Дистанционное обучение

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Уважаемые родители! Давайте проводить время с детьми дома с пользой!!

Подготовительная к школе группа.

 

Развивающий мультфильм МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ и их ЗВУКИ https://youtu.be/UdZaVZRY45E

Изучаем "Строительные инструменты"https://youtu.be/tCoOmO62unA

 

Слушание художественной литературы

ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ "ОПАСНОСТИ ЗИМОЙ"https://youtu.be/qjjY_lEMBjA

ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ"СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ": https://youtu.be/zR7Wbt8yVLI;

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ "ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ":  https://youtu.be/rVGbwHV0wgA 

Чтение сказки "Почему нельзя лазить по деревьям"https://youtu.be/O7OCON1pfEM

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ"НЕЛЬЗЯ ХОДИТ ПОД ОКНАМИ "https://youtu.be/W60mWffkAsA

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ "ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОБЩАТЬСЯ С БОЛЬНЫМИ"https://youtu.be/uLMCSYrTZz8

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ "ЕСЛИ ПОТЕРЯЛСЯ КЛЮЧ"https://youtu.be/CSq0h4OPxfI

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ "КАТАНИЕ НА РОЛИКАХ"https://youtu.be/HKwIVH8fszA

Сказка "Маленькая спичка- большая беда"https://youtu.be/7tFUbgFxc4s

 

 

1.Конспект НОД  по развитию речи "Животные Севера"

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие животные изображены у нас на картинках. (дети называют: тюлень, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, полярный волк, полярный заяц, песец).Какие они животные?(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь внимание на экран, сейчас мы с вами посмотрим видео- ролик о животных Севера. https://www.youtube.com/watch?v=REk4PCgcmls#action=share

Игра «Узнай животного по описанию»

 

        Воспитатель вызывает ребенка, он достает из волшебной шкатулки картинку и рассказывает о животном по мнемотаблице, а дети по характерным признакам его узнают и называют, ребенок показывает картинку.

Игра «Подбери признак»

Морж - какой?  (большой, скользкий, мокрый, гладкий, страшный, злой, усатый, огромный, клыкастый, неуклюжий)

Северный олень – какой? (большой, рогатый, сильный, отважный)

Белый медведь – какой? (большой, белый, пушистый, голодный, сильный, смелый, умный)

Песец – какой? (красивый, белый, пушистый, хитрый, юркий, быстрый, чистый)

Тюлень – какой? (большой, мокрый, холодный, умный, голодный)

     

Игра «Назови правильно»

        У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)

        У медведя толстые лапы. (толстолапый)

        У песца острые зубы. (острозубый)

        У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)

        У оленя быстрые ноги. (быстроногий)

        У моржа толстая кожа. (толстокожий)

        У песца длинная шерсть. (длиношерстный)

        У моржа длинные усы. (длинноусый)

Физкультминутка «О севере»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут)

Им веден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Игра «Назови семью»

Морж – моржиха – моржонок (моржата);

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);

Белый волк – белая волчица – белый волчонок (белые волчата);

Северный олень – северная олениха – северные оленята;

Тюлень – тюлениха – белёк.

Песец – полярная лиса – щенок.

Игра "Один-много"

Составление рассказа «Животные севера » по картинкам

Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам воспитателя.

  Белый медведь живет на севере во льдах, а бурый медведь живет в нашем лесу.

  У белого медведя шерсть белая, а у бурого – коричневая шерсть.

   Белый медведь ест рыбу, тюленей, моржей, а бурый медведь ест малину, мед, коренья, рыбу.

     Белый медведь спит в снегу, а бурый медведь спит в берлоге всю зиму

Демонстрация изображения моржа

Дети по схеме рассказывают о морже.

Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные, толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Демонстрация изображения тюленя.

*Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы.

Демонстрация изображения песца.

Дети по схеме рассказывают о песце.*Песец – полярная лисица. Видит в темноте. У него длинный, густой, красивый мех. Он хищник, ест грызунов.

Итог

-Как приспособились животные Севера  к большим  холодам? Почему они не замерзают?

 

Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.

2.Познавательное занятие «Север – царство льда и снега»    с презентацией

Задачи: Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь

Ход :

1. Вводная беседа. Воспитатель: Вспомните сказку В. Катаева "Цветик- семицветик" (показывает цветик -семицветик). Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему?(Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно, там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей. (слайд № 2).

2. Путешествие на северный полюс.

Воспитатель: давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же это такое - северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого). Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Посмотрите, где находится северный полюс (показ на глобусе и карте)

- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

Педагог стихотворение "Северный Ледовитый океан":

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

Воспитатель: Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги).В это время солнце долго не показывается над линией горизонта, длиться полярная ночь.  Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Вот как описывает полярное сияние один путешественник: "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".

Дети рассматривают северное сияние.(слайд № 3)На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.

3. Животные северного полюса.

  

Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. (слайд № 4). А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах. А кто еще любит рыбу? (Ответы детей)  Птицы. На зиму птицы улетают в тёплые края.

Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Он  может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

Исследовательский эксперимент.

Воспитатель: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

-А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)

- Подумайте, где человек использует явление несмачивания? Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Итог

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Где  находится северный полюс. Что такое северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Какие животные живут на северном полюсе?

Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ и скажите, какой звук будем изучать.

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук услышали [Ж]

Воспитатель: определите каким бывает звук [Ж]

Жук, жаба, жираф, жир (ответы детей [Ж]

Воспитатель: Правильно, слышится звук [Ж]

Звук [Ж]-согласный, звонкий, всегда твердый.

Воспитатель: Это второй твердый звук, который мы будем изучать. А какой был первый? (ответы детей)

Артикуляция звука

Давайте вместе произнесем звук [Ж]

Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученном звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Поселите   букву Ж на втором этаже, между буквами Н и Ш, над буквой З.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Правильно, синюю с колокольчиком

Воспитатель: почему? потому что звук Ж- согласный, звонкий, бывает только твердым

Воспитатель:  Найдите в словах звук [Ж]и напиши букву Ж. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)

Дети:

Флажок-Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Жук- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться вначале слова, пишем синим цветом, У- гласный, пишем красным цветом, К- согласный, глухой, твердый пишем синим цветом.

Нож- Н- согласный, звонкий, твердый пишем синим цветом.

Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуем  картинки  со звуком Ж,  ребята вы можете нарисовать другие предметы со звуком Ж

Снежинка- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Ежик- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Баклажан- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Воспитатель: А ты какие предметы нарисовал Рома?

Рома: Жираф, жаба, гараж

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

 

5. Игра «Дома на нашей улице»

Цели. Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного (В доме один этаж — дом одноэтажный и т. д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.

Ход игры. Рассматривая изображения домов, ребенок определяет, сколько этажей в каждом доме. Он считает этажи снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их количество и называет здание соответственно количеству этажей в нем (В этом доме один этаж — он одноэтажный и т. д.).

Ребенок называет противоположные по высоте здания (Самый высокий дом — пятиэтажный, самый низкий — одноэтажный); дорисовывает недостающие детали, объясняя, на каком этаже чего не хватает.

Игру можно завершить рассказом ребенка о своем доме.

6. Игровое упражнение «Подпиши картинки»

Цели. Закрепляем правильное написание слияний ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—3, 3—С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов.

Ход игры. Угадывая букву, написанную в кружке точками, ребенок обводит ее и читает получившийся слог. Затем он называет предметы, изображенные под кружками; определяет и указывает стрелкой, в названии какого предмета есть тот или иной из предложенных слогов; подписывает картинки и выполняет звуковую и слоговую схемы каждого слова.

7. Игра «Вот так дом!»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и 3.

Ход игры. Рассмотрев рисунок, ребенок замечает, что в изображение домика включены некоторые буквы. Он называет увиденные буквы и объясняет, какой частью рисунка каждая из них является (Т — антенна, Л — крыша, Ш — окно и т. д.). Взрослый просит обобщить — назвать буквы, данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается задание: обвести звонкие и глухие согласные карандашами разного цвета (глухие — желтым, звонкие — черным). Ребенок определяет, какие еще знакомые согласные не вошли в рисунок (Ж и 3, записывает их рядом с рисунком и дает их звуковую характеристику. При этом взрослый помогает проанализировать звуки, найти их сходства и различия.

 

Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

«Согласный звук [Ж], буква «Ж»

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

- Какой звук повторялся(Правильно, Ж).

Характеристика звука [Ж]

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук [Ж]?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук [Ж]- согласный, звонкий, всегда произноситься твердо, обозначаем  синим цветом.

   

Игровое упражнение  «Выложи букву Ж из палочек».

Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений для заучивания дома.

   


ЕЖИ
Жа-жа-жа - жили-были два ежа.
Жу-жу-жу - на двоих ежей гляжу.
Жу-жу-жу - ближе, ближе подхожу.
Же-же-же - вижу желудь на еже.
Ди-жи-жи - ежик, желудь покажи!
Жа-жа-жа - испугали мы ежа.
Жи-жи-жи - убежали прочь ежи.

УЖИ
Жа-жа-жа - ежата у ежа.
Жу-жу-жу - ужи пришли к ежу.
Жи-жи-жи - ежат нам покажи.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа - ужи уходят от ежа.

ЭТАЖИ
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа - надо мной 2 этажа.
Жа-жа-жа - подо мной 2 этажа.
Же-же-же - на каком я этаже?

ЕЖ
Жа-жа-жа - вот поймаю я ежа.
Жу-жу-жу - ежа в корзину покажу.
Жи-жи-жи - глупый ежик, не дрожи.
Жу-жу-жу - молока налью ежу.
Жо-жо-жо - стало к вечеру свежо.
Жа-жа-жа - отпущу я в лес ежа.
Ож-ож-ож - до свиданья, крошка еж.

УЖИ
Жи-жи-жи - в озере живут ужи.
Жа-жа-жа - Жанна и Женя увидели ежа.
Жа-жа-жа - испугались все ужа.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жи-жи-жи - расползаются ужи.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ж". Вот некоторые из них.

Ежу нужен жук на ужин.

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
А у медведя - медвежата.

Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, елка тоже!

Жук жужжал, жужжал, жужжал,
Утомился и упал.

Лежит ежик у елки,
У ежа иголки.

Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов "ручей журчит"
Написал "жучей жужжит"

Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждет,
Ведь на ужин медвежонок
Пьет охотно жидкий мед.

Жук жужжит в железной банке-
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике ««Попасть бы мне однажды вдруг за Северный полярный круг!»

Знакомя детей с Арктикой - ее природой, животными, невозможно не рассказать о завораживающем явлении природы – северном сиянииСеверное или полярное сияние - это свечение верхних слоев атмосферы под воздействием солнечного ветра.

"На звездном небе Севера,

Когда я там бывал,

Я видел отражение

Магических зеркал.

Полярное сияние -

Так щедро и красиво

Волшебник в небе разбросал

Бриллианты и сапфиры".(Е. Красулла)

 

"Хозяином " Арктики считается белый медведь. Очень хорошо о нем рассказано в мультфильме "Умка". Предлагаю  мастер - класс "Северное сияние и Умка".

Для работы понадобятся: картон черного цвета А4 ; шаблон белого медведя - Умки;

 гуашь: белого, голубого, зеленого, розового или фиолетового цветов; простой карандаш; кисточка, стакан с водой, тарелочка, салфетка, хозяйственные губки.

Выполнение работы:

  1. На картоне черного цвета простым карандашом обвести шаблон медведя.

2. Жесткой кистью заполнить весь шаблон медведя, используя белую гуашь (методом "тычок").

3. Примакивая край хозяйственной губки, наносим мазками сверху вниз сначала голубую гуашь, затем - зеленую, далее - розовую. 4. Рисуем снег под ногами медведя, используя тоже край хозяйственной губки. Черным фломастером рисуем медведю глаз, нос и рот.

   Наш рисунок готов. Далее организуем выставка детских работ. Спасибо за внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «Север – царство льда и снега»         с презентацией

Задачи: Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь

Ход :

1. Вводная беседа. Воспитатель: Вспомните сказку В. Катаева "Цветик- семицветик" (показывает цветик -семицветик). Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему?(Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно, там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей. (слайд № 2).

2. Путешествие на северный полюс.

Воспитатель: давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же это такое - северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого). Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Посмотрите, где находится северный полюс (показ на глобусе и карте)

- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

Педагог стихотворение "Северный Ледовитый океан":

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.

Воспитатель: Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги).В это время солнце долго не показывается над линией горизонта, длиться полярная ночь.  Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Вот как описывает полярное сияние один путешественник: "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".

Дети рассматривают северное сияние.(слайд № 3)На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.

3. Животные северного полюса.

Воспитатель: Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. (слайд № 4). А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех местах. А кто еще любит рыбу? (Ответы детей)  Птицы. На зиму птицы улетают в тёплые края.

Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Он  может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

Исследовательский эксперимент.

Воспитатель: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

-А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы.)

- Подумайте, где человек использует явление несмачивания? Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Итог

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Где  находится северный полюс. Что такое северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Какие животные живут на северном полюсе?

Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: воспитатель Абдулова Д.С. « Север – царство льда и снега»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: воспитатель А бдулова Д.С. Развитие речи "Животные Севера"


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи "Животные Севера"

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие животные изображены у нас на картинках. (дети называют: тюлень, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, полярный волк, полярный заяц, песец).Какие они животные?(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь внимание на экран, сейчас мы с вами посмотрим видео- ролик о животных Севера. https://www.youtube.com/watch?v=REk4PCgcmls#action=share 

Игра «Узнай животного по описанию»

        Воспитатель вызывает ребенка, он достает из волшебной шкатулки картинку и рассказывает о животном по мнемотаблице, а дети по характерным признакам его узнают и называют, ребенок показывает картинку.

Игра «Подбери признак»

 Морж - какой?  (большой, скользкий, мокрый, гладкий, страшный, злой, усатый, огромный, клыкастый, неуклюжий)

Северный олень – какой? (большой, рогатый, сильный, отважный)

Белый медведь – какой? (большой, белый, пушистый, голодный, сильный, смелый, умный)

Песец – какой? (красивый, белый, пушистый, хитрый, юркий, быстрый, чистый)

Тюлень – какой? (большой, мокрый, холодный, умный, голодный)

Игра «Назови правильно»

        У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)

        У медведя толстые лапы. (толстолапый)

        У песца острые зубы. (острозубый)

        У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)

        У оленя быстрые ноги. (быстроногий)

        У моржа толстая кожа. (толстокожий)

        У песца длинная шерсть. (длиношерстный)

        У моржа длинные усы. (длинноусый)

Физкультминутка «О севере»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут)

Им веден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Игра «Назови семью»

Морж – моржиха – моржонок (моржата);

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);

Белый волк – белая волчица – белый волчонок (белые волчата);

Северный олень – северная олениха – северные оленята;

Тюлень – тюлениха – белёк.

Песец – полярная лиса – щенок.

Игра «Один-много»

Составление рассказа «Животные севера » по картинкам

Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам воспитателя.

  Белый медведь живет на севере во льдах, а бурый медведь живет в нашем лесу.

  У белого медведя шерсть белая, а у бурого – коричневая шерсть.

   Белый медведь ест рыбу, тюленей, моржей, а бурый медведь ест малину, мед, коренья, рыбу.

     Белый медведь спит в снегу, а бурый медведь спит в берлоге всю зиму

Демонстрация изображения моржа

Дети по схеме рассказывают о морже.

Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные, толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Демонстрация изображения тюленя.

*Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы.

Демонстрация изображения песца.

Дети по схеме рассказывают о песце.*Песец – полярная лисица. Видит в темноте. У него длинный, густой, красивый мех. Он хищник, ест грызунов.

Итог

-Как приспособились животные Севера  к большим  холодам? Почему они не замерзают?

Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.



Предварительный просмотр:

«Согласный звук [Ж], буква «Ж»

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

- Какой звук повторялся(Правильно, Ж).

Характеристика звука [Ж]

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук [Ж]?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук [Ж]- согласный, звонкий, всегда произноситься твердо, обозначаем  синим цветом.

Игровое упражнение  «Выложи букву Ж из палочек».

Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений для заучивания дома.
ЕЖИ
Жа-жа-жа - жили-были два ежа.
Жу-жу-жу - на двоих ежей гляжу.
Жу-жу-жу - ближе, ближе подхожу.
Же-же-же - вижу желудь на еже.
Ди-жи-жи - ежик, желудь покажи!
Жа-жа-жа - испугали мы ежа.
Жи-жи-жи - убежали прочь ежи.

УЖИ
Жа-жа-жа - ежата у ежа.
Жу-жу-жу - ужи пришли к ежу.
Жи-жи-жи - ежат нам покажи.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа - ужи уходят от ежа.

ЭТАЖИ
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа - надо мной 2 этажа.
Жа-жа-жа - подо мной 2 этажа.
Же-же-же - на каком я этаже?

ЕЖ
Жа-жа-жа - вот поймаю я ежа.
Жу-жу-жу - ежа в корзину покажу.
Жи-жи-жи - глупый ежик, не дрожи.
Жу-жу-жу - молока налью ежу.
Жо-жо-жо - стало к вечеру свежо.
Жа-жа-жа - отпущу я в лес ежа.
Ож-ож-ож - до свиданья, крошка еж.

УЖИ
Жи-жи-жи - в озере живут ужи.
Жа-жа-жа - Жанна и Женя увидели ежа.
Жа-жа-жа - испугались все ужа.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жи-жи-жи - расползаются ужи.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ж". Вот некоторые из них.

Ежу нужен жук на ужин.

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
А у медведя - медвежата.

Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, елка тоже!

Жук жужжал, жужжал, жужжал,
Утомился и упал.

Лежит ежик у елки,
У ежа иголки.

Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов "ручей журчит"
Написал "жучей жужжит"

Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждет,
Ведь на ужин медвежонок
Пьет охотно жидкий мед.

Жук жужжит в железной банке-
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила:воспитатель Абдулова Д.С. «Согласный звук [Ж], буква «Ж»

Слайд 2

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Слайд 4

Игровое упражнение «Выложи букву Ж из палочек».

Слайд 5

Читаем слоги


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ и скажите, какой звук будем изучать.

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук услышали [Ж]

Воспитатель: определите каким бывает звук [Ж]

Жук, жаба, жираф, жир (ответы детей [Ж]

Воспитатель: Правильно, слышится звук [Ж]

Звук [Ж]-согласный, звонкий, всегда твердый.

Воспитатель: Это второй твердый звук, который мы будем изучать. А какой был первый? (ответы детей)

Артикуляция звука

Давайте вместе произнесем звук [Ж]

Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученном звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Поселите   букву Ж на втором этаже, между буквами Н и Ш, над буквой З.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Правильно, синюю с колокольчиком

Воспитатель: почему? потому что звук Ж- согласный, звонкий, бывает только твердым

Воспитатель:  Найдите в словах звук [Ж]и напиши букву Ж. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)

Дети:

Флажок-Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Жук- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться вначале слова, пишем синим цветом, У- гласный, пишем красным цветом, К- согласный, глухой, твердый пишем синим цветом.

Нож- Н- согласный, звонкий, твердый пишем синим цветом.

Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуем  картинки  со звуком Ж,  ребята вы можете нарисовать другие предметы со звуком Ж

Снежинка- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Ежик- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Баклажан- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.

Воспитатель: А ты какие предметы нарисовал Рома?

Рома: Жираф, жаба, гараж

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

5. Игра «Дома на нашей улице»

Цели. Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного (В доме один этаж — дом одноэтажный и т. д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.

Ход игры. Рассматривая изображения домов, ребенок определяет, сколько этажей в каждом доме. Он считает этажи снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их количество и называет здание соответственно количеству этажей в нем (В этом доме один этаж — он одноэтажный и т. д.).

Ребенок называет противоположные по высоте здания (Самый высокий дом — пятиэтажный, самый низкий — одноэтажный); дорисовывает недостающие детали, объясняя, на каком этаже чего не хватает.

Игру можно завершить рассказом ребенка о своем доме.

6. Игровое упражнение «Подпиши картинки»

Цели. Закрепляем правильное написание слияний ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—3, 3—С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов.

Ход игры. Угадывая букву, написанную в кружке точками, ребенок обводит ее и читает получившийся слог. Затем он называет предметы, изображенные под кружками; определяет и указывает стрелкой, в названии какого предмета есть тот или иной из предложенных слогов; подписывает картинки и выполняет звуковую и слоговую схемы каждого слова.

7. Игра «Вот так дом!»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и 3.

Ход игры. Рассмотрев рисунок, ребенок замечает, что в изображение домика включены некоторые буквы. Он называет увиденные буквы и объясняет, какой частью рисунка каждая из них является (Т — антенна, Л — крыша, Ш — окно и т. д.). Взрослый просит обобщить — назвать буквы, данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается задание: обвести звонкие и глухие согласные карандашами разного цвета (глухие — желтым, звонкие — черным). Ребенок определяет, какие еще знакомые согласные не вошли в рисунок (Ж и 3, записывает их рядом с рисунком и дает их звуковую характеристику. При этом взрослый помогает проанализировать звуки, найти их сходства и различия.

Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-82358-1528563138.jpg    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»