"Йыл уҡытыусыһы" район конкурсы
"Башҡорт теле һәм әҙәбиәте йыл уҡытыусыһы - 2019" республика конкурсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Йыл уҡытыусыһы-2019"конкурсы муниципаль этабы положениеһы | 39.66 КБ |
"Йыл уҡытыусыһы-2019" конкурсы республика этабы положениеһы | 513.1 КБ |
Оҫталыҡ класы | 25.15 КБ |
"Йыл педагогы-2019"конкурсы муниципаль этабы һөҙөмтәһе | 609.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Положение о конкурсе «Педагог года -2019»
- Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса «Педагог года 2019», далее - Конкурс.
- Конкурс проводится Муниципальным казённым учреждением «Отдел образования Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан» и Архангельской районной организацией Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации.
- Победители районного конкурса " Педагог года 2019" принимают участие на следующих этапах профессиональных конкурсов, если предусмотрено проведение на региональных и всероссийских уровнях.
2. Цели и задачи конкурса
- Конкурс проводится в целях повышения значимости и престижа профессии педагогического работника, общественного и профессионального статуса педагогических работников и образовательных организаций, которые они представляют.
- Задачи конкурса:
-содействие профессиональному развитию педагогических работников;
-представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты обучения, воспитания и развития детей;
-создание условий для самовыражения творческой и профессиональной индивидуальности, реализации личностного потенциала;
-повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников района.
3. Участники конкурса
Участие в Конкурсе принимают педагогические работники образовательных организаций МР Архангельский район РБ по номинациям:
- «Учитель года-2019» - педагогические работники образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы. Участники конкурса должны иметь высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы по специальности более трех лет.
- «Учитель года родных языков-2019»- педагогические работники, преподающие родные языки. Участники конкурса должны иметь высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы по специальности более трех лет.
- «Педагог ДОУ-2019» - педагогические работники, реализующие программы дошкольного образования, имеющие стаж педагогической работы по специальности более трех лет.
- «Педагог дополнительного образования-2019» - педагогические работники дополнительного образования для детей, работающие в образовательных организациях более трех лет.
4. Организация и проведение конкурса.
4.1. Для руководства конкурсом создается организационный комитет (далее - Оргкомитет), состав которого утверждается приказом начальником МКУ «Отдел образования Администрации МР Архангельский район РБ»
На Оргкомитет конкурса возлагается:
- проведение инструктажа по организационным вопросам с участниками конкурса;
- решение организационных вопросов;
- формирование состава жюри, установление порядка его работы.
- Конкурс оценивают жюри, состав и порядок работы которых утверждается приказом начальника отдела образования. В состав жюри могут входить специалисты ОО, методисты, руководители ОО, заместители руководителей ОО, имеющие большой опыт практической и методической работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных мероприятий, руководители РМО, победители районных конкурсов педагогического мастерства.
- Номинация считается состоявшейся при наличии не менее трёх поданных заявок для участия в Конкурсе.
- Материалы о порядке проведения, сроки и результаты конкурсных испытаний выставляются на сайте МКУ «Отдел образования Администрации МР Архангельский район РБ»
5. Сроки проведения конкурса «Педагог года - 2019»:
- Конкурс проводится с 20 декабря 2018 года по 15 февраля 2019 года.
- Для регистрации участников Конкурса в Оргкомитет предоставляется личная заявка от конкурсанта на участие, согласие на обработку персональных данных и анкета участника районного конкурса "Педагог года 2019" в срок до 20 декабря 2018 года (Приложение №1, №2, №3).
- Конкурс проводится в 3 тура:
- тур - оценка теоретических материалов с 09.01.2019 г. по 19.01.2019 г.;
- тур - практический тур с 21.01.2019 г. по 31.01.2019 г.
- тур – заключительный этап 08.02.2019 г.
6.Награждение:
- В результате всех конкурсных испытаний жюри определяет абсолютного победителя в каждой номинации. По решению членов жюри могут быть определены победители по номинациям.
7. Конкурс проходит в 2 этапа: заочный тур и четыре очных тура.
7.1. Заочный тур «Интернет-ресурс»
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 (пяти) критериям, каждый из которых оценивается от 0 до 1 балла и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл - 5.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная насыщенность, безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, эффективность обратной связи, актуальность информации, оригинальность и адекватность дизайна.
Критерии оценивания конкурсного задания «Интернет - ресурс»
Критерии | Показатели |
Информационная насыщенность | Полнота информации. Методическая ценность материалов. Разнообразие форматов структурирования (текстовый, графический, звуковой и др.). Комплексность (для разных участников образовательного процесса). Тематическая организованность информации. Научная корректность. Методическая грамотность |
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды | Понятное меню (рубрикация). Удобство навигации. Разумная скорость загрузки. Языковая культура. Наличие инструкций и пояснений для пользователей (карты сайта, навигатор, подсказки, помощь). Защищённость пользователей. Адекватность образовательным целям. |
Эффективность обратной связи | Разнообразие форм для обратной связи. Доступность обратной связи. Наличие контактных данных. Пространство для форумов и обсуждений. Удобство использования механизмов обратной связи. Систематичность и адресная помощь (ответы на вопросы, комментарии). Регулярность обратной связи и количество вовлечённых пользователей (наличие информации о посещении сайта). |
Актуальность информации | Регулярность обновления информации. Связь информации с текущими событиями. Наличие информации о нормативно-правовой базе образования. Нестандартность информации. Возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ. Наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными |
возможностями здоровья и особыми потребностями. | |
Оригинальность и адекватность дизайна | Четкая информационная архитектура (логика расположения материалов). Грамотные цветовые решения (привлечение внимания, фон и анимация не мешают восприятию текстовых материалов). Оригинальность стиля (индивидуальность). Корректность обработки графики. Сбалансированность разных способов структурирования информации. Учёт требований здоровьесбережения в дизайне. |
7.2. Очные туры (первый, второй и третий):
7.2.1. Первый (очный) тур: «Урок».
Сроки проведения: январь 2019 г.
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметные уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент - 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри - 10 минут), который проводится в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения I тура конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического выполнения в соответствующих классах), В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 (десяти) критериям, которые включают набор показателей. Каждый критерий является равнозначным и оценивается от 0 до 10 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме выполнение задания автоматически оценивается в 0 баллов. Максимальный общий балл за выполнение задания - 100.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексия и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, ценностные ориентиры, метапредметность и межпредметная интеграция, самостоятельность и творчество.
Критерии оценивания конкурсного задания «Урок»
Критерии | Показатели |
Информационная и языковая грамотность | Корректность содержания и использования научного языка. Глубина знаний. Доступность и адекватность информации по объёму и сложности. Владение ИКТ и визуализация информации. Языковая культура учителя и направленность на развитие культуры речи обучающихся. Использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
Результативность | Эффективное достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации). Соотнесение действий с планируемыми результатами |
Методическое мастерство и творчество | Разнообразие методов и приёмов. Новизна и оригинальность подходов, нестандартность и индивидуальность учителя. Использование сравнительных и дискуссионных подходов, развитие умений аргументировать свою позицию и проектной деятельности. Разнообразие способов работы с информацией и использование разных источников. Соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов). |
Мотивирование к обучению | Использование различных способов мотивации. Умение заинтересовать и удивить. Системность и последовательность мотивации на уроке. Доброжелательная атмосфера. Использование проблемных ситуаций с опорой на жизненный опыт и интересы обучающихся. Поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями. |
Рефлексия и оценивание | Объективность и открытость оценивания. Разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе. Обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения. Понятность процедуры и критериев оценивания. Адекватность оценки и рефлексии проведенного урока. Понимание вопросов при самоанализе и точность ответов. Убедительное обоснование собственной позиции. |
Организационная культура | Постановка и понимание целей, задач и планируемых результатов урока. Наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий. Установление правил и процедур совместной работы на уроке. Обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования. Рациональное использование образовательного пространства и средств обучения. |
Эффективная коммуникация | Взаимодействие учащихся с учителем и между собой. Поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания разных точек зрения. Способность учителя задавать модель коммуникации на уроке. Использование вопросов на понимание. Развитие умений учащихся формулировать вопросы. Развитие навыков конструктивного диалога в том числе и при самоанализе проведенного урока. |
Ценностные ориентиры | Воспитательный эффект деятельности учителя на уроке. Обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания. Поддержка толерантного отношения к культурным особенностям. Создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности. Уважение достоинства учащихся. Обращение внимание на культуру здорового образа жизни и безопасного поведения. |
Метапредметность и межпредметная интеграция | Использование потенциала различных дисциплин при корректности содержания. Поддержка универсальных учебных действий разных видов. Понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от междисциплинарных связей. Системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов. Умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока. Адекватность интеграции предметов. |
Самостоятельность и творчество | Использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.). Создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения. Поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий. Решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке. |
Для воспитателей:
Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (регламент - 40 минут, из них 10 минут отводится для анализа проведенного мероприятия и ответов на вопросы жюри). Образовательная деятельность проводится на незнакомой группе воспитанников, на базе дошкольной образовательной организации района, определённого организационным комитетом конкурса. График проведения мероприятия определяет организационный комитет. Максимальное количество баллов - 100 Критерии оценивания:
информационная и языковая грамотность (10 баллов);
результативность (10 баллов);
методическое мастерство и творчество (10 баллов);
мотивирование к деятельности (10 баллов);
рефлексивность и оценивание (10 баллов); организационная культура (10 баллов);
эффективная коммуникация (10 баллов);
наличие ценностных ориентиров (10 баллов);
формирование целевых ориентиров дошкольного образования (5 баллов);
использование потенциала различных образовательных областей и корректность в их интеграции (5 баллов);
поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся (10 баллов);
7.2.2. Второй (очный) тур включает 2 конкурсных испытания: эссе «Я-учитель», «Мастер класс».
7.2.2.1. Конкурсное испытание: эссе «Я-учитель», «Я-воспитатель»
Сроки проведения: январь- февраль 2019 г.
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Формат проведения конкурсного испытания определяется оргкомитетом. Тема эссе объявляется в день проведения конкурсного испытания. Текст эссе до 6 страниц, время написания эссе в аудитории 2 часа. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 (семи) критериям, каждый из которых оценивается от 0 до 3 баллов и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл - 21.
Критерии оценки конкурсного испытания: языковая грамотность текста, обоснование актуальности, ценностная направленность, аргументированность позиции, формулирование проблем и видение путей их решения, рефлексивность, оригинальность изложения.
Критерии оценивания конкурсного задания эссе «Я - учитель»
Критерии | Показатели |
Языковая грамотность текста | Грамотность в области грамматики, орфографии и пунктуации. Культура письменной речи. Понимание лексического значения слов. Соблюдение логики изложения. Корректность использования терминологии. |
Обоснование актуальности | Профессиональный кругозор и широта взгляда. Понимание современных тенденций развития образования. Опора на вызовы времени и запросы социума. Использование примеров из собственной педагогической практики. Глубокое понимание рассматриваемых вопросов. |
Ценностная направленность | Понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие собственной мировоззренческой позиции. Внимание к вопросам воспитания. Обращение внимание на развитие гражданских качеств обучающихся. Отделение значимого от второстепенного. |
Аргументированность позиции | Чёткость аргументации, отделение фактов от мнений. Использование иллюстрирующих примеров. Обоснованность положений. Понимание причинно-следственных связей. Взаимосвязь элементов в общей композиции и структуре работы. Наличие выводов и обобщений. |
Формулирование проблем и видение путей их решения | Чёткость и обоснованность при определении существующих проблем. Способность выделять значимое и конструктивность. Собственные находки и оригинальные суждения (предложения). Нестандартность и реалистичность предлагаемых решений. |
Рефлексивность | Понимание смысла педагогической деятельности (способность к самоанализу). Анализ и оценка собственного видения роли образования. Опора на опыт. Способность находить проблемные зоны и точки роста в своем профессиональном и личностном развитии. |
Оригинальность изложения | Художественный стиль и нестандартность изложения. Эмоциональное воздействие текста. Яркость и образность изложения. Ясность и целостность изложения. |
7.2.2.2. Конкурсное задание «Мастер-класс».
Сроки проведения: январь- февраль 2019 г.
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент: выступление конкурсанта - до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника - до 5 мин.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 (десяти) критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется от 0 до10 баллов, максимальный общий балл - 100.
Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.
Критерии оценивания конкурсного задания «Мастер-класс»
Критерии | Показатели |
Актуальность и методическое обоснование | Доказательство значимости и актуальности рассматриваемых вопросов. Убедительность и аргументированность педагогической позиции. Оригинальность и новизна технологий, методов и приёмов. Технологичность и практическая применимость. Разнообразие подходов и их грамотное сочетание. |
Творческий подход и импровизация | Нестандартность решений в решении педагогических задач и способность удивить. Проявление педагогической индивидуальности. Композиционное построение выступления, личный имидж, выразительность и артистизм. Удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры). Интерес и создание профессионального пространство для обсуждения. |
Исследовательская компетентность и культура | Видение актуальных и нестандартных проблем в образовании. Способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы. Понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов. Выход за пределы одного учебного предмета - широта видения. Использование сравнительных подходов. |
Коммуникативная культура | Активное взаимодействие и контакт с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога. Способность задавать модель коммуникации. Толерантное отношение к различным позициям, уважение различных точек зрения. Владение культурными нормами и традициями (в том числе и своего региона). Эффективные механизмы обратной связи. |
Рефлексивная культура | Умение оценить выбор методов и достигнутые результаты. Осознание педагогической деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте. Осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования опыта преподавания. Адекватность оценки и рефлексии проведённого мастер-класса, точность ответов на вопросы. |
Информационная и языковая культура | Корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, глубина знаний по теме. Разнообразие источников информации (в том числе использование электронных образовательных ресурсов). Структурирование информации в разных форматах. Удачная обработка и представление информации. Грамотность речи. Образность и ассоциативное мышление. |
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность | Понимание ценностных аспектов образования. Поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям. Поддержка безопасного поведения и культуры здорового образа жизни, ценностей морально-нравственной и гражданско- патриотической направленности. |
Метапредметность и межпредметная интеграция | Разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал. Доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации). Системность и целесообразность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции |
Развивающий характер и результативность | Опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию. Поддержка индивидуальных образовательных маршрутов. Учёт разнообразных образовательных потребностей. Использование инклюзивного подхода. Разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные). |
Проектные подходы | Четкое планирование работы. Выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и прогнозируемых результатов). Конструктивность и видение реалистичных путей решения проблем. Наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности. Моделирование ситуаций. Подведение итогов (анализ и осмысление). |
7.2.3. Четвертый очный тур: «Круглый стол образовательных политиков». Срок проведения: 30 марта 2018 года.
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного испытания: круглый стол образовательных политиков (регламент - 60 минут), который проводится с участием начальника отдела образования. Тема «круглого стола» объявляется участникам Конкурса за 12 часов до начала конкурсного испытания.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 (пяти) критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется от 0 до 5 баллов, максимальный общий балл - 25. Все критерии равнозначны, независимо от их последовательности и количества показателей в каждом.
Критерии оценки конкурсного испытания: понимание тенденций развития образования, масштабность и нестандартность суждений, обоснованность и конструктивность предложений, коммуникационная и языковая культура, Наличие ценностных ориентиров и личная позиция.
Критерии оценивания «Круглый стол образовательных политиков».
Критерии | Показатели |
Понимание тенденций развития образования | Понимание проблем развития образования, широта педагогического кругозора. Умение анализировать и осмысливать достижения науки и практики в образовании. Разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений. Видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования. Знание новостей и событий, происходящих в образовании. |
Масштабность и нестандартность суждений | Понимание вызовов времени и запросов социума. Нестандартность, оригинальность идей и предложений. Умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах. Творческий подход. Собственное видение конструктивных решений существующих проблем. |
Масштабность и нестандартность суждений | Понимание вызовов времени и запросов социума. Нестандартность, оригинальность идей и предложений. Умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах. Творческий подход. Собственное видение конструктивных решений существующих проблем. |
Обоснованность и конструктивность предложений | Способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем. Реалистичность и последовательность предложений. Убедительность, последовательность и чёткость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность). Понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога |
Коммуникация и языковая культура | Умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам. Корректное использование понятийного аппарата. Уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям. Понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению. Убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции |
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция | Понимание ценностных ориентиров современной системы образования. Понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности. Обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни. Раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности. Обращение внимание на формирование гражданской позиции в системе образования. |
По итогам конкурса по сумме набранных баллов предыдущих этапов Конкурса определяются финалисты конкурсов
Победителем конкурса признается участник из числа финалистов конкурсов, набравший наибольшее количество баллов в заочном и очном этапах конкурса.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Хәйерле көн, хөрмәтле жюри ағзалары, коллегалар! ( 1 слайд ).
Мин оҫталыҡ дәресемде “Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәренә ҡыҙыҡһыныуҙы арттырыу сараһы булараҡ проект технологияһы алымдарын ҡулланыу ” тип атаным. ( 2 слайд).
XXI быуатта йәмғиәттә белем интеллектуаль байлыҡҡа һәм иҡтисадтың төп ресурсына әүерелә бара. Хәҙер кешеләрҙең белеме, ижади эше, оҫталыҡ дәрәжәһе, киң мәғәнәһендә булдыҡлылығы беренсе урынға сыға. Шуға ла уҡыусыларҙы заманға лайыҡлы булып йәшәргә, белем алырға һәм эшләргә өйрәтеү уҡытыусыларға, тәрбиәселәргә бәйле икәнлеген аңлайбыҙ. Ә нисек итеп һәр уҡыусыға юғары сифатлы белем бирергә, һәр балаға шәхес булып формалашыуына йоғонто яһарға, уҡыуға ҡыҙыҡһыныусанлыҡты арттырырға? Әлеге проблеманы хәл итеү өсөн уҡыу-уҡытыу процесында заман талаптарына яуап биргән яңы алымдар, технологиялар ҡулланыу мөһим. Яңы технологияларҙы уҡытыу процесында файҙаланыу – белем биреү сифатын күтәреүҙә бик һөҙөмтәле сара ул. Сөнки улар уҡыуға ҡыҙыҡһыныу тыуҙыра, уҡыу материалын тәрәнерәк үҙләштереү теләге булдыра, уҡыусыларҙың ижади һәләтен үҫтереү мөмкинлеген бирә.
Ошондай яңы алымдарҙың береһе – проект технологияһы. ( 3 слайд ) Проектлау методы – педагогик процесты планлаштырыуҙа ҡулланыла торған үҙенсәлекле методик система ул. Проект һүҙе белем биреү процесын алдан күҙаллау тигәнде аңлата. Ысынлап та, дәрестә өйрәнеләһе материалдың йөкмәткеһен, уҡытыусының һәм уҡыусының дәрестәге эшмәкәрлеген, эш алымдарын, көтөлгән һөҙөмтәләрҙе алдан билдәләп ҡуйыу проектлау методының төп асылын тәшкил итә. Ул эште алдан планлаштырыуҙы, эҙмә-эҙлекле этаптар буйынса ойоштороуҙы һәм ҡатмарлаша барған практик эштәрҙе башҡарып, балаларҙа үҙ аллы эшләү күнекмәләрен үҫтереүҙе һәм төрлө күҙәтеү алымдарын ҡулланыуын күҙ уңында тота.
Проект технологияһына нигеҙ һалыусылар булып Джон Дьюины ( 4 слайд) һәм Станислав Шацкийҙы атарға мөмкин. Билдәле америка фәлсәфәсеһе Джон Дьюи уҡыусының маҡсатҡа яраҡлы әүҙем эшмәкәрлектәренә, ҡыҙыҡһыныуҙарына таянып уҡыу-уҡытыу процесын алып барырға тәҡдим иткән. Ә рус педагогы Станислав Шацкий ( 5 слайд) 1905 йылда бер төркөм хезмәткәрҙәре менән проект методының беренсе элементтарын укытыу тәжрибәһендә ҡуллана башлай.
Нимәһе менән проект эше бөгөнгө көндә актуаль? ( 6 слайд ) Прект эше уҡыусыға автор һәм башҡарыусы ролен үтәргә мөмкинселек бирә, уларҙың логик фекерләүе, танып белеү, ижади һәләте, һөйләү һәм яҙма телмәре үҫешә.
Проект технологияһы менән уҡытыуҙың маҡсаты: ( 7 слайд) проект эше менән уҡыусының фекерләүен, ижади эшләү һәләтен үҫтереү, коммуникатив, интеллектуаль үҫешен тәьмин итеү, уларҙа әҙәп-әхлаҡ, толерантлыҡ тәрбиәләү, башҡорт теле дәрестәренә ҡыҙыҡһыныуҙы арттырыу.
Проект технологияһын төрлө маҡсаттарҙа, төрлө дәрестәрҙә ҡулланырға мөмкин. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә проект технологияһы эш барышында уҡыусының кәйефенә тәьҫир итергә һәм теманы өйрәнергә теләк уятырға тейеш. Проект методы уҡыусының ихтыяр көсөн, ижади мөмкинселектәрен үҫтереүгә булышлыҡ итә.
Проект методы нимәһе менән отошло? ( 8 слайд)
1)Проект технологияһының төрҙәре күп: уйын проекты, ижади проект, эҙләнеү проекты, информацион проект һ.б.
2) Проблемалыҡ. Проект эшләр алдынан беҙ һорау ҡуябыҙ: ни өсөн был эште башҡарабыҙ? Эш барышында һорауға яуап эҙләйбеҙ, аҙағында ошо һорауға яуап биреп, һығымта яһайбыҙ.
3) Теләк менән уҡыу. Уҡыусыларҙың был эштәрҙе башҡарыуға теләктәре барлыҡҡа килә. Ребус, кроссворд, иллюстрация һ.б. улар үҙҙәре ҙур теләк менән әҙерләп килә.
(9слайд) Прект технологияһы төрҙәренең береһе булған уйын проекты - минең дәресемдә йыш ҡулланған алымдарҙың береһе. Был алымды дәрестең төрлө этаптарында: теманы аңлатыу, нығытыу, ял минутын үткәреү һәм дәресте интенсивлаштырыу, активлаштырыу, телмәр эшсәнлеге төрҙәренә өйрәтеү маҡсатында файҙаланырға була. Уҡыусылар ниндәй ҙә булһа бер ситуация уйлап сығара (проекттың проблемаһы, маҡсаты билдәләнә), уҡыусы нимә өйрәнергә тейешлеге билдәләнә, төркөмдәрҙә эш ойошторола.
(10-17 слайдтар) Һуңғы ваҡытта эшмәкәрлегемдә телевизион уйындар ҡалыбында эштәр башҡарыуҙы практикаға индерә башланым. “Алтын тирмә”, “Үҙ уйының”, “Кем миллионер булырға теләй” кеүек уйындар уҡыусыларҙа ҙур ҡыҙыҡһыныу уята башланы. Бындай төр проекттарҙы башҡарғанда уҡыусылар актив ҡатнаша: үҙҙәре һорауҙар әҙерләй, презентация эшләй.
( 18,19 слайдтар) Мәҫәлән, “Әлләсе” телеуйыны ҡалыбында төҙөлгән уйын проекты.
Был уйын ҡалыбына ярашлы, проектты башҡарыу өсөн дәрескә бер төркөм уҡыусылар менән маршрут картаһы төҙөйбөҙ, йәки үтәсәк юлды билдәләйбеҙ. Икенсе төркөм уйын өсөн һүҙҙәр яҙып, карточкалар әҙерләй. Уйын шарты буйынса, ике команда алмашлап, 1 минут эсендә берәмләп мөмкин тиклем күберәк һүҙҙе аңлатырға тейеш була. Бер һүҙ – 1 очко. Әгәр аңлата алмай икенсегә күсә икән – очколар һуңынан алына. Нисә һүҙ аңлата ала, шунса очкоға маршрут битендә алға күсә. Шулай итеп кем беренсе булып юлды үтеп, һуңғы нөктәгә барып етә, шул еңеүсе була. Был алымды исем, ҡылым һүҙ төркөмдәрен үткәндә йәки кластан тыш сараларҙа ҡулланырға була. Хәҙер ошо эште бергәләп башҡарып ҡарайыҡ.
(“Әлләсе” уйыны)
( 20 слайд) Шулай итеп, уйын алымының эффекты нимәлә?
- Был уйын уҡыу процесын активлаштыра, уҡыусыларҙа уҡыуға позитив йүнәлеш булдыра,
- Уҡыусылырҙың аң — белем даирәһе киңәйә,
- үҙаллылыҡ, ихтыяр көсө тәрбиәләнә.
- иғтибар, хәтер, фекерләү, телмәр үҫтерелә, һүҙлек байлығы арттырыла.
( 21 слайд) Проект технологияһының тағы бер төрө - Ижади проект. Уҡыусылар үҙҙәре бирелгән тема буйынса проект төҙөйҙәр. Ул презентация, видеофильм, һүрәт, буклет, китапсыҡ, ниндәй ҙә булһа сценарий һәм башҡа формаларҙа булырға мөмкин. Был проект та яңғыҙ йәки төркөмдәр менән дәрестә лә, өйҙә лә башҡарылырға мөмкин.
Хәҙер һеҙҙе сценарий төҙөүҙең бер ысулы менән таныштырып китәм. Бының өсөн беҙ ике төркөмгә бүленәбеҙ. Бер төркөмгә үҙем әҙерләп килтергән текст бирәм. Был төркөмдөң бурысы – 2 минут эсендә бирелгән текстан сығып, сценарий төҙөү. Икенсе төркөм шул арала төрлө персонаж булып кейенә. Бының өсөн ҡул аҫтында булған әйберҙәрҙе, музей әйберҙәрен, маскалар ҡулланырға була.
Бирелгән ваҡыт үткәс, беренсе төркөм үҙенең төҙөгән сценарийын уҡый башлай. Ә икенсе төркөм шул ваҡыт сәхнәләштерә бара. Был импровизация була. Һуңынан ниндәй әҫәр өҙөгө, авторы тураһында әйтеп ҡуйырға тейештәр.
( 22 слайд) Видео күрһәтеү.
Бындай эш алымы уҡыусыларҙың фекерләүен, ижади һәләтен, һөйләү телмәрен, актерлыҡ һәләтен дә үҫтерә. Уны дәрестәрҙә, кластан тыш сараларҙа ҡулланырға була. Бындай эш дәрескә ҡыҙыҡһыныу уятыуҙа ла эффектив алым булып тора.
Йомғаҡлау. (23 слайд)
Шулай итеп, башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә проект технологияһының әһәмиәте бик ҙур:
-телде өйрәнеүгә теләк уята;
-ижади эшләргә, төрлө сығанаҡтарҙы ҡулланып, үҙ аллы мәғлүмәт табырға өйрәтә;
-уҡытыусы контролер ролен түгел, ә консультант ролен үтәй;
-уҡыусыла конкрет проект буйынса конкрет эшкә индивидуаль һәм коллектив яуаплылыҡ уята;
-бергәләп эшләү уҡыусыға башланған эште аҙағына тиклем еткерергә, эш һөҙөмтәһен документаль күрһәтергә өйрәтә.
Бындай эш төрҙәре, алымдары Федераль дәүләт белем биреү стандарттары талаптарына яуап бирә. (24 слайд)