Журбина Лилия Викторовна

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории, стаж работы - 18 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе на тему: «Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ «Хамелеон».7 класс. 1 урок.

Урок разработан учителем  русского языка и литературы  МОУ Кудиновская СОШ Журбиной Л.В.

Цели:

1. Обучающая: расширить знания учащихся о биографии и творчестве А.П.Чехова- писателя-земляка. ( Природа в творчестве Чехова. Тема тяжёлого детств .  Юмор и сатира в произведениях Чехова).

2. Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с художественным произведением, с критической статьёй, посвящённой биографии писателя; развивать умение частичного анализа художественного произведения.

З. Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю,  родной природе, чувство прекрасного непосредственно через рассказы Чехова о  природе.

Оборудование: презентация «А.П. Чехов. Жизнь и творчество», выставка книг с произведениями А.П. Чехова, карта Ростовской области.

План урока: 1. Чехов в родном городе. Биография А.П. Чехова.

                      2. Чеховское наследие.

                      3. Тема детства в творчестве А.П.Чехова.

                      4. Родная природа в творчестве писателя.

                    5. Юмор. Сатира. Знакомство с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон»; частичный  анализ                 произведения.

                                                                    Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся  с биографией и творчеством писателя, нашего земляка А.П. Чехова. Более подробно остановимся на  рассказе «Хамелеон». Будем учиться анализировать это произведение.

   2. Основная часть урока

  - Антон Павлович Чехов – великий русский писатель –прозаик, сатирик, писавший как для детей, так и для взрослых. Об очень важных жизненных проблемах и вопросах он пишет так доступно и легко, прибегая к юмору, что произведения понятны и детям и взрослым. А.П. Чехов – наш земляк, родился на Донской земле, вот поэтому мы должны хорошо знать биографию и творчество этого писателя. .( Слайд №1)

1.  Биография Чехова.

Сообщение учащегося.Чехов в Таганроге.(Приложение№1)

- Как обстановка в семье повлияла на дальнейшее творчество писателя?

- О чём он напишет впоследствии в своих произведениях? ( о детстве, о тяжёлом детстве)

- У Чехова была непростая биография. Покидая Таганрог, куда он отправляется? (В Москву).

- Сообщение учащегося о дальнейшей биографии А.П. Чехова.( Приложение №2)

- Какой вывод мы можем сделать, прослушав биографию?

   Антону Павловичу суждено было прожить на земле не так уж много времени. Но и за этот короткий период жизни он создал большое количество прекраснейших произведений, почву для написания которых  Чехов брал из реальной жизни.

2.Чеховское наследие.

- Какие произведения писал Чехов ?

  Все произведения Чехова отличаются многожанровостью. Т.е он писал повести, рассказы, очерки (из своей врачебной практики), пьесы.

  Тематика чеховских произведений также разнообразна. Очень много произведений посвящены детям ( теме тяжёлого детства), теме Родины, родного края, природе. А ещё  Чехов писал юмористические рассказы,  высмеивая пороки людей..

Выставка книг. Показ слайдов. (Слайд№10)

- Рассказы: «Ванька Жуков», «Спать хочется», «Устрицы» -  тема детства;

                   « Степь», «В овраге» - тема природы;

                  « Хамелеон»  - высмеивание  вредных пороков людей;

- Пьесы: «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня» - о важных вопросах жизни.

3. Тема детства в произведениях Чехова.(Слайд№11)

    -Итак, одна из центральных тем - тема детства. Воспоминания о своём детстве не покидали А.П.Чехова.

      - Какие произведения о детях вы читали? Расскажите о них. Какова тема рассказа, прочитанного вами? (Рассказы детей)

         - Что объединяет эти рассказы?

(Тема детства/ тяжёлого детства/ о  детях, у которых не было счастливого детства, которые должны были с раннего возраста батрачить на хозяев  и получать в качестве вознаграждения оплеухи, побои). Это как раз то впечатление, что осталось в памяти Чехова от своего детства.

4. Родная природа в творчестве писателя.

- Но и эта тема была не единственной в творчестве Чехова. Другой, не менее важной, была тема родной природы.

