Внимание
Тесты на внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekturnaya_proba_burdona.doc | 43.5 КБ |
korrekturnaya_proba_dlya_detey.naydi_i_vycherkni.doc | 1.07 МБ |
korrekturnye_proby.doc | 96 КБ |
metodika_bentona.doc | 74 КБ |
metodika_korrekturnye_proby.doc | 96 КБ |
modificirovannaya_cifrovaya_tablica_shulte.doc | 59 КБ |
opyt_po_diagnostike_vnimaniya.doc | 117 КБ |
test_vnimaniya_shulte.doc | 50.5 КБ |
test_myunsterberga_na_vospriyatie.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Корректурная проба Бурдона
К – подчеркиваем И - зачеркиваем
СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК
ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК
НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ
ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН
ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ
СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС
АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА
КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ
НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН
ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ
ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ
АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК
ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ
НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ
КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА
ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН
ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ
СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА
ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ
ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС
ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ
КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ
ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА
АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА
ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК
СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ
НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ
ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН
ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА
КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ
АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ
ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ
ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ
НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН
ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ
АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС
Корректурная проба Бурдона
К - подчеркиваем И - зачеркиваем
СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК
ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК
НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ
ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН
ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ
СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС
АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА
КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ
НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН
ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ
ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ
АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК
ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ
НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ
КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА
ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН
ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ
СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА
ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ
ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС
ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ
КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ
ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА
АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА
ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК
СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ
НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ
ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН
ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА
КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ
АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ
ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ
ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ
НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН
ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ
АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС
Корректурная проба Бурдона
К - подчеркиваем И - зачеркиваем
СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК
ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК
НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ
ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН
ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ
СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА
КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ
НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН
ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ
ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ
АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК
ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ
НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ
КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА
ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН
ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ
СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА
ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ
ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС
ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ
КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ
ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА
АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА
ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК
СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ
НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ
ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН
ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА
КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ
АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ
ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ
ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ
НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН
ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ
АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: в течение 10-15 минут (время зависит от количества бланков, но не менее 7 минут и не более 20 минут) буква К на каждой строке ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ, а И - ЗАЧЕРКИВАЕТСЯ. По сигналу “минута” ставится вертикальная черта на том месте, где вас остановил сигнал.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: подсчет проводится по каждой минуте по формуле:
C -- W где:
А1 = --------------- А - показатель правильности
С + О О - кол-во ошибочно пропущенных букв
С - общее кол-во зачеркнутых и
подчеркнутых букв W - число ошибочно подчеркнутых или
зачеркнутых букв,
Е = S*A где , Е - показатель производительности
S - скорость просмотра (кол-во строк * на кол-во знаков в строке ).
График устойчивости внимания.
Е
t`(А)
Завершение работы
- Проанализировать свое внимание (устойчивое, колеблющееся, неустойчивое, достаточно устойчивое).
- Проанализировать, сколько времени Вам необходимо на включение в работу.
- Сравнить с предварительными предположениями.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методика «КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ»
Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).
Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте».
По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в сек).
Итогами эксперимента являются:
- Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);
- Общее время выполнения задания (Т);
- Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T–t1);
- Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле:
Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.
Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:
где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М2 – в левой.
Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их «постоянство» (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком.
Предлагаемый вариант «корректурной таблицы» может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики.
Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики.
Таблица
0 | 3 | 3 | 4 | 9 | 8 | 2 | 2 | 2 | 6 | 3 | 7 | 7 | 9 | 1 | 7 | 9 | 6 | 6 | 0 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 2 | 7 | 4 | 6 | 2 | 3 | 9 | 2 | 5 | 1 | 6 | 3 | 9 | 9 | 8 |
6 | 4 | 4 | 7 | 3 | 6 | 2 | 3 | 0 | 5 | 9 | 2 | 4 | 7 | 9 | 2 | 1 | 9 | 2 | 7 | 6 | 9 | 4 | 5 | 4 | 1 | 0 | 6 | 1 | 9 | 7 | 6 | 2 | 8 | 9 | 9 | 1 | 8 | 9 | 3 |
2 | 2 | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 9 | 9 | 5 | 3 | 1 | 4 | 7 | 3 | 1 | 8 | 0 | 4 | 0 | 4 | 2 | 1 | 9 | 5 | 9 | 8 | 8 | 9 | 7 | 0 | 7 | 8 |
8 | 5 | 4 | 0 | 6 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 9 | 1 | 7 | 2 | 8 | 4 | 2 | 4 | 6 | 1 | 6 | 0 | 2 | 6 | 8 | 1 | 2 | 7 | 9 | 0 | 8 | 0 | 3 | 9 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
3 | 2 | 1 | 4 | 8 | 7 | 2 | 7 | 6 | 1 | 8 | 8 | 3 | 8 | 9 | 6 | 3 | 5 | 5 | 1 | 7 | 8 | 0 | 9 | 5 | 0 | 6 | 1 | 8 | 8 | 0 | 5 | 1 | 9 | 6 | 9 | 7 | 4 | 1 | 0 |
5 | 0 | 5 | 8 | 1 | 5 | 7 | 5 | 0 | 1 | 9 | 4 | 7 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 6 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 9 | 2 | 0 | 6 | 9 | 1 | 1 | 7 | 6 | 0 | 0 | 9 | 0 | 7 |
7 | 3 | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 | 5 | 0 | 5 | 5 | 4 | 3 | 9 | 6 | 2 | 8 | 2 | 0 | 6 | 6 | 3 | 1 | 8 | 6 | 1 | 4 | 3 | 7 | 7 | 0 | 0 | 1 | 5 | 9 | 0 | 1 | 3 | 2 |
6 | 0 | 8 | 3 | 7 | 7 | 2 | 2 | 7 | 3 | 4 | 9 | 2 | 9 | 4 | 7 | 6 | 0 | 9 | 6 | 0 | 9 | 6 | 6 | 4 | 1 | 0 | 6 | 9 | 4 | 1 | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 6 |
4 | 5 | 9 | 0 | 2 | 6 | 4 | 0 | 9 | 6 | 4 | 5 | 6 | 9 | 4 | 9 | 5 | 6 | 5 | 2 | 2 | 5 | 7 | 0 | 6 | 2 | 3 | 9 | 5 | 5 | 9 | 9 | 1 | 7 | 4 | 3 | 9 | 4 | 8 | 1 |
9 | 1 | 9 | 5 | 0 | 6 | 4 | 2 | 4 | 9 | 6 | 6 | 8 | 8 | 2 | 8 | 8 | 2 | 3 | 1 | 7 | 8 | 0 | 8 | 7 | 0 | 7 | 6 | 0 | 2 | 1 | 7 | 5 | 9 | 1 | 5 | 6 | 0 | 8 | 6 |
0 | 5 | 4 | 7 | 7 | 4 | 3 | 8 | 8 | 0 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 7 | 1 | 4 | 2 | 8 | 7 | 4 | 1 | 9 | 3 | 8 | 4 | 9 | 7 | 9 | 3 | 1 | 8 | 6 | 0 | 6 | 9 | 7 | 2 | 4 |
7 | 1 | 0 | 4 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 2 | 6 | 9 | 5 | 5 | 1 | 5 | 2 | 7 | 3 | 2 | 2 | 9 | 4 | 2 | 1 | 5 | 5 | 1 | 4 | 5 | 8 | 5 | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 | 7 | 2 | 3 |
6 | 3 | 3 | 8 | 3 | 5 | 2 | 4 | 4 | 7 | 8 | 2 | 3 | 7 | 4 | 3 | 2 | 9 | 4 | 7 | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 2 | 9 | 1 | 8 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 1 | 9 | 5 | 6 | 4 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 0 | 6 | 4 | 6 | 3 | 6 | 5 | 1 | 4 | 6 | 7 | 3 | 2 | 1 | 8 | 6 | 5 | 1 | 0 | 2 | 2 | 5 | 1 | 6 | 2 | 7 | 7 | 9 | 3 | 0 | 0 | 3 | 9 | 3 | 1 |
8 | 7 | 3 | 5 | 8 | 7 | 5 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 8 | 7 | 5 | 4 | 7 | 9 | 0 | 3 | 8 | 4 | 5 | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | 2 | 1 | 3 | 5 | 7 | 4 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 1 |
0 | 1 | 6 | 9 | 6 | 1 | 0 | 8 | 3 | 7 | 3 | 2 | 9 | 9 | 7 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 3 | 3 | 1 | 0 | 5 | 1 | 4 | 9 | 3 | 5 | 8 | 9 | 6 | 6 | 1 | 0 | 2 | 1 | 6 | 8 |
2 | 4 | 1 | 8 | 8 | 4 | 3 | 7 | 9 | 3 | 9 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 6 | 8 | 3 | 4 | 4 | 1 | 8 | 4 | 2 | 0 | 9 | 0 | 6 | 5 | 0 | 7 | 6 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 |
8 | 0 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 0 | 7 | 2 | 8 | 8 | 1 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 | 1 | 1 | 7 | 8 | 0 | 4 | 9 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | 8 | 5 | 4 | 8 | 1 | 1 | 4 | 3 | 8 | 8 |
6 | 4 | 0 | 1 | 7 | 3 | 2 | 0 | 6 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | 6 | 8 | 9 | 4 | 4 | 7 | 3 | 7 | 1 | 4 | 5 | 9 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 8 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 |
9 | 0 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3 | 9 | 5 | 9 | 6 | 9 | 2 | 4 | 0 | 4 | 3 | 0 | 3 | 8 | 0 | 5 | 6 | 0 | 9 | 2 | 9 | 6 | 3 | 6 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 9 | 8 | 5 |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ к методике «Корректурная таблица»
Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева (см. гл. II). По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).
Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте».
По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в сек).
Итогами эксперимента являются:
- Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);
- Общее время выполнения задания (Т);
- Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T–t1);
- Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле:
Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.
Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:
где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М2 – в левой.
Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их «постоянство» (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком.
Предлагаемый вариант «корректурной таблицы» может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики.
Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики.
КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по применению теста Бентона
Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте несколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого).
Экспериментатору: «Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение).
Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:
1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:
Оп БП – Опущение Большой Правой.
Оп БЛ – Опущение Большой Левой
Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.
Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.
2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).
3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).
4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 900 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.
5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.
Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов.
6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.
Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта
(норма от 15 до 44 лет включительно)
Оценка по Бентону | Уровень интеллекта | Оценка IQ по StanfordBinet | Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC) |
9-10 | Выше среднего я много выше среднего | выше 109 | «Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма» |
8 | Средний уровень | 95 – 109 | «Средняя норма» |
7 | Низкий, малоодарен тын | 80 – 94 | «Низкая (плохая) норма» |
6 | Пограничный | 70 – 79 | «Пограничная зона» |
5 | Слабоумие | Ниже 70 | «Умственный дефект» |
Поправки на возраст:
от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл
от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла
от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла
(от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов)
Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интеллекта
(норма от 15 до 39 лет включительно)
Кол-во ошибок по Бентону | Уровень интеллекта | Оценка IQ по Stanford-Binet | Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC) |
0 - | Выше среднего и много выше среднего | выше 109 | «Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма» |
2 | Хорошая - средняя | 105-109 | «Средняя норма» (три «подуровня») |
3 | Средний уровень | 95-104 | |
4 | Низко-средняя | 90–94 | |
5 | Малоодаренный | 80–89 | «Низкая («плохая») норма» |
6 | Пограничный | 70–79 | «Пограничная зона» |
7 | Слабоумие | ниже 70 | «Умственный дефект» |
Поправки на возраст:
от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка
от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки
от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок)
Из практики:
Больные с органическим поражением мозга обычно получают не более 4–5 баллов (редко).
Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.
Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.
Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интеллекте (см. таблицу).
Краткая инструкция к проведению обследования и оценке результатов теста Бентона составлена на основе собственного опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).
Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интеллекта в единицах Ю, на основе которого можно судить об «органическом» снижении (в случае несоответствия этих оценок), в руководстве Бентона приводится по методике Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно используется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соответствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и «квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта по Векслеру.
Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и «левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации малой периферической фигуры) произведены незначительные изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количество периферических малых фигур справа и слева в каждой серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева).
Шкалы «поправок па возраст» продолжены, что позволяет обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у Бентона, возраста.
0 | 3 | 3 | 4 | 9 | 8 | 2 | 2 | 2 | 6 | 3 | 7 | 7 | 9 | 1 | 7 | 9 | 6 | 6 | 0 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 2 | 7 | 4 | 6 | 2 | 3 | 9 | 2 | 5 | 1 | 6 | 3 | 9 | 9 | 8 |
6 | 4 | 4 | 7 | 3 | 6 | 2 | 3 | 0 | 5 | 9 | 2 | 4 | 7 | 9 | 2 | 1 | 9 | 2 | 7 | 6 | 9 | 4 | 5 | 4 | 1 | 0 | 6 | 1 | 9 | 7 | 6 | 2 | 8 | 9 | 9 | 1 | 8 | 9 | 3 |
2 | 2 | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 9 | 9 | 5 | 3 | 1 | 4 | 7 | 3 | 1 | 8 | 0 | 4 | 0 | 4 | 2 | 1 | 9 | 5 | 9 | 8 | 8 | 9 | 7 | 0 | 7 | 8 |
8 | 5 | 4 | 0 | 6 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 9 | 1 | 7 | 2 | 8 | 4 | 2 | 4 | 6 | 1 | 6 | 0 | 2 | 6 | 8 | 1 | 2 | 7 | 9 | 0 | 8 | 0 | 3 | 9 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
3 | 2 | 1 | 4 | 8 | 7 | 2 | 7 | 6 | 1 | 8 | 8 | 3 | 8 | 9 | 6 | 3 | 5 | 5 | 1 | 7 | 8 | 0 | 9 | 5 | 0 | 6 | 1 | 8 | 8 | 0 | 5 | 1 | 9 | 6 | 9 | 7 | 4 | 1 | 0 |
5 | 0 | 5 | 8 | 1 | 5 | 7 | 5 | 0 | 1 | 9 | 4 | 7 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 6 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 9 | 2 | 0 | 6 | 9 | 1 | 1 | 7 | 6 | 0 | 0 | 9 | 0 | 7 |
7 | 3 | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 | 5 | 0 | 5 | 5 | 4 | 3 | 9 | 6 | 2 | 8 | 2 | 0 | 6 | 6 | 3 | 1 | 8 | 6 | 1 | 4 | 3 | 7 | 7 | 0 | 0 | 1 | 5 | 9 | 0 | 1 | 3 | 2 |
6 | 0 | 8 | 3 | 7 | 7 | 2 | 2 | 7 | 3 | 4 | 9 | 2 | 9 | 4 | 7 | 6 | 0 | 9 | 6 | 0 | 9 | 6 | 6 | 4 | 1 | 0 | 6 | 9 | 4 | 1 | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 6 |
4 | 5 | 9 | 0 | 2 | 6 | 4 | 0 | 9 | 6 | 4 | 5 | 6 | 9 | 4 | 9 | 5 | 6 | 5 | 2 | 2 | 5 | 7 | 0 | 6 | 2 | 3 | 9 | 5 | 5 | 9 | 9 | 1 | 7 | 4 | 3 | 9 | 4 | 8 | 1 |
9 | 1 | 9 | 5 | 0 | 6 | 4 | 2 | 4 | 9 | 6 | 6 | 8 | 8 | 2 | 8 | 8 | 2 | 3 | 1 | 7 | 8 | 0 | 8 | 7 | 0 | 7 | 6 | 0 | 2 | 1 | 7 | 5 | 9 | 1 | 5 | 6 | 0 | 8 | 6 |
0 | 5 | 4 | 7 | 7 | 4 | 3 | 8 | 8 | 0 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 7 | 1 | 4 | 2 | 8 | 7 | 4 | 1 | 9 | 3 | 8 | 4 | 9 | 7 | 9 | 3 | 1 | 8 | 6 | 0 | 6 | 9 | 7 | 2 | 4 |
7 | 1 | 0 | 4 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 2 | 6 | 9 | 5 | 5 | 1 | 5 | 2 | 7 | 3 | 2 | 2 | 9 | 4 | 2 | 1 | 5 | 5 | 1 | 4 | 5 | 8 | 5 | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 | 7 | 2 | 3 |
6 | 3 | 3 | 8 | 3 | 5 | 2 | 4 | 4 | 7 | 8 | 2 | 3 | 7 | 4 | 3 | 2 | 9 | 4 | 7 | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 2 | 9 | 1 | 8 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 1 | 9 | 5 | 6 | 4 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 0 | 6 | 4 | 6 | 3 | 6 | 5 | 1 | 4 | 6 | 7 | 3 | 2 | 1 | 8 | 6 | 5 | 1 | 0 | 2 | 2 | 5 | 1 | 6 | 2 | 7 | 7 | 9 | 3 | 0 | 0 | 3 | 9 | 3 | 1 |
8 | 7 | 3 | 5 | 8 | 7 | 5 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 8 | 7 | 5 | 4 | 7 | 9 | 0 | 3 | 8 | 4 | 5 | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | 2 | 1 | 3 | 5 | 7 | 4 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 1 |
0 | 1 | 6 | 9 | 6 | 1 | 0 | 8 | 3 | 7 | 3 | 2 | 9 | 9 | 7 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 3 | 3 | 1 | 0 | 5 | 1 | 4 | 9 | 3 | 5 | 8 | 9 | 6 | 6 | 1 | 0 | 2 | 1 | 6 | 8 |
2 | 4 | 1 | 8 | 8 | 4 | 3 | 7 | 9 | 3 | 9 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 6 | 8 | 3 | 4 | 4 | 1 | 8 | 4 | 2 | 0 | 9 | 0 | 6 | 5 | 0 | 7 | 6 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 |
8 | 0 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 0 | 7 | 2 | 8 | 8 | 1 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 | 1 | 1 | 7 | 8 | 0 | 4 | 9 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | 8 | 5 | 4 | 8 | 1 | 1 | 4 | 3 | 8 | 8 |
6 | 4 | 0 | 1 | 7 | 3 | 2 | 0 | 6 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | 6 | 8 | 9 | 4 | 4 | 7 | 3 | 7 | 1 | 4 | 5 | 9 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 8 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 |
9 | 0 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3 | 9 | 5 | 9 | 6 | 9 | 2 | 4 | 0 | 4 | 3 | 0 | 3 | 8 | 0 | 5 | 6 | 0 | 9 | 2 | 9 | 6 | 3 | 6 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 9 | 8 | 5 |
Предварительный просмотр:
Методика «КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ»
Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).
Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте».
По команде «начали» включается секундомер (время отмечается в сек).
Итогами эксперимента являются:
- Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);
- Общее время выполнения задания (Т);
- Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T–t1);
- Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле:
Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.
Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:
где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М2 – в левой.
Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их «постоянство» (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком.
Предлагаемый вариант «корректурной таблицы» может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики.
Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики.
Таблица
0 | 3 | 3 | 4 | 9 | 8 | 2 | 2 | 2 | 6 | 3 | 7 | 7 | 9 | 1 | 7 | 9 | 6 | 6 | 0 | 3 | 4 | 1 | 7 | 7 | 2 | 7 | 4 | 6 | 2 | 3 | 9 | 2 | 5 | 1 | 6 | 3 | 9 | 9 | 8 |
6 | 4 | 4 | 7 | 3 | 6 | 2 | 3 | 0 | 5 | 9 | 2 | 4 | 7 | 9 | 2 | 1 | 9 | 2 | 7 | 6 | 9 | 4 | 5 | 4 | 1 | 0 | 6 | 1 | 9 | 7 | 6 | 2 | 8 | 9 | 9 | 1 | 8 | 9 | 3 |
2 | 2 | 7 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 9 | 9 | 5 | 3 | 1 | 4 | 7 | 3 | 1 | 8 | 0 | 4 | 0 | 4 | 2 | 1 | 9 | 5 | 9 | 8 | 8 | 9 | 7 | 0 | 7 | 8 |
8 | 5 | 4 | 0 | 6 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 9 | 1 | 7 | 2 | 8 | 4 | 2 | 4 | 6 | 1 | 6 | 0 | 2 | 6 | 8 | 1 | 2 | 7 | 9 | 0 | 8 | 0 | 3 | 9 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 |
3 | 2 | 1 | 4 | 8 | 7 | 2 | 7 | 6 | 1 | 8 | 8 | 3 | 8 | 9 | 6 | 3 | 5 | 5 | 1 | 7 | 8 | 0 | 9 | 5 | 0 | 6 | 1 | 8 | 8 | 0 | 5 | 1 | 9 | 6 | 9 | 7 | 4 | 1 | 0 |
5 | 0 | 5 | 8 | 1 | 5 | 7 | 5 | 0 | 1 | 9 | 4 | 7 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 6 | 6 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 9 | 2 | 0 | 6 | 9 | 1 | 1 | 7 | 6 | 0 | 0 | 9 | 0 | 7 |
7 | 3 | 8 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 | 5 | 0 | 5 | 5 | 4 | 3 | 9 | 6 | 2 | 8 | 2 | 0 | 6 | 6 | 3 | 1 | 8 | 6 | 1 | 4 | 3 | 7 | 7 | 0 | 0 | 1 | 5 | 9 | 0 | 1 | 3 | 2 |
6 | 0 | 8 | 3 | 7 | 7 | 2 | 2 | 7 | 3 | 4 | 9 | 2 | 9 | 4 | 7 | 6 | 0 | 9 | 6 | 0 | 9 | 6 | 6 | 4 | 1 | 0 | 6 | 9 | 4 | 1 | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 6 |
4 | 5 | 9 | 0 | 2 | 6 | 4 | 0 | 9 | 6 | 4 | 5 | 6 | 9 | 4 | 9 | 5 | 6 | 5 | 2 | 2 | 5 | 7 | 0 | 6 | 2 | 3 | 9 | 5 | 5 | 9 | 9 | 1 | 7 | 4 | 3 | 9 | 4 | 8 | 1 |
9 | 1 | 9 | 5 | 0 | 6 | 4 | 2 | 4 | 9 | 6 | 6 | 8 | 8 | 2 | 8 | 8 | 2 | 3 | 1 | 7 | 8 | 0 | 8 | 7 | 0 | 7 | 6 | 0 | 2 | 1 | 7 | 5 | 9 | 1 | 5 | 6 | 0 | 8 | 6 |
0 | 5 | 4 | 7 | 7 | 4 | 3 | 8 | 8 | 0 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 7 | 1 | 4 | 2 | 8 | 7 | 4 | 1 | 9 | 3 | 8 | 4 | 9 | 7 | 9 | 3 | 1 | 8 | 6 | 0 | 6 | 9 | 7 | 2 | 4 |
7 | 1 | 0 | 4 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 2 | 6 | 9 | 5 | 5 | 1 | 5 | 2 | 7 | 3 | 2 | 2 | 9 | 4 | 2 | 1 | 5 | 5 | 1 | 4 | 5 | 8 | 5 | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 | 7 | 2 | 3 |
6 | 3 | 3 | 8 | 3 | 5 | 2 | 4 | 4 | 7 | 8 | 2 | 3 | 7 | 4 | 3 | 2 | 9 | 4 | 7 | 5 | 7 | 4 | 8 | 5 | 2 | 9 | 1 | 8 | 6 | 7 | 4 | 4 | 4 | 1 | 9 | 5 | 6 | 4 | 1 |
6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 0 | 6 | 4 | 6 | 3 | 6 | 5 | 1 | 4 | 6 | 7 | 3 | 2 | 1 | 8 | 6 | 5 | 1 | 0 | 2 | 2 | 5 | 1 | 6 | 2 | 7 | 7 | 9 | 3 | 0 | 0 | 3 | 9 | 3 | 1 |
8 | 7 | 3 | 5 | 8 | 7 | 5 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 8 | 7 | 5 | 4 | 7 | 9 | 0 | 3 | 8 | 4 | 5 | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | 2 | 1 | 3 | 5 | 7 | 4 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 1 |
0 | 1 | 6 | 9 | 6 | 1 | 0 | 8 | 3 | 7 | 3 | 2 | 9 | 9 | 7 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 3 | 3 | 1 | 0 | 5 | 1 | 4 | 9 | 3 | 5 | 8 | 9 | 6 | 6 | 1 | 0 | 2 | 1 | 6 | 8 |
2 | 4 | 1 | 8 | 8 | 4 | 3 | 7 | 9 | 3 | 9 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 6 | 8 | 3 | 4 | 4 | 1 | 8 | 4 | 2 | 0 | 9 | 0 | 6 | 5 | 0 | 7 | 6 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 1 | 8 |
8 | 0 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 0 | 7 | 2 | 8 | 8 | 1 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 | 1 | 1 | 7 | 8 | 0 | 4 | 9 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | 8 | 5 | 4 | 8 | 1 | 1 | 4 | 3 | 8 | 8 |
6 | 4 | 0 | 1 | 7 | 3 | 2 | 0 | 6 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | 6 | 8 | 9 | 4 | 4 | 7 | 3 | 7 | 1 | 4 | 5 | 9 | 6 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 8 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 |
9 | 0 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3 | 9 | 5 | 9 | 6 | 9 | 2 | 4 | 0 | 4 | 3 | 0 | 3 | 8 | 0 | 5 | 6 | 0 | 9 | 2 | 9 | 6 | 3 | 6 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 9 | 8 | 5 |
Предварительный просмотр:
Модифицированная цифровая таблица Шульте.
Цель исследования: определить уровень переключаемости внимания.
Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.
Процедура исследования
В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист.
Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.
Таблица черно-красных цифр выглядит следующим образом:
15 | 17 | 13 | 6 | 7 | 3 | 1 |
4 | 2 | 8 | 22 | 20 | 14 | 20 |
19 | 18 | 24 | 4 | 18 | 10 | 16 |
6 | 23 | 9 | 13 | 25 | 5 | 7 |
2 | 21 | 21 | 16 | 10 | 14 | 22 |
11 | 3 | 9 | 23 | 1 | 19 | 11 |
17 | 5 | 12 | 15 | 8 | 12 | 24 |
Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку.
Задача экспериментатора – перед каждой серией исследования инструктировать испытуемого, подавать команду "Начали!" для поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потраченным испытуемым на выполнение серии.
Наблюдатель-протоколист помогает экспериментатору определить ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания, ведет протокол исследования.
Испытуемый: ________ Дата: _________
Экспериментатор: ____ Время: _________
1-я серия | 2-я серия | 1-я + 2-я серии | 3-я серия | ||||
время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки |
Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.
Инструкция испытуемому в первой серии: "Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!"
Инструкция испытуемому во второй серии: "На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!"
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии: "На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!"
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается.
После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий.
Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо:
- Составить график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования.
- Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.
Т = Т3 – (T1+T2), где
T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии;
Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии;
Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.
Анализ результатов
Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.
Время переключения Т (в с.) | Ранг | Уровень переключения внимания |
менее 60 сек | 1 | высокий |
60-90 | 2 | высокий |
91-100 | 3 | средний |
101-120 | 4 | средний |
121-150 | 5 | средний |
151-180 | 6 | средний |
181-200 | 7 | средний |
201-250 | 8 | низкий |
251 и больше | 9 | низкий |
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.
На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.
Предварительный просмотр:
ОПЫТ 5. ТЕСТ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ»
Ход опыта. 1) Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке от 20 до 1. Сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения у разных испытуемых; 2) по рис. 1.4. испытуемый должен найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т. е. 1 — белое, 24 —- черное, 2 — белое, 23 — черное и т. д. Фиксируется время выполнения задания, количество ошибок. Анализ результатов:
баллы | 5 бал. | 4 бал. | 3 бал. | 2 бал. | 1 бал. |
время выполнения | 2м 40с и менее | 2м 41с — 5м 30с | 5м 31с — 6м 30с | 6м 31с — 8м | |
количество ошибок | 0 | 0 | 1—2 | 3—4 | 5 |
Для водительских профессий переключаемость внимания является профессионально необходимым качеством и должно быть не менее 4 баллов — это порог профпригодности.
8 | 9 | 24 | 20© | 155 | 6 | 19 |
4 | 5 | 12 | 1 | 24 | 13 | 23 |
14 | 18 | 17 | 22 | 2 | 11 | 6 |
22 | 11 | 7 | 21 | 8 | 3 | 9 |
2 | 7 | 16 | 23 | 19 | 16 | 3 |
13 | 1 | 211 | 5 | 10 | 25 | 17 |
15 | 10 | 18 | 20 | 4 | 14 | 12 |
ОПЫТ 6. ТЕСТ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Изучение работоспособности, переключаемости внимания по корректурным таблицам.
Оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибалльной системе.
Методика. Корректурная таблица А. Г. Иванова-Смоленского. Объект исследования — каждый студент учебной группы.
Ход работы. Вычеркивание и подчеркивание букв.
Просматривая буквенную таблицу, человек должен вычеркивать букву «А», а букву «К» — подчеркивать. Работать в течение 8 минут максимально быстро и внимательно. Через 4 минуты после начала работы студент-исследователь говорит слово «черта». Студент-обследуемый должен остановить работу и поставить вертикальную черту. Затем испытуемый должен продолжать работу, изменив способ: букву «А» — подчеркивать, а букву «К» — вычеркивать. Когда истекут 8 минут, студент-исследователь произносит «черта — конец работы», обследуемый студент должен поставить вертикальную черту.
Оценка внимания, переключаемости внимания, работоспособности производится в баллах производительности по девятибалльной системе. Для этого: а) подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков; б) сосчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка — 60 очков. Допустим, сделано 20 ошибок, т. е. 20 х 20 = 400; в) определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из 1475 (общее число просмотренных знаков) вычитаем 400 (20 ошибок, каждая составляет 20 очков: 20 х 20 = 400); г) теперь переводим в баллы производительности:
производительность | количество правильно отмеченных букв | баллы |
низкая | 1000—1200 | 1 |
1201—1350 | 3 | |
удовлетворительная | 1351—1500 | 4 |
1501—1700 | 5 | |
1701—1850 | 6 | |
высокая | 1851—2000 | 7 |
2001—2050 | 8 | |
более 2150 | 9 1 |
Результаты, полученные у всех обследуемых, занести в таблицу протокола и сделать вывод согласно контрольным задачам. Оценить основные типологические свойства возбуждения и торможения — их силу, уравновешенность
и подвижность.
КОРРЕКТУРНАЯ ТАБЛИЦА ИВАНОВА-СМОЛЕНСКОГО
схавсхбвихнаиснхвхвкснаисвхвхвнансневхак
внхивснавсавснаекеахвкесвснаисаиснаехнвк
нхисхвхеквхивхеиснеинаиенкхкикхеквкисвхи
хакхнскаисвеквхнанснхекхиснаксквхквнавсн
нснаихаехкиснаикхехеиснахкекхвнснаихвикх
снаисвнкхваиснахекехснаксвеевеаиснаснкив
кхкекнвиснкхвехснаискесикнаеснкхквихкакс
аиснаехквенвхкеаиснкаикнвевнквхавеивисна
кахвенвнахиенаиквиеакеиваксвеиксиавахесв
нкеснксвхиесвхкнквсквевкниесавиехевнаиен
кеивкаиснаснаисхаквннаксхаиенаснаисвкхев
евхкхснеиснаиснквкхвекевквнаиснаиснкевкх
авснахкасеснаисесхкваиснасавкхснеисхихек
виквенаиенекхавихнвихкхехнвиснвсаехиснаи
нкехвивнаеиснвиаеваенхвхвиснаеиекаивекех
кеиснесаеихвкевеиснаеаиснквехикхнкеаисна
сакаеххевскхекхнаиснквевеснаисекхекнаисн
иснеиснвиехквхеивнакисхаиевкевкиехеиснаи
вхвксиснаиаиенаксхивхникиснаивеснакнехс
снаиквехквкесвкснхиаснаксхкхвхеаесксеаик
иснаехкехкеихнвхакеиснаикхвсхнвиехаесве
снаисаквснхаесхаиснаенкисхкехвхвекнеиецна
ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАМХКАХЕНАИЕНИКВКСНСНАИ
ЕХВКВИЕХАНЕХЕКВСНЕИСНВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС
ИСНАИЕИНЕВИСНАНВЕВХСИСВДИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ
КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ
ХВЕКХСИКИСЕХАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИС
АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСКА
ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКИКНАВСНЕКВХК
СНАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ
НАНСНХАВКЕВКХЕИИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ
КЕВХСНВИХНКВХЕКНСИЕНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАНСН
ВКЕВХАИСХАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА
КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ
АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ
ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ
ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ
НАНСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСИВЕХВЕИСНХВКХКВН
ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ
АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАНС
ОПЫТ 7. ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ» Цель работы. Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).
Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым студентом группы, а. Определить время (в сек.) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.
б. Определить среднее время поиска цифр в квадрате.
в. Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить
номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат — время
поиска всех цифр в соответствующем квадрате.
Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру часов, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости у разных студентов группы.
ОПЫТ 8. ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ
Ход опыта. Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые (вся группа) должны эти слова
классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице: химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.
Испытуемые считают количество слов, которые успели записать. Если количество записанных слов равно 32 — прием информации эффективен, если 31—29 — посредственный прием, если ниже 28 прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.
ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ
Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
вслух (с максимальной скоростью)
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
23 | 2 | 25 | 3 | 15 |
19 | 13 | 17 | 12 | 4 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 1 | 6 |
3 | 21 | 7 | 19 | 13 |
18 | 12 | 24 | 16 | 4 |
8 | 15 | 2 | 10 | 22 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
18 | 25 | 7 | 24 | 13 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
8 | 21 | 19 | 22 | 1 |
21 | 15 | 9 | 17 | 6 |
Предварительный просмотр:
Тест «Таблицы Шульте»
Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).
Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации.
- Определить время (в с) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.
- Определить среднее время поиска цифр в квадрате.
- Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат — время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.
Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию — работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследователь отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (таблица Шульте)
Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью)
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
23 | 2 | 25 | 3 | 15 |
19 | 13 | 17 | 12 | 4 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
9 | 9 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 1 | 6 |
3 | 21 | 7 | 19 | 13 |
18 | 12 | 24 | 16 | 4 |
8 | 15 | 2 | 10 | 22 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
18 | 25 | 7 | 24 | 13 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
8 | 10 | 19 | 22 | 1 |
21 | 15 | 9 | 17 | 6 |
Предварительный просмотр:
Тест Мюнстерберга на восприятие.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения задания - 2 мин.
БЛАНК:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.
В тексте содержится 25 слов.
Ключ:
б солнцевтргщоц районзгучновостьхэьгчя фактуек экзаментроч
ягшгцк прокуроргурстабюе теорияентсджэбьам хоккейтрсицы
фцуйгзх телевизорсолджщзхюэлгщьба памятьшогхеюжпждргщ
хэнзд восприятиейцукенгшщзхъвафыапролдб любовьавфырпл
ослдс пектакльячсмитьбюжюе радостьвуфцпэждлорпк народш
лджьхэшщ гиенакуыфйш репортажэждорлафывюефбь конкурс
йфячыцувскапр личностьзхжэьеюдшщглоджэпр плаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйф отчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасен лабораториягщдщнруцтргшщтлр основаниезщдэркэ
нтаопрукгвсмтр психиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт