Педагогический проект "Сказка шагает по планете"

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Актуальность. Долгими веками, как драгоценные сокровища, собирали люди всей Земли сказки, легенды, мифы. Это были истории о добре и зле, любви и предательстве, волшебстве и богатырской силе. С лучшими из них дети познакомятся в данном проекте.

Цель проекта: развитие и саморазвитие ребенка посредством «кругосветного путешествия» по миру сказок, приобщение к чтению художественной литературы.

Задачи проекта:

•  Знакомство с культурным и историческим наследием разных стран.

•  Развитие интереса к художественной литературе.

•  Воспитание читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.

•  Заложение нравственных основ личности детей.

•  Освоение норм и ценностей общества и развитие внутреннего мира каждого ребенка.

•  Формирование компонентов речевой системы.

Вид проекта – информационно-практический.

Сроки реализации – октябрь –май.

Освоение образовательных областей при реализации проекта:

•  социально-коммуникативное развитие: беседы о нравственных уроках сказки; игровые проблемные ситуации, обсуждение сказок;

•  познавательное развитие: дидактические и развивающие игры по мотивам сказок;

•  речевое развитие: слушание сказок, рассматривание иллюстраций.

Этапы работы над проектом:

I. Выявление проблемы.

II. Организация работы над проектом.

III. Практическая деятельность по решению проблемы.

IV Продуктивная деятельность.

V. Подведение итогов и обеспечение достоверности реализации проекта (с помощью средств контроля).

I этап. Выявление проблемы.

Задачи:

– формировать способность понимать поведение героев сказок, сопереживать им;

– развивать индивидуальные литературные предпочтения;

– формировать  способность  к  восстановлению  цепи  событий  в сказке.

Формы работы:

•  Увлекательное путешествие в мир сказок.

•  Чтение родителями детям сказок.

•  Выставка книг «Любимые сказки».

II этап. Организация работы над проектом.

Задачи:

– организовать сотрудничество детей, логопеда и родителей;

– создать благоприятную психологическую атмосферу для обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка;

– приобщать детей и родителей к прошлому мировой культуры;

– развивать у детей познавательные способности, творческое воображение и мышление.

Формы работы:

•  Подбор сказок.

•  Беседы на нравственно-этические темы.

•  Изучение «букваря эмоций».

III этап. Практическая деятельность по решению проблемы.

Задачи:

– формировать компоненты речевой системы;

– развивать монологическую и диалогическую формы речи;

– совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

– развивать зрительный, слуховой и моторный анализаторы.

Формы работы:

Ш чтение сказок:

•  «Иван-царевич» (русская народная сказка).

Эта сказка о добре и зле, любви и предательстве, волшебстве и богатырской силе.

•  «Фея воды» (хорватская сказка).

Есть ли на свете что-нибудь дороже родительской любви и родных стен? Оказавшись в гостях у Феи воды, маленький герой сказки понял, что никакие сокровища подводной страны не смогут их заменить.

•  «Умница-красавица» (португальская сказка).

Эта сказка повествует о трех сестрах, которые помогали доброй фее по хозяйству. Лишь одна из девушек получила награду за свои труды – ведь чуткое сердце и бескорыстие ценятся превыше всего.

•  «Золотая шпилька» (китайская сказка).

Эта сказка о красоте и мудрости, о добром имени и бескорыстии, о настоящей любви и трудолюбии, которые оказываются сильнее всякого злодеяния.

•  «Три ценных совета» (английская сказка).

«Добрый совет дороже денег», – гласит народная мудрость. Простодушный крестьянин Айвен убедился в этом сполна, когда последовал наставлениям своего дальновидного хозяина.

•  «Волшебная шкатулка» (японская сказка).

Сказка о рыбаке, попавшем в подводное царство, проникнута древней восточной мудростью – восхищением красотой мира, в ней есть и вознагражденная доброта, и осознание неизбежности законов жизни.

•  «Проделки хитреца» (итальянская сказка).

Эта сказка повествует о забавных похождениях крестьянина по имени Камприано, остроумно поквитавшемся со своими обидчиками, которые потешались над старым осликом и бедным соседом.

•  «Золотое яйцо» (французская сказка).

Эта сказка про юношу по имени Гор, который попадает на Змеиный остров и получает золотое яйцо. Он узнает, что дороже золота во все времена была мудрость и рыцарственность, отвага и благородство.

•  «Король-портной» (польская сказка).

Удивительные похождения польского портного по имени Ниточка. Загадочные предсказания и невероятные приключения, захватывающие дух полеты верхом на ветре и зловещий пир нечистой силы, мастерство и доброта, которые совершают чудеса.

•  «Колечко в чашке супа» (арабская сказка).

Эта арабская сказка о прекрасной девушке по имени Лейла и единственном сыне могущественного султана. В сказке есть любовь и коварство, завораживающая тайна, веселый смех и вечная мудрость Древнего Востока.

•  «Невеста белого медведя» (норвежская сказка).

В этой сказке белый медведь живет в золотом дворце и оказывается заколдованным принцем, серебряный колокольчик исполняет желания, а ураганный ветер – стоит только попросить его хорошенько – отнесет тебя на край света.

 «Белый цветок луны» (бразильская сказка).

Три сына старого вождя пускаются в далекое и опасное путешествие. Тому из них, кто пройдет все испытания и добудет луноцвет, отец передаст свою власть. Доброта, справедливость и любовь оказываются самой могучей силой.

•  «Ласточка» (корейская сказка).

Сказка о бедняке Хын Бу и богаче Нор Бу, о ласточке и загадочных тыквах. О том, как труд, доброта и забота о ближнем помогают стать счастливым, а зависть и жадность не сулят ничего хорошего.

•  «Четыре дружных брата» (индийская сказка).

Сказка о четырех братьях, которые прислушивались к добрым советам и наставлениям и тем самым избежали в жизни многих ошибок.

Ш Беседы по темам прочитанных сказок.

Ш Игровые проблемные ситуации.

Ш Творческие игры на сюжеты сказок.

Коррекционно-логопедическая направленность проекта:

•  Коммуникативная направленность.

•  Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

•  Совершенствование звуковой культуры речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

•  Развитие диалогической и монологической речи.

•  Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Развитие связной речи:

•  Пересказ сказки по вопросам.

•  Подсказка ребенком слова или фразы при повторном чтении сказки логопедом.

•  Совместный пересказ ребенка и логопеда.

•  Отраженный пересказ.

•  Пересказ по частям.

•  Пересказ по иллюстрациям сказки.

•  Знакомство с пословицами на тему сказки.

IV этап. Продуктивная деятельность.

•  Чтение и обсуждение сказок.

•  Знакомство со странами и народами прочитанных сказок.

•  Создание выставки «Сказка шагает по планете».

V этап. Подведение итогов и обеспечение достоверности реализации проекта.

•  Воспитание разностороннего читателя.

•  Воспитание активного, любознательного читателя.

•  Воспитание разборчивого читателя.

•  Воспитание заинтересованного читателя.

•  Воспитание критически мыслящего, творческого читателя.

В результате реализации проекта должны быть сформированы следующие социально-коммуникативные компетенции:

– умение вести прочный диалог со взрослыми и сверстниками;

– умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.);

– умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

– умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

– умение понимать и оказывать помощь, спокойно реагировать в конфликтной ситуации.

Используемая литература

1.О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»

2.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой

3. Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию

4. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

5.Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

6. Смирнова, О. Д.  Метод  проектирования  в  детском  саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2011.

7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.

8. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012