Сидорова В.И. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по рассказу И.Чойновой «Один день в тайге»

Федотова Анна Григорьевна

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

по рассказу И.Чойновой «Один день в тайге»

 

Задачи:

1.      Помочь учащимся проникнуть в самую плоть художественного произведения, почувствовать эмоциональное и духовное воздействие природы на человека.

2.      Помочь почувствовать атмосферу прошлого, настоящего, понять и правильно оценить происходящее, произошедшее.

Оформление и оборудование:

- ряд художественных картин или фотографий, характеризующих обстановку, настроение;

- ордена и медали;

- три дорожки: красная, где ошибаться нельзя; желтая – можно один раз допустить ошибку; зеленая – прощаются две ошибки.

Опережающее домашнее задание: подготовить ораторскую речь продолжительностью в 30-40 секунд на тему «Нужно ли читать книги в наше время?»

 

Выбор дорожки:

Участник, который выиграл в ораторском мастерстве, выбирает первым, потом второй, третьему останется свободная дорожка.

 

Красная дорожка

1.      Чем был Кемпендяй того времени для рассказчика? Почему? (Был самым настоящим детским раем. Дети жили свободной, романтичной, истинно детской жизнью, очень близкой к природе.)

2.      Какой ритуал повторялся всегда, когда приходили на новое место? (Приносили нехитрые дары: обрывки ленточек, цветы – значит знакомились, здоровались с незнакомыми местами. Уходя, прощались.)

3.      А лес вокруг был странным, каким-то изломанным и как будто больным. А именно? (Не было старых могучих толстых деревьев, только тонкие кривые сосенки, верхушки которых были ненатурально изогнутыми, у некоторых росло по нескольку верхушек. Торчали массивные почерневшие пни. В ряд стояли холмики, как на кладбище, только размерами больше…)

 

Желтая дорожка

1.      Летние дожди воспринимались как праздник. Почему? («И вот счастье было ребятишкам успеть после дождичка наиграться с самодельными корабликами, плотинами и водяными мельницами. Девочки набирали воды из луж для угощения кукол «чаем с молоком».)

2.      Что вязли с собой дети в лес? (Бутылки с чаем, заткнутые самодельными газетными пробками, и куски хлеба с маслом и вареньем, завернутые в старую газету. Уложили припасы в обычные трехлитровые бидоны, которыми компания всегда ходила в лес.)

3.      Чем «разгневали» дух тайги дети? (Посадили жука в коробку, у Артемки в руках остался хвост от ящерицы.)

4.      Каким образом появилось видение у Нонки? (Подошла к полочке и заглянула в неотражающее слепое зеркало. Сверкнула невероятно близкая ослепительная молния, грохот оглушил, и Нонка вдруг увидела перед собой темные женские лики.)

 

Зеленая дорожка

1.    Уходя на целый день из дома, жители приставляли к двери палку. Почему? (Просто для того, чтобы пришедший человек знал, что дома никого нет, и не тратил время на поиски хозяев.)

2.    Из скольки человек состояла Нонкина компания? (из 8: Танюша, ее братик Гошик, Варя, Артемка, Леночка, Полина, Вовка и Нонка.)

3.    Чем «отомстил» дух тайги детям? (Встречей волком, грозой.)

4.    Почему мама Нонки встала и вышла, когда Нонка с папой говорили о лагере? («Твой дедушка, мамин отец, погиб в таком же лагере в Красноярском крае» - тихо сказал папа.)

5.    Чем доказать, что за день дети стали старше? (Артемка положил хвост ящерицы на пень и пробормотал слова о прощении, выпустил из спичечного коробка жука. Нонка задумалась о несправедливостях жизни.)