   Проживая в такой прекрасной местности с живописной природой, Чехов не мог не воспеть её в своих произведениях.

  Звучит  «Лунная соната» Бетховена и  читается наизусть отрывок из рассказа «Степь».(Слайд№12)

«…Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились стрижи, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, и со своим «трр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку…»

- Нельзя не восхищаться такими картинами природы, которые предстают перед нами на страницах чеховских произведений.

5.  Юмор. Сатира. Знакомство с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон»; частичный  анализ    произведения.

- Но и этой темой (темой родной природы) не заканчивается разнообразие чеховских рассказов, повестей, пьес. Во многих из них он смеётся над вредными пороками людей (ханжество, лицемерие, ложь, скупость, жадность, хамелеонство).

 - Дайте лексическое толкование слов ЮМОР, САТИРА. (Слайды №13-№14)

- А что обозначает слово «хамелеон»?

- Кто это?

- Сегодня мы с вами познакомимся с юмористическим рассказом Чехова «Хамелеон». Прежде, чем вы посмотрите инсценировку рассказа, обратите внимание на вопросы (Слайд№ 15)

- В чём смысл заглавия рассказа "Хамелеон"?

- Кого в рассказе А.П.Чехова можно назвать "хамелеоном"?

- Каково авторское отношение к героям рассказа "Хамелеон"?

- Актуальны ли проблемы, затронутые Чеховым в рассказе, в наши дни?

(/Чехов высмеивает «хамелеонство» в лице Очумелова и толпы. /Эти пороки, проявляемые людьми в разных жизненных ситуациях, сохранились и до наших дней/)

6.

 Мы убедились, что Чехов – мастер слова, говорящий в шуточной форме о серьёзных вещах. Это под его пером встают перед нами прекраснейшие картины природы и тяжелейшие картины детского труда. Это над его произведениями люди одновременно и плачут и смеются. Это о нём, о Чехове, Л.Н. Толстой сказал:

« Чехов – несравненный художник. У него всё правдиво до иллюзий. Когда я читаю Чехова, мне кажется, что я не только вижу его героев, но и слышу их голоса. Чехов создал новые, совершенно новые для всего мира, формы писания, подобных которым я не встречал нигде».

- Мы будем продолжать изучение жизни и творчества писателей – земляков: Шолохова, Закруткина, Лебеденко, Калинина и других. Писателей, создавших свои произведения на нашей Донской земле.

         Зелёный лес и меловые горы,

         Меж ними серебрится Тихий Дон,

        По сторонам бескрайние просторы,

        А в небе птиц весёлых перезвон…

7. Рефлексия

- Ребята, вы неплохо поработали на уроке и при подготовке к нему, поставьте каждый себе ту оценку, какую на ваш взгляд вы заслужили. Не завышая и не занижая.

8. Домашнее задание:

- Чтение рассказа по ролям.(Все учащиеся)

- Прочитать статью А.И. Ревякина «Антон Павлович Чехов». Составь план (индивидуально)

         

                     

Приложение№1

 Чехов Антон Павлович (1860—1904), писатель. Родился в Таганроге 17 января 1860 года . (Слайд№2) Дед Чехова по отцу, крепостной из Воронежской губ., выкупил себя с семьей на волю и в конце жизни служил управляющим имением; детские впечатления Чехова от поездки к деду через приазовскую степь отразились в рассказах «Красавицы», «Счастье», повести «Степь». Отец Чехова владел в Таганроге небольшой бакалейной лавкой. (Слайд №3) В его натуре соединились стремление «выйти в люди» с непрактичностью и неумением вести дела, художественная одаренность — с властностью и деспотичностью по отношению к домашним. У Чехова было четыре брата и сестра. Сыновья должны были помогать отцу в торговле, а также петь в организованном им церковном хоре. Наказания розгой, семейный деспотизм рано выработали в Чехове отвращение к несправедливости и насилию, обостренное чувство достоинства, стремление к независимости. Мать Чехова, также внучка выкупившегося на волю крестьянина-крепостного, вносила в семью начала мягкости и человечности. «Талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери», — говорил впоследствии Чехов. Из радостей детства ему навсегда запомнились купание в море, рыбалка, ранняя весна на Дону, ловля щеглов. Яркая способность к импровизации и подражаниям проявлялась в сценках, домашних представлениях, которые Чехов сочинял и разыгрывал с братьями. Учение вначале в греческой школе, а затем в классической гимназии особого интереса у Чехова не вызывало. Гораздо большее влияние на его духовное становление оказали театр и библиотека. Завсегдатаем галерки Таганрогского театра Чехов становится с 13-летнего возраста; в исполнении местных трупп и заезжих знаменитостей он имел возможность увидеть на сцене русский классический репертуар, пьесы Шекспира, современные водевили и мелодрамы. В обширный круг чтения юного Чехова вошли Сервантес, Гюго, Тургенев, Гончаров, естествоиспытатель Гумбольдт, философ Бокль и наряду с ними разнообразные юмористические журналы и сборники. В 1876 отец Чехова, окончательно разорившись, бежал от долговой тюрьмы в Москву, туда же уехала мать с младшими детьми. Антон остался в Таганроге и должен был зарабатывать уроками средства на жизнь и учение и еще высылать небольшие денежные переводы семье. К этим годам относятся известные нам лишь по названиям литературные опыты Чехова. Гимназистом он выпускает рукописный журнал с карикатурами «Заика», какие-то юморески посылает под псевдонимами в столичные журналы (печататься Чехов начал, очевидно, не позже 1878), пишет несохранившиеся комедии «Нашла коса на камень» и «Недаром курица пела» и создает большую драму «Безотцовщина».

Приложение№2

      В 1879 Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Сразу по приезде в Москву Чехов принимает на себя заботы о родителях и младших, почти единственным средством существования семьи становятся его литературные заработки. Занятия в университете Чехов соединяет с разнообразной и непрерывной литературной работой.

Серьезные надежды Чехов связывал с привезенной в Москву (и, возможно, здесь переработанной) своей большой драмой. Сохранился единственный список этой пьесы, без титульного листа; в наши дни в разных изданиях и постановках она получала заглавия «Платонов» (по имени главного героя), «Пьеса без названия», «Безотцовщина». Первая пьеса Чехова построена как проблемное произведение о современном человеке. В пьесе много разговоров о проблемах и событиях эпохи, она чрезвычайно велика по объему и наполнена внешними эффектами, но в ней уже угадываются многие мотивы, прошедшие потом через все творчество Чехова. Посланная ведущей актрисе Малого театра М. Н. Ермоловой, пьеса была возвращена, очевидно, непрочитанной; после этого Чехов предал ее забвению, а при его жизни она оставалась никому не известной. Попытка войти в русскую литературу с серьезным, проблемным произведением оказалась неудачной. Но изначальные особенности таланта Чехова — юмор и наблюдательность — позволили ему не отступить, а пойти иным путем, завоевав сначала юмористические журналы и газеты.

 Первые известные опубликованные произведения Чехова «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» (Стрекоза. 1880, 9 марта) — пародии, излюбленный жанр юмористических журналов. Пародии составляют приблизительно половину первого сборника произведений Чехова «Шалость», подготовленного им к печати в сер. 1882, но не увидевшего свет. Выбирая свою позицию в литературе, нащупывая свою тему, молодой Чехов пробует себя одновременно и в серьезных, и в юмористических жанрах. Опытом психологического повествования стали повести «Живой товар» и «Цветы запоздалые».Чехов откликается на «деревенскую тему», одну из главных в русской литературе 80-х (рассказ «За яблочки», связанный с традициями еще антикрепостнической сатиры; в ином социально-психологическом ключе — рассказ «Барыня»), задумывает цикл «Сельские картинки» (рассказ «Суд»). Особенно интересует Чехова мир артистов: 6 рассказов на эту тему составили его сборник «Сказки Мельпомены» (1884); и здесь комическая и серьезная установки распределяются приблизительно поровну. Два наиболее крупных по объему произведения Чехова первых лет — повесть «Ненужная победа» (1882) и «уголовный» роман «Драма на охоте» (1885), имея внешние признаки пародий, перерастают чисто пародийную задачу, содержат начатки психологизма, жанровых и пейзажных описаний. Но при всем стилевом разнообразии ранних произведений Чехова в них преобладает стихия юмора. В рассказе «Марья Ивановна» (1884), своего рода автокомментарии к раннему творчеству, Чехов относит себя к числу «литературных поденщиков», «завсегдатаев юмористических журналов», «пишущих по смешной части». Все эти произведения печатаются под псевдонимами «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моего брата» и др. — всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.

С сер. 1884, времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в н. 1888 Чехов создал более 350 произведений. Слайд№4

Подвигом самого Чехова стала поездка на Сахалин в 1890. Чехов решил ехать на Сахалин как раз тогда, когда к нему пришел прочный читательский успех и он был признан самым талантливым среди нового поколений русских писателей. Но роль популярного беллетриста, произведения которого нравятся публике, уже не могла его удовлетворить. Как художник и гражданин, он созрел для того, чтобы говорить современникам суровые истины о действительности, бросить вызов иллюзиям, разделяемым всеми в «образованном обществе». Для этого он решил взвалить на себя «непрерывный полугодовой труд, физический и умственный», взглянуть на Россию с ее каторжной окраины, на места «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». Чехов преодолевает нелегкий путь через всю Россию, на Сахалине за 3 месяца проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения, заполняет около 10 тыс. статистических карточек. Поездка на Сахалин обострила туберкулезный процесс, первые признаки которого дали о себе знать еще в студенческие годы. Обратный путь Чехов проделал на пароходе через Индийский океан, о. Цейлон, Красное море. В следующем, 1891, Чехов получил возможность еще раз взглянуть на русскую жизнь со стороны: во время поездки в Европу он посещает Вену, города Италии и Франции. Зимой 1891—92 Чехов участвует в помощи голодающим крестьянам Воронежской губ. Общественной деятельностью Чехов занимается с первых месяцев его жизни в небольшом подмосковном имении Мелихово( Слайд№5), где он поселился с родителями весной 1892. В мелиховский период Чехов лечит крестьян, в холерные 1892 и 1893 заведует врачебным участком, открывает медицинский пункт, строит несколько школ, пишет.1897-99 - участие во всеобщей переписи населения, работа участковым врачом во время эпидемий холеры. Создает пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры".

1901 -  женился на актрисе художественного театра О. Л. Книппер.( Слайд №6)

1902 -  вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким. Вместе с В. Г. Короленко в знак протеста против отмены Николаем Вторым избрания Горького почетным академиком отказался от звания почетного академика, присужденного ему в 1900 г. (слайд №7)

1903-04 -  пишет пьесу "Вишневый сад".

1904, июнь - А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался .(Слайд№8)

2  июля 1904 год А. П. Чехов похоронен в Москве.( Слайд№9)

МОУ Кудиновская СОШ

Урок по литературе на тему

«Антон Павлович Чехов.

Жизнь и творчество. Рассказ «Хамелеон».

7 класс. 1 урок.

                                                                                     

Учитель русского языка

и литературы  Журбина Л.В.

2009 год


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов 1860-1904 сверкающий…печальным юмором серьезный Чехов И.Северянин

Слайд 2

Детские годы Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов Семья Чеховых 1874 год.

Слайд 3

Лавка Чеховых

Слайд 4

С середины 1884, времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в начале 1888 года Чехов создал более 350 произведений

Слайд 5

Музей - заповедник А . П . Чехова (Мелихово).

Слайд 6

А.П. Чехов с женой О. Л. Книппер

Слайд 7

А.П. Чехов и М. Горький Ялта. 1902 год

Слайд 8

Отель "Зоммер", где 2 июля 1904 года скончался А . П . Чехов

Слайд 9

Могила Чехова

Слайд 13

Сатира не утверждает, а отрицает явление, подчёркивает несостоятельность объекта смеха. Сфера сатиры – преимущественно явления общественной жизни. Сатира возникает тогда, когда несостоятельные претензии лиц или целой общественной группы опасны для других людей, враждебны интересам общества, художественно выявляются и беспощадно высмеиваются в их подлинном значении. сатира

Слайд 14

Юмор – весёлый, порой ироничный смех, фиксирующий несоответствие явления общепринятым представлениям о конкретном событии. Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки. О юморе речь идёт тогда, когда претензии человека или группы людей не опасны, безвредны для других людей и вызывают лишь улыбку или весёлый смех по поводу своих заблуждений. Юмор

Слайд 15

- В чём смысл заглавия рассказа "Хамелеон"? - Кого в рассказе А.П.Чехова можно назвать "хамелеоном"? - Каково авторское отношение к героям рассказа "Хамелеон"? - Актуальны ли проблемы, затронутые Чеховым в рассказе, в наши дни?

Слайд 16

« Чехов – несравненный художник. У него всё правдиво до иллюзий. Когда я читаю Чехова, мне кажется, что я не только вижу его героев, но и слышу их голоса. Чехов создал новые, совершенно новые для всего мира, формы писания, подобных которым я не встречал нигде». Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?» Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями. Р. Рождественский.

Слайд 2

Великая Отечественная война 1941-1945

Слайд 3

Великая Отечественная война 1941-1945

Слайд 4

У войны не детское лицо…

Слайд 5

У войны не детское лицо…

Слайд 7

Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца… К. Симонов

Слайд 8

« Мама спит. Мама спит….»

Слайд 9

Они стояли, куча дикарей, И хриплыми смеялись голосами….

Слайд 10

Я, мама, жить хочу. Не надо , мама!

Слайд 12

Опять война, Опять блокада….

Слайд 13

Татьяна Савичева

Слайд 14

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёша умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7. 30 утра 1942 года

Слайд 15

Савичевы умерли . Умерли все. Осталась одна Таня.

Слайд 16

Юные патриоты Герои Советского Союза Зина Портнова

Слайд 17

Юные патриоты Герои Советского Союза Валентин Котик

Слайд 18

Юные патриоты Герои Советского Союза Марат Казей

Слайд 19

Юные патриоты Герои Советского Союза Голиков Леонид

Слайд 20

Афганистан

Слайд 21

Чечня

Слайд 22

9 мая – день Победы

Слайд 23

9 мая – день Победы


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности». М.А. Шолохов.

Слайд 2

Михаил Александрович Шолохов 1905 – 1984гг.

Слайд 3

Мемориальный дом М.А. Шолохова в х. Кружилине Среди шести материков В краю, где плещет Дон, Стоит на стыке двух веков Соломой крытый дом. Я низко кланяюсь ему, Не постучав в окно. Другие люди в том дому Живут давным-давно. Но та же в окнах синева. И так же помнит дом того, Кто первые слова Здесь начинал с трудом. В. Фирсов

Слайд 4

Родители Миши Анастасии Даниловна Кузнецова и Александр Михайлович Шолохов с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Слайд 5

В начале 1924 года М . Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую

Слайд 6

По мотивам "Донских рассказов" М . Шолохова

Слайд 7

Всю Великую Отечественную войну Шолохов был со своим народом на фронтах...

Слайд 8

М . Шолохов , А.Фадеев и Н. Петров на фронте у генерала И.Конева

Слайд 9

Книги о войне

Слайд 10

Шолохов в кругу своей семьи

Слайд 11

обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы

Слайд 12

Две жизни – две судьбы

Слайд 13

кадры из фильма «Тихий Дон»

Слайд 16

… Пойдешь в станицу – на горе она, Спешат в сельпо казачки в полушалках. Все незнакомые, и это жалко … Узнать бы мне прохожих имена. Хотелось бы немедля угадать: В бордовой кофте или в кофте синей Мелькнула за левадою Аксинья, И сколько лет ей можно нынче дать? Светлеет небо к полудню, и ясней Станица вся приподнята на взгорье, А голубое в зелени подворье Как бы взлетело голубем над ней.

Слайд 17

- Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

Слайд 18

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин). Вручение М . Шолохову ордена Димитрова. Вручение М . Шолохову ордена Димитрова. Вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии

Слайд 19

Памятные места