, ведения диалога и дебатов; уметь строить устный ответ с использованием цитирования;

- эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус. 

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, уважительное отношение к литературе.

Метапредметные(критерии сформированности/оценки УУД):

- познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте, Интернете; анализировать найденную информацию; использовать ее в самостоятельной деятельности;

- регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, дебаты, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы, формы, технологии обучения: индивидуальная, групповая; дебаты.

Оборудование: распечатки рассказа «Полуволк», книга «Рассказы» И. Чойновой.

Основные понятия и термины: сострадание, толерантность, милосердие.

 

Основные моменты урока

1.      Повторение правил дебатов.

2.      Дебаты.

Тема дебатов: «Почему Мерген умер? Мог ли он остаться в живых?»

В дебатах участвует 2 команды, таймкипер. Остальные учащиеся – либо «рецензенты», либо «судьи».

1-я команда защищает тезис «Мерген должен был умереть…», 2-я команда  - «Мерген мог бы жить дальше…».

3.      Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

В конце урока учитель анализирует игру, подводит к выводам, выставляет оценки группам.