Жизнь православного христианина как подвиг служения Богу и Отечеству
план-конспект

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия - викторины632.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 4. Жизнь православного христианина как подвиг любви в служении Богу и Отечеству

Цель: формирование понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

Задачи урока:

– образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле; создать представления о героизме, смелости, подвиге;

–воспитательные: воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну;

– развивающие: способствовать развитию умений воспроизводить информацию по памяти, анализировать и интерпретировать информацию, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

личностные – приобретут чувство сопереживания и ответственности за других людей;

предметные: смогут объяснять основные понятия: духовный подвиг, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, враги Отечества;

метапредметные: научатся делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.

Тип урока: урок обобщение знаний

Форма проведения занятия: урок-викторина

Межпредметные связи: история, литература

Этапы урока

  1. Приветствие. Представление команд.

Первая команда выбрала себе название «Храбрые». В качестве приветствия прочитали четверостишие:

Смелость и храбрость - души украшенье!

Они - не в "разрезе" с кротким смиреньем.

Эти качества духа любому нужны,

Для жизни с достоинством очень важны!

Своим девизом команда взяла высказывание Николая Бердяева «Храбрость — не столько отсутствие страха, сколько победа над страхом».

Вторая команда выбрала себе название «Мужественные». В качестве приветствия прочитали стихотворение:

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долговечная.

Если зёрнышко смелости

С почвой подружится –

Вызреет в пору спелости

Зёрнышко мужеством.

Своим девизом команда взяла пословицу «Когда Родину охраняешь — сам мужаешь».

  1. Разминка.

Данное задание помогает обучающимся понять тему урока, настроится на работу. Совместная разгадка слов является первым шагом в сплочении участников команды. Командам даётся алфавитбуквы которого пронумерованы (а –1, б –2 и т.д.), [1] учитель быстро поднимает карточки с цифрами, команды их записывают, а потом расшифровывают слова. Последнее слово является ключевым в разгадке темы урока. Какая команда выполнит задание первой и верно, та и побеждает.

Примерные слова:

Мужество – 14 – 21 – 8 – 6 – 19 – 20 – 3 – 16

Стойкость – 19 – 20 – 16 – 11 – 12 – 16 – 19 – 20 – 30

Патриотизм – 17 – 1 – 20 – 18 – 10 – 16 – 20 – 10 – 9 – 14

Подвижник – 17 – 16 – 5 – 3 – 10 – 8 – 15 – 10 – 12

Жертвенность – 8 – 6 – 18 – 20 – 3 – 6 – 15 – 15 – 16 – 19 – 20 – 30

Подвиг – 17 – 16 – 5 – 3 – 10 – 4

Каждая  команда выбрала своего капитана. Следующий этап урока – конкурс капитанов.

  1. Конкурс капитанов.
  1. Капитанам предлагается посмотреть эпизод из мультфильма  Станислава Подивилова  «Пересвет и Ослябя» и ответить на вопросы.

1-ая команда: « Какой момент битвы мы видим? В чём заключается подвиