Долгосрочный проект «Семейные традиции»
Долгосрочный проект «Семейные традиции»
Актуальность проекта:
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок делает самостоятельные открытия. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций «Семейные традиции – культурное наследие».
Проблема:
существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Новизна:
заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного
подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.
Практическая значимость результатов:
Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.
Цель проекта: формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй;
развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность;
организовать реализацию данных задач таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Формы работы с участниками проекта.
С детьми:
организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей;
рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье; составление лэпбуков «Моя семья»
С родителями:
семейные развлечения: творческие семейные конкурсы, фотовыставки, вечерние посиделки, празднование дней рождений детей, традиционных праздников.
Предположительные результаты:
Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
Создание системы совместной деятельности: «ребёнок – педагог-родитель » по данной проблеме.
Развитие креативных способностей детей, родителей и воспитателя в совместной деятельности.
Самореализация воспитателя, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Оснащение предметно - развивающей среды в группе.
Создание инновационных лэпбуков «Моя семья», « Семейные традиции».
Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Сроки реализации проекта:
проект планируется к реализации в рамках 2023-2024 учебного года;
сроки проведения мероприятий согласно составленному плану по воспитательной работе.
Вид проекта: долгосрочный, индивидуально – групповой.
План реализации проекта:
Беседы с детьми на темы:
«Семейные традиции и праздники»
«Сказки, рассказанные на ночь»
«Спой мне песню на ночь, мама».
«День рождения – только раз в году»
Конкурсы, выставки детских рисунков и поделок с детьми по темам:«Золотая осень на пороге», «Я и моя семья».
Фотовыставка: «Вместе с папой», «Вместе с мамой», «Это моя семья».
Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Анкетирование (беседы) детей, родителей по проблеме
Определение цели и задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
Разработка консультации «Семейные традиции»
Фотовыставка «Семейные традиции»
Создание папки-передвижки «Семья. Семейные традиции»
Выставка детских рисунков «Моя любимая семья»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный:
Обработка результатов по реализации проекта
Презентация проекта «Семья. Семейные традиции»
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатель:
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставке работ на тему моя семья, подборка фотографий, литературы.
Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о семье.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Кем быть?»; «Сложи картинку»; «Закончи предложение»
«Кто старше?»; «Кто младше?»; «Родственные отношения», «Назови как тебя дома ласково называют?»
Речевое развитие
Беседы: «Выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома); «Как мы отдыхаем»; «Поговорим о маме»
Социально-коммуникативное развитие
Театрализация по сказкам «Репка»; «Курочка Ряба»
Театральная постановка «Коль дружна твоя семья, то заботы — не беда»
Физическое развитие:
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики», «Улыбка-трубочка»
Подвижные игры: «Грустно – весело» «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди свое место», «Птички в гнездышках».
Дыхательные упражнения: «Ветер», «Задуваем свечи».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Моя семья»
Чтение «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Цветик-семицветик» В. Катаев
Мероприятия по работе с родителями:
участие в выставке работ на тему семьи подборка фотографий, литературы;
разучивание стихотворений, пословиц, оговорок, загадок о семье.
-беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
Заключительный этап:
оформление лэпбуков : «Моя семья и наши традиции»
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ:
Видео ролик "Лэпбуки семья"https://rutube.ru/video/1191e4f35e1b33d2f0df4547f5bef509/?r=wd
Рухлядева Есения "Моя семья"https://rutube.ru/video/f01c05c58493716459525c57fa6df0fd/?r=wd
Кадыров Констатин "Моя семья"https://rutube.ru/video/b0b23410bd46df8c31ea7393f90cc024/?r=wd
Богомол Дения "Моя семья"https://rutube.ru/video/87cc08f26a2154e684a8f35c19329ee4/?r=wd
Таликин Максим "Это моя семья"https://rutube.ru/video/99e8a5821831291c614a1c37431a77cb/?r=wd
Мероприятия по теме «Женский день» https://rutube.ru/video/b8e001b20afeec78e5f05cce39c26b96/?r=wd
Мини-спектакль «Муха–Цокотуха» в младшей группе для детей 3–4 лет:https://youtu.be/o4mtqtC98IA?si=0bGwJ9bN-3ALXfVq
Театральная постановка «Коль дружна твоя семья, то заботы — не беда»https://rutube.ru/video/3f4785006cce4860c6cb92a1cb0b2a5c/?r=wd
«Лэпбук как инновационный подход в работе с дошкольниками»
Цель: познакомить опытом работы с детьми по технологии «лэпбук»
Задачи: проанализировать форму работы лэпбук с точки зрения инновационности и педагогической ценности; познакомить с практическими навыками изготовления интерактивных папо
Дидактический материал: готовые лэпбуки по теме «Семья»
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы представить Вам, на мой взгляд, инновационный подход в работе с дошкольниками – лэпбук! А также, хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.
Увидев, у детей речевую заторможенность, пройдя курсы, проведя работы с детьми, я обратила свое внимание на технологии «лэпбук». Тема семья, очень близка ребенку младшего возраста. Работаю два года с детьми раннего возраста, я поняла, малышам очень легко, когда мы в группе организовывали фотовыставки «Вместе с папой», «Вместе с Мамой», «Моя семья». Увидев, как у ребенка речь развивается, ребенок не стесняется общаться со взрослыми, родители тоже стали активными участниками при подготовке материала к нашим книжкам. Скачала готовый материал с интернета по теме «Моя семья», распечатали на цветном принтере, ламинировали и пришили. Далее работа велась совместно детьми. Дети активно включились в работу при составлении книжек.
Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Таким образом, цель педагога научить ребенка учиться, добывать и перерабатывать информацию и в дальнейшем использовать ее. В результате в нашей группе четыре лэпбука с разным материалом.
Дети с удовольствием берут свои книжки, рассказывают свои друзьям про свою семью.Лэпбук -это очень наглядный метод обучения, потому что папка занимательно и красочно оформлена кармашками, карточками, окошками, различным дидактическим материалом. С ней занятия становятся интересными, познавательными, запоминающимися.
Фото и видео отчет «Посиделки у самовара»
В рамках реализации долгосрочного проекта «Семейные традиции» в нашей группе проводится много мероприятий по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Одно из направлений – знакомство с традициями русского народа. Чтобы вспомнить русские традиции провели беседу «Посиделки у самовара».
Самовар – неотъемлемая часть нашей уникальной истории и культуры, узнаваемый символ России наряду с известными во всем мире матрёшкой, балалайкой, валенками, расписной хохломской посудой.
Ребенок с детства должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома, с родной страны, необходимо уже с ранних лет воспитывать у него желание чтить семейные традиции. Русские народные традиции — одна из составленных частей культурного наследия русского народа. В наше время чаепитие у самовара стало диковинкой, современные дети не знакомы с этим исконно русским обычаем, от которого веет теплом и душевностью. Так сидя у самовара возрождаем добрую традицию и сохраняем русскую культуру для будущих поколений, но и получаем повод повеселиться и зарядиться хорошим настроением.
Дети отгадывали загадки, читали стихи, вспоминали поговорки. Мы узнали, почему детей ставят в угол, как готовили еду наши предки, как спали, где хранили одежду. Нам некогда было скучать сходили в музей «Русская горница», померили русскую рубаху, поиграли на балалайке и ложках, покачали люльку, спели колыбельную.
Дети получили хорошее веселое настроение и много положительных эмоций.
Фотоотчёт «Поздравления с Днём воспитателя и всех дошкольных работников
https://rutube.ru/video/b6d1451f935bdb5f5d4c52580b5ac98c/?r=wd
https://rutube.ru/video/102e01133afc8a063681205f296132d7/?r=wd
27 сентября наша страна празднует День дошкольного работника. День воспитателя — традиционный российский праздник, чествующий педагогов, посвятивших жизнь малышам.И наша группа тоже не исключение, в этот приятный, праздничный осенний день наши дети средней группы поздравили сотрудников и проявили свои таланты.
сентября наша страна празднует День дошкольного работника
Добрые пожелания и стихи, которые были тепло приняты адресатами поздравлений.
День воспитателя традиционный российский праздник чествующий педагогов посвятивших жизнь малышам .День воспитателя и всех дошкольных работников сентября воспитателя и всех дошкольных работников отметили и в нашем детском саду. В преддверии праздника наши воспитанники готовили рисунки учили стихотворения поздравления в честь работников ДОУ.
Цель: закрепление представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как «второму дому».
И наша группа тоже не исключение в этот приятный праздничный осенний день наши дети средней группы поздравили сотрудников и проявили свои таланты Добрые пожелания и стихи которые были тепло приняты адресатами поздравлений
#Годсемьи2024!! ‼️В рамках реализации проекта «Семейные традиции » в средней группе прошла беседа «День добра и уважения».
https://rutube.ru/video/7df895d099bee7c6692dcfb5aa81ddca/?r=wd
Цель: Расширение знаний детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек», о традициях празднования Дня пожилого человека.
Задачи:
Способствовать осознанию понятий «добро», «уважение»;
Развивать мотивацию к познанию духовно-нравственных ценностей;
Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.
В ходе беседы рассказала детям, что первый день октября ознаменован датой, которая уже 30 лет отмечается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, – Днем пожилого человека. Международный день пожилых людей – это праздник старшего поколения – наших дедушек, бабушек, родителей. Эта праздничная дата – ещё один повод выразить свою любовь, заботу, поддержку и уважение – в них так нуждается поколение, так много сделавшее для нас.
Обсудили с детьми, что такое добро, уважение. Поговорили о своих бабушках, дедушках, разукрасили раскраски и прочитали стихи.Подготовили видеопоздравление «День добра и уважения»
Мы поздравляем всех наших бабушек и дедушек с Международным днем пожилых людей и желаем еще долгие годы быть бодрыми, жизнерадостными и нацеленными в будущее!
Мы поздравили своих сотрудников.
Спортивно - игровой досуг для детей среднего возраста «Живет на Ямале дружный народ»
https://rutube.ru/video/7463bf02121898af706b386dc6133507/?r=wd
Цель: познакомить детей с играми народов, проживающих в России.
Задачи:
образовательные:
формировать интерес и уважение к другим национальным культурам; учить детей водить хоровод, играть в подвижные игры, делать движения согласно тексту;
учить поддерживать беседу с воспитателем
Развивающие:
развивать интерес к культуре народов своего края;
развивать речь детей, мышления, памяти, внимания;
расширить словарный запас ;
способствовать развитию интереса к игровой деятельности, коммуникативных способностей.
развивать двигательную активность;
Воспитательные:
воспитывать чувство общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России;
воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, за свой край, за свой поселок;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к её традициям и историческому наследию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме;
чтение художественной литературы; рассматривание семейных фотографий; беседы по темам «Люди разных народов», «Путешествие по России»; рассматривание карты России.
Содержание
Хозяйка Тундры
Добрый день, друзья!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
Хозяйка Тундры:Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы познакомимся с играми разных народов. Но мы будем не просто играть. Мы будем каждый раз проезжать, проплывать, лететь, скакать до каждой страны. Вы готовы? Вы уверены? Тогда, поехали! Звучит башкирская музыка и дети изображают какой-либо вид транспорта.
Станция «Башкирские игры» «Липкие пеньки» трек 1
3-4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные дети бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Пойманные становятся пеньками.
Правило: пеньки не должны вставать с мест.
Звучит Татарская музыка
Станция «Татарские народные игры» трек 2
Татарская народная игра «Угадай и догони» (Читанме, бузме)
Цель игры : развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Звучит музыка народов Кавказа.
Станция «Дагестанские игры» «Подними платок» трек 3
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, дети под нее танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правило: нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Звучит музыка народа Севера
Станция «Игры народов севера» «Рыбалка» трек 4
Дети делятся на 2 команды. На противоположном конце площадки озеро с рыбками. По сигналу нужно добежать, поймать рыбку, и положить её в ведро, вернуться к команде. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыб будет больше. Время игры 1 минута.
Правило: следующий игрок может бежать только после того, как рыбка оказалась в ведре.
Звучит русская народная музыка.
Остановка «Русские народные игры» трек 5
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Русская народная игра «Горелочки с платочком»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Русская народная игра «Карусели»
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Продолжаем мы веселье
Все бегом на карусели!
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Хозяйка Тундры: Дети прочитаем стихи. трек 6
Ну вот и подошло к концу наше путешествие.
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши,
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное, в России народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит
Большой и пестрой каруселью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskiy_den_2024.docx | 2.31 МБ |
dolgosrochnyy_proekt_semeynye_traditsii.docx | 26.82 КБ |
muha_tsokotuha.docx | 1.26 МБ |
teatralnaya_postanovka.docx | 1.37 МБ |
posidelki_u_samovara.docx | 630.5 КБ |
den_pozhilogo_cheloveka.docx | 480.37 КБ |
zhivet_na_yamale_druzhnyy_narod.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Семейные традиции» для детей младшей группы 3-4 лет
Актуальность проекта:
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок делает самостоятельные открытия. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций «Семейные традиции – культурное наследие».
Проблема:
существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Новизна:
заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного
подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.
Практическая значимость результатов:
Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.
Цель проекта: формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям;
создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй;
развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность;
организовать реализацию данных задач таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Формы работы с участниками проекта.
С детьми:
организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей;
рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье; составление лэпбуков «Моя семья»
С родителями:
семейные развлечения: творческие семейные конкурсы, фотовыставки, вечерние посиделки, празднование дней рождений детей, традиционных праздников.
Предположительные результаты:
Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
Создание системы совместной деятельности: «ребёнок – педагог-родитель » по данной проблеме.
Развитие креативных способностей детей, родителей и воспитателя в совместной деятельности.
Самореализация воспитателя, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Оснащение предметно - развивающей среды в группе.
Создание инновационных лэпбуков «Моя семья», « Семейные традиции».
Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Сроки реализации проекта:
проект планируется к реализации в рамках 2023-2024 учебного года;
сроки проведения мероприятий согласно составленному плану по воспитательной работе.
Вид проекта: долгосрочный, индивидуально – групповой.
План реализации проекта:
Беседы с детьми на темы:
«Семейные традиции и праздники»
«Сказки, рассказанные на ночь»
«Спой мне песню на ночь, мама».
«День рождения – только раз в году»
Конкурсы, выставки детских рисунков и поделок с детьми по темам:«Золотая осень на пороге», «Я и моя семья».
Фотовыставка: «Вместе с папой», «Вместе с мамой», «Это моя семья».
Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Анкетирование (беседы) детей, родителей по проблеме
Определение цели и задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
Разработка консультации «Семейные традиции»
Фотовыставка «Семейные традиции»
Создание папки-передвижки «Семья. Семейные традиции»
Выставка детских рисунков «Моя любимая семья»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный:
Обработка результатов по реализации проекта
Презентация проекта «Семья. Семейные традиции»
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатель:
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставке работ на тему моя семья, подборка фотографий, литературы.
Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о семье.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Кем быть?»; «Сложи картинку»; «Закончи предложение»
«Кто старше?»; «Кто младше?»; «Родственные отношения», «Назови как тебя дома ласково называют?»
Речевое развитие
Беседы: «Выходной день в моей семье»; «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома); «Как мы отдыхаем»; «Поговорим о маме»
Социально-коммуникативное развитие
Театрализация по сказкам «Репка»; «Курочка Ряба»
Театральная постановка «Коль дружна твоя семья, то заботы — не беда»
Физическое развитие:
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики», «Улыбка-трубочка»
Подвижные игры: «Грустно – весело» «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди свое место», «Птички в гнездышках».
Дыхательные упражнения: «Ветер», «Задуваем свечи».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Моя семья»
Чтение «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Цветик-семицветик» В. Катаев
Мероприятия по работе с родителями:
участие в выставке работ на тему семьи подборка фотографий, литературы;
разучивание стихотворений, пословиц, оговорок, загадок о семье.
-беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
Заключительный этап:
оформление лэпбуков : «Моя семья и наши традиции»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фото и видео отчет «Посиделки у самовара»
В рамках реализации долгосрочного проекта «Семейные традиции» в нашей группе проводится много мероприятий по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Одно из направлений – знакомство с традициями русского народа. Чтобы вспомнить русские традиции провели беседу «Посиделки у самовара».
Самовар – неотъемлемая часть нашей уникальной истории и культуры, узнаваемый символ России наряду с известными во всем мире матрёшкой, балалайкой, валенками, расписной хохломской посудой.
Ребенок с детства должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома, с родной страны, необходимо уже с ранних лет воспитывать у него желание чтить семейные традиции. Русские народные традиции — одна из составленных частей культурного наследия русского народа. В наше время чаепитие у самовара стало диковинкой, современные дети не знакомы с этим исконно русским обычаем, от которого веет теплом и душевностью. Так сидя у самовара возрождаем добрую традицию и сохраняем русскую культуру для будущих поколений, но и получаем повод повеселиться и зарядиться хорошим настроением.
Дети отгадывали загадки, читали стихи, вспоминали поговорки. Мы узнали, почему детей ставят в угол, как готовили еду наши предки, как спали, где хранили одежду. Нам некогда было скучать сходили в музей «Русская горница», померили русскую рубаху, поиграли на балалайке и ложках, покачали люльку, спели колыбельную. Дети получили хорошее веселое настроение и много положительных эмоций.
Предварительный просмотр:
Фото и видеоотчет «День добра и уважения»
#Годсемьи2024! В рамках реализации проекта «Семейные традиции» в средней группе прошла беседа «День добра и уважения».
Цель: расширение знаний детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек», о традициях празднования Дня пожилого человека.
Задачи:
способствовать осознанию понятий «добро», «уважение»;
развивать мотивацию к познанию духовно-нравственных ценностей;
воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.
В ходе беседы рассказала детям, что первый день октября ознаменован датой, которая уже 30 лет отмечается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, – Днем пожилого человека. Международный день пожилых людей – это праздник старшего поколения – наших дедушек, бабушек, родителей. Эта праздничная дата – ещё один повод выразить свою любовь, заботу, поддержку и уважение – в них так нуждается поколение, так много сделавшее для нас.
Обсудили с детьми, что такое добро, уважение. Поговорили о своих бабушках, дедушках, разукрасили раскраски и прочитали стихи.
Подготовили видеопоздравление «День добра и уважения»
https://rutube.ru/video/7df895d099bee7c6692dcfb5aa81ddca/?r=wd
Мы поздравляем всех наших бабушек и дедушек с Международным днем пожилых людей и желаем еще долгие годы быть бодрыми, жизнерадостными и нацеленными в будущее!
Предварительный просмотр:
Спортивно - игровой досуг для детей среднего возраста «Живет на Ямале дружный народ»
Подготовила: Абдулова Д.С.
Цель: познакомить детей с играми народов, проживающих в России.
Задачи:
образовательные:
формировать интерес и уважение к другим национальным культурам; учить детей водить хоровод, играть в подвижные игры, делать движения согласно тексту;
учить поддерживать беседу с воспитателем
Развивающие:
развивать интерес к культуре народов своего края;
развивать речь детей, мышления, памяти, внимания;
расширить словарный запас ;
способствовать развитию интереса к игровой деятельности, коммуникативных способностей.
развивать двигательную активность;
Воспитательные:
воспитывать чувство общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России;
воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, за свой край, за свой поселок;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к её традициям и историческому наследию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме;
чтение художественной литературы; рассматривание семейных фотографий; беседы по темам «Люди разных народов», «Путешествие по России»; рассматривание карты России.
Содержание
Хозяйка Тундры
Добрый день, друзья!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
Хозяйка Тундры:Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы познакомимся с играми разных народов. Но мы будем не просто играть. Мы будем каждый раз проезжать, проплывать, лететь, скакать до каждой страны. Вы готовы? Вы уверены? Тогда, поехали! Звучит башкирская музыка и дети изображают какой-либо вид транспорта.
Станция «Башкирские игры» «Липкие пеньки» трек 1
3-4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные дети бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Пойманные становятся пеньками.
Правило: пеньки не должны вставать с мест.
Звучит Татарская музыка
Станция «Татарские народные игры» трек 2
Татарская народная игра «Угадай и догони» (Читанме, бузме)
Цель игры : развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Звучит музыка народов Кавказа.
Станция «Дагестанские игры» «Подними платок» трек 3
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, дети под нее танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правило: нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Звучит музыка народа Севера
Станция «Игры народов севера» «Рыбалка» трек 4
Дети делятся на 2 команды. На противоположном конце площадки озеро с рыбками. По сигналу нужно добежать, поймать рыбку, и положить её в ведро, вернуться к команде. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыб будет больше. Время игры 1 минута.
Правило: следующий игрок может бежать только после того, как рыбка оказалась в ведре.
Звучит русская народная музыка.
Остановка «Русские народные игры» трек 5
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Русская народная игра «Горелочки с платочком»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Русская народная игра «Карусели»
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Продолжаем мы веселье
Все бегом на карусели!
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Хозяйка Тундры: Дети прочитаем стихи. трек 6
Ну вот и подошло к концу наше путешествие.
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши,
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное, в России народ единый есть.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
И жизнь в стране кипит, летит
Большой и пестрой каруселью.