Волгина Ольга Владимировна

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, стаж работы 15 лет.

2892
img_0673.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Анализ
контрольной работы № ____
дата ___________________________________
тема ___________________________________
тип работы _____________________________
предмет _______________________________
класс ___________
по списку ______________
писали работу ___________
получили оценки:

Список

Оценки

Оценки за пред. работу

      =

Качество обученности _______
Успеваемость ______________
Допустили ошибки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: __________________________________________



Предварительный просмотр:

МОУ Кудиновская ООШ

Обобщение
по теме «Имя числительное»

 (Урок повторения и обобщения темы «Имя числительное»

                                             Урок подготовила и провела
                                          Волгина Ольга Владимировна

2012 г.

Цели:
1
. Повторение и систематизация знаний об имени числительном.                           2.Развитие навыка употребления числительных в речи.
3. Воспитание самооценки, интереса и любви к своему языку.

Методы и приёмы:
- языковой анализ текста;
- тестовая работа;
- создание собственных текстов (синквейн);
- анализ какографического текста;
- работа с интерактивной доской.

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация к уроку;
  2. мультимедийный проектор, экран;
  3. компьютер;
  4. печатный конспект уроку;
  5. опорные конспекты;
  6. раздаточный материал (тексты, тесты)

                                                ХОД УРОКА
Актуализация
СЛАЙД 1

- На столах перед вами лежат листочки со словами. Прочтите по очереди слова: журналист, редактор, учитель, диктор, ведущий, писатель, экономист, бухгалтер.
- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Профессии)
- А какое отношение имеют эти профессии к теме, которую мы сейчас изучаем? (Люди этих профессий, употребляя имена числительные в речи, не имеют права ошибаться в склонении числительных)
- А если вы никогда не сделаете выбор в пользу данных профессий, значит, вам не надо знать, как правильно употреблять в речи числительные?
СЛАЙД 2

- Для чего ученику 6 класса надо знать склонение числительных и правильно употреблять их в речи? (Тема «Имя числительное» - одна из труднейших в курсе русского языка. Соблюдение речевых и грамматических норм  - характеристика культурного и воспитанного человека. Ученику нужно знать правила употребления числительных, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ по русскому языку, сдать успешно экзамен, чтобы уметь употреблять числительные на других уроках: математики, химии, физики)
СЛАЙД 3

- Из всего вами сказанного я прихожу к выводу, что без числительных, без умения правильно употреблять их в речи образованный человек обойтись не может.

Встряхнём ручками, улыбнёмся друг другу и начнём. Оформим рабочий день. (на доске)

Шестнадцатое февраля.
Классная работа.

                                                        (Темы нет)
СЛАЙД 4 

- Прочитайте фразы, выберите ту, которая отражает тему сегодняшнего урока.
Можно ли обойтись без числительных?

Магия числительных.

Все оттенки смысла умное число передаёт.      (Н.С. Гумилёв)

СЛАЙД  5
Повторим тему «Имя числительное» (НА ЭТОЙ ОСТАНОВИМСЯ)

Целеполагание
- Итак, мы закончили изучение темы «Имя числительное как часть речи». На сегодняшнем уроке повторим, обобщим изученное, ведь нам предстоит написать контрольную работу.
СЛАЙД 6 
Попробуйте сформулировать цель своей работы на уроке:
(Сегодня на уроке я повторю изученное по теме «Имя числительное»,  чтобы подготовиться к контрольной работе, чтобы усвоить пропущенный материал, чтобы потренироваться в употреблении числительных)

Мотивация
СЛАЙД 7
-Перед вами тексты. Предложения пронумерованы. Давайте его прочитаем. (учитель читает текст, заменяя числительные местоимениями)

ТЕКСТ:
  (1)В 2012 году зима в Кудиновке выдалась на редкость холодной. (2)Недели 3 после Крещения столбик термометра опускался ниже отметки – 20 градусов. (3)Бывали дни, когда морозы доходили до – 30, -35 градусов.

(4) Особенно холодной была ночь с 11 на 12 февраля. (5) Казалось, ещё чуть-чуть, и температура опустит?ся до – 40.
    (6)Из 700 жителей села по своим делам выходили единиц…. (7)Жизнь в селе словно зам…рла. (8)Но школа (не)сдавалась! Пусть приходили не все, но ведь 7   одного не ждут! (9)Начало уроков перенесли на 10 часов утра. (10) (Пяти)минутные перемены нас мало радовали. (11)Зато через 2 часа после начала занятий нас ждал горячий обед. (12)После тарелки супа и 1,5 стаканов чая становилось тепло и весело! (13)И никто уже (не) переживал, что мы вымерзн…м, как динозавры 1000000 лет назад. (14) 4 часами позже начиналась спортивная секц…я. (15)Играя в волейбол, мы согревались, так что морозы были нам не страшны. (16)Учителя к нам присоед…нялись и играли в об…их командах.
     (17)К 8 Март… морозы спадут, и природа порадует нас хорошей погодой. (18) Но из 366 дней этого года мы точно запомним морозные дни русской матушки зимы!

 

- В чём особенность этого текста? (Это текст о нас, в нём много числительных)

- Я сознательно вместо числительных употребляла местоимения.
Как меняется информация без числовых данных? (Нет точности, факты приблизительные).

- Ребята, чтобы повторить теоретический материал, мы сделаем лингвистический анализ текста. Примерно так будут сформулированы задания в тестах ГИА.

  1. Из первого предложения выпишите словосочетание с числительным. Прочитайте его. Докажите, что это словосочетание. Укажите тип связи слов в словосочетании.
  2. Образуйте словосочетание с порядковым числительным от числительного две тысячи лет (двухтысячный год). В чём его особенность? (порядковые числительные на –сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся слитно).
  3. Заполните таблицу примерами из предложений № 2-15

Целые

Дробные

Собирательные

  1. Прочитайте предложения 5-7. Найдите слово, которое имеет числовое значение, но не является числительным, подберите к нему однокоренные слова.
  2. Выпишите из последнего предложения словосочетание числительное+сущ. и просклоняйте его.
  3. Прочитайте предложения 1-2. В каком предложении указано не точное, а приблизительное число? Переделайте его так, чтобы звучали точные сведения.
  4. Выпишите порядковые числительные вместе с существительными. Просклоняйте словосочетание 11 февраля. В чём особенность склонения дат?
  5. Вставьте пропущенные буквы (Работа с интерактивной доской )

- С какой целью мы анализировали текст? (Чтобы вспомнить, закрепить, повторить)

СЛАЙД 8
- Ребята, посмотрите, Петя Ошибкин  тоже поработал с предложениями. Всё ли он правильно сделал?

(16)Учителя к нам присоеденялись, и играли  в обоих командах.
     (17)К 8 марту морозы спадут и природа порадует нас хорошей погодой.  (Анализ какографического текста при помощи пера на интерактивной доске)

- Вместе вы хорошо отвечаете. В команде работать умеете. Чтобы проверить, какие знания есть у каждого из вас по теме «Имя числительное», нужно выполнить тест. На выполнение теста отводится 7 минут. В одном вопросе может быть два правильных ответа. Сверьтесь с ключом на оборотной стороне листа. Поставьте себе оценки.
СЛАЙД 9
Выполнение теста. Оценки.
  Рефлексия
 СЛАЙД 10

До конца урока осталось несколько минут. Давайте, вспомним, какую цель поставили перед собой в начале урока. Удалось нам достичь этой цели? (Мы повторили все изученные темы в разделе «Имя числительное».
Вспомнили основные правила склонения и правописания этих слов.
Расширили представление о сфере употребления данной категории)

СЛАЙД 11
Составьте синквейны,  в которых выскажите своё отношение к тому, что произошло на уроке.

1-я строка.

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.

Какой?

2 прилагательных

3-я строка.

Что делает?

3 глагола

4-я строка.

Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка.

Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).

1 существительное.

Урок.
Обычный, но волнительный.
Слушала, волновалась, общалась.
Думаю, научились употреблять числительные в речи.
Спасибо!

Д.з. На столах лежат тесты №2, это домашнее задание.

СЛАЙД 12
Итог: Спасибо, ребята, за урок. Я желаю вам быть первыми во всём, но не за счёт других. Урок закончен.

Тест

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Имя числительное- это часть речи, которая обозначает
  1. добавочное действие при основном
  2. число, порядок предметов при счете, количество предметов
  3. признак предмета по действию

  1. Сочетание, в котором нет числительного
  1. четыреста девяносто три слова
  2. две тысячи восьмой год
  3. двадцативосьмиэтажный дом

  1. Имя числительное отвечает на вопросы
  1. что делая? что сделав?
  2. как? почему?
  3. сколько? какой? который?

  1. В предложении имя числительное выполняет синтаксическую роль
  1. подлежащего и определения
  2. дополнения и определения
  3. любого члена предложения

  1. Разряды числительных по значению
  1. целые и дробные
  2. количественные и порядковые
  3. простые и составные

  1. Разряды числительных по структуре
  1. целые и дробные
  2. количественные и порядковые
  3. простые и составные

  1. При склонении составных количественных числительных изменяются
  1. только последние слова
  2. все корни (слова)
  3. первое слово

  1.   При склонении составных порядковых числительных изменяются
  1. только последние слова
  2. все корни (слова)
  3. первое слово

  1.  Ь в середине пишется в числительных
  1. от 15 до 19
  2. от 50 до 80 и от 500 и 900

  1. Сочетание с ошибкой
  1. двадцати двум участникам
  2. в две тысячи восьмом номере
  3. пятиста домов

       

Тест по теме: «Числительное»

  1. Какие существительные могут употребляться с числительным четверо:

А) друзья, б) машины;  в) котята;  г) женщины;  д)дети?

  1. В каких из числительных в середине пишется ь:

А) 60,   б) 16,  в) 700;  г) 18;  д) 400?

  1. Найдите ошибку в написании числительного в твор. падеже:

а) восемью яблоками

б) восьмью яблоками

в) восьми яблоками

  1. Найдите ошибку в написании числительного:

а) В митинге участвовало около девяносто человек.

б) В митинге участвовало около девяноста человек.

в) С двумястами килограммами.

  1. Найдите ошибку в употреблении числительного:

а) два ученика

б) двое учеников

в) двое учениц.

  1. Найдите ошибку в употреблении числительного:

а) с обоими друзьями

б) с обоими подругами

в) с обеими подругами.

7. В каком предложении употреблено имя числительное?

А)Я сегодня опять получил пятерку

Б) Он дважды ошибся и упустил выход в финал.

В) На изготовление одного автомобиля с мотором затрачива ется шестьсот часов.

8. В каком ряду все имена числительные являются количествен ными?

А)пятый, пятеро, пятерка, пятьдесят;

Б)шестеро, двое, трое, четверо;

В)первый, третий, шестой, шесть;

Г)семь, два, пять, восемь.

9.        В каком ряду все имена числительные являются собиратель ными?

А)пятый, пятеро, пятерка, пятьдесят;

Б)шестеро, двое, трое, четверо;

В)первый, третий, шестой, шесть;

Г)семь, два, пять, восемь.

10.В каком ряду все имена числительные являются порядковыми?

А) двое, третий, седьмой, два;

Б) десятый, восьмой, первый, пятый;

В) семь, один, восьмой, трое;

Г) шестеро, шестой, шесть, два.

Обобщение по теме «Имя числительное»

(Самоанализ урока русского языка в 6 классе)

Количество обучающихся – 10 человек.

Сильная мотивация – 2 человека.

Хорошая мотивация – 3 человека.

Средняя мотивация – 3 человека

Низкая мотивация – 2 человека.

  Класс обучается по традиционной системе, характеризуется средними возможностями, в классе наблюдается достаточная  познавательная активность,  однако в сравнении с прошлым годом наблюдается снижение мотивации обучения в связи с возрастом (12 лет), в этом возрасте ребята начинают искать собственное «Я», что нередко  отвлекает от учения. Принимая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения обобщения в форме лингвистического анализа текста. Урок построен на основе деятельностного подхода, так как стандарты нового поколения ориентируют учителя на воспитание «ученика умеющего».

    Тема урока «Обобщение пройденного по теме «Имя числительное», эта тема стоит последней в разделе, после этого урока предполагается контроль знаний и умений.

На уроке были поставлены методические цели: 
1
. Повторение и систематизация знаний об имени числительном.                           2.Развитие навыка употребления числительных в речи.
3. Воспитание самооценки, интереса и любви к своему языку.

Для достижения целей были использованы следующие методы и приёмы:
- языковой анализ текста;
- тестовая работа;
- создание собственных текстов (синквейн);
- анализ какографического текста;
- работа с интерактивной доской.

В соответствии с темой и целями урока было отобрано содержание урока:

1 этап – введение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами.

2 этап – постановка целей урока осуществлялась через наводящие вопросы; цель была сформулирована самими обучающимися

3 этап –  лингвистический анализ текста (наблюдение и классификация по признаку, поиск информации, работа с какографическим текстом); выполнение тестов, самооценка.    

4 этап – рефлексия (составление синквейна)

В ходе анализа текста, насыщенного именами числительными, удалось повторить материал по теме. Были предложены разнообразные задания, связанные с анализом, нахождением языковых единиц, правильным употреблением их в речи. Работа с какографическим текстом помогла завуалировать учение, позволила ребятам проявить свое «Я».

В ходе урока  формировались такие базовые компетенции, как

  1. коммуникативная  и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
  2. личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

Деятельность ученика, т.е.  совершенствование способов деятельности,

была на уроке ведущей, поэтому, считаю, удалось создать деятельностную среду.

Созданию мотивационной среды способствовало необычное начало, которое побуждало к действию, у ребят на протяжении всего урока наблюдалось желание преодолеть трудности. Также осознание важности  результата  создавало внутреннюю мотивацию.

Положительная психологическая среда на уроке создавалась через обращения к личности ребёнка, посредствами сотрудничества и со стороны одноклассников, и со стороны учителя. Часто звучали слова «вместе», «помощь» и др.

Цели, поставленные  на уроке, были достигнуты. В ходе урока:

- обобщили знания по теме «Имя числительное»,  

- совершенствовали мыслительные операции,

 - получали эмоционально-положительную направленность на деятельность как основной способ решения реальных проблем.

 


Изменяются  по падежам
(сколько?)

сколько

Изменяются по родам, числам, падежам? (какой по счёту?)

к

П

по составу

Ч

- склоняются как прилагательные;

- у составных склоняется последнее число;

-9 Мая – Девятое мая

- при склонении дат изменяется числительное, месяц – в р.п.!

-сотый
-тысячный                                  
                              ПИШУТСЯ
-миллионный                    
                                СЛИТНО
- миллиардный

Сложные прилагательные, образованные от словосочетания  числит.+сущ.  пишутся слитно!

Простые

Сложные

Составные

Пять

Пятьдесят

Сто два

При склонении сложных и составных числительных изменяются все корни и все слова:
Т. – пятьюстами сорока двумя

Ц

  1.    р, ч, п.

2          р, п.

1000          сущ. 1 скл.

Млн
               
          сущ. 2 скл.

Млрд

Полтораста         2 падежные
40  90  100            формы

Д

Ч – как целое

З – как прил. во мн.ч.

!полтора –полторы

С

Двое…десятеро

Сочетается с:

1)сущ. только мн. ч.

2)с одуш. сущ. м.р.

3)с сущ. обознач. детей и детёнышей жив.
4)с личными мест.

!оба-обе

Запомни!

5ь – 20ь, 30ь      
                       !ь один    
5ь0 – 8ь0,
50ь0 – 90ь0
                               

             
ЧЕТЫР
ЬМЯ
ОДИ
ННАДЦАТЬ
МИ
ЛЛИОН
МИ
ЛЛИАРД

Отнять                ОТ

Вычесть              ИЗ

Сложить              С

Прибавить              К

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Зачем ученику 6 класса необходимо знать, как правильно употреблять числительные?

Слайд 3

Образованный человек не может обойтись без знаний об имени числительном.

Слайд 5

Шестнадцатое февраля. Классная работа. Повторим тему «Имя числительное»

Слайд 7

( 1)В 2012 году зима в Кудиновке выдалась на редкость холодной. (2)Недели 3 после Крещения столбик термометра опускался ниже отметки – 20 градусов. (3)Бывали дни, когда морозы доходили до – 30, -35 градусов. (4) Особенно холодной была ночь с 11 на 12 февраля. (5) Казалось, ещё чуть-чуть, и температура опустится до – 40. (6)Из 700 жителей села по своим делам выходили единиц…. (7)Жизнь в селе словно зам…рла. (8)Но школа (не)сдавалась! Пусть приходили не все, но ведь 7 одного не ждут! (9)Начало уроков перенесли на 10 часов утра. (10) (Пяти)минутные перемены нас мало радовали. (11)Зато через 2 часа после начала занятий нас ждал горячий обед. (12)После тарелки супа и 1,5 стаканов чая становилось тепло и весело! (13)И никто уже (не) переживал, что мы вымерзн…м, как динозавры 1000000 лет назад. (14) 4 часами позже начиналась спортивная секц…я. (15)Играя в волейбол, мы согревались, так что морозы были нам не страшны. (16)Учителя к нам присоед…нялись и играли в об…их командах. (17)К 8 Март… морозы спадут, и природа порадует нас хорошей погодой. (18)Но из 366 дней этого года мы точно запомним морозные дни русской матушки зимы!

Слайд 8

( 16)Учителя к нам присоеденялись, и играли в обоих командах. (17)К 8 марту морозы спадут и природа порадует нас хорошей погодой. Петя Ошибкин

Слайд 9

Ключ к тесту А,в,д А,в В А В Б В Г Б б

Слайд 11

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных 3-я строка. Что делает? 3 глагола 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление). 1 существительное.

Слайд 12

Желаю вам быть первыми во всём, но не за счёт других!



Предварительный просмотр:

НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
(Не)ожиданно в деревя…ую дверь, украше…ую оловя…ыми фигурками, постучали. (Не)весёлый и (не)выспавшийся из-за ночной смены Иван (не)торопился открывать. Дверь долго (не)поддавалась. (Не)много постояв, Ваня (не)сильно толкнул дверь. На пороге стоял (не)взрачного вида (не)знакомец. (Не)долго думая, он начал (не)внятно об…яснять цель своего визита. (Не)внимательно слушая (не)жда…ого гостя, Ваня стал внутре…е (не)годовать. С (не)которых пор Ваня начал замечать, что в окружающих людях он видел (не)другов. И всё же что(то) в (не)знакомце казалось ему совсем (не)поддельным. (Не)званый гость перестал казат…ся (не)отдохнувшему Ванюше (не)вежей. И вдруг как будто его (не)сильно ударило током. Он, наконец, узнал в (не)знакомом и (не)молодом уже человеке коллекционера, с которым его (не)чая…о столкнула судьба на выставке. Ваня и (не)предполагал, что когда(нибудь)  поступит

(не)по-товарищески. (Не)найдя слов, чтобы извинит…ся, он втащил в комнату (ни)чего (не)понимающего гостя.