Уроки музыки 7 класс
Уроки музыки в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simfoniya_no1_klassicheskaya_s.s.prokofeva.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке
7 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Музыкальный материал:Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева
Ход урока:
Тема урока: «Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева
- Познакомиться с теоретическим материалом :
Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.
Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена.С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».
-А сейчас мы узнаем прошлое и настоящее симфонии, и почему Симфонии №1
С.Прокофьева называется «классическая»;
Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта. Эта оживлённая первая часть, как и симфония в целом, отмечена лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального стиля. К примеру, изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна. Однако не стоит забывать, что это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.
Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и нарушении правил строгого голосоведения».
Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит лучшего качества».
Из-за событий, связанных с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.
Слушание симфонии №1 («Классическая») С.С.Прокофьева
ПЕРЕЙТИ ПО ССЫЛКЕ:
https://www.youtube.com/watch?v=3kPjjLm3ozM
- В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая».
- В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
- Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов, новизны гармоний.
- В финале звучит ослепительная радость.
- Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
Закрепление знаний
Напишите свое отношение к музыке симфонии Сергея Прокофьева (5-6 полных предожений)- прислать на электронный адрес: yuzhanina.natasha@yandex.ru
Можно использовать слова: оригинально, симфонизм, классическая форма, «колючие» темы, ослепительная радость, хореографические композиции.
В чем актуальность и современность этого произведения?
( события и действительность показанные в этом произведении, волнуют людей всегда обращались к теме человека его мыслям и чувствам)
Рефлексия
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке ( по 5 бальной шкале)
--Что изучили, чего достигли?
--Что было самым интересным на уроке?
--Что сегодня удалось?
-- В чем были сложности?
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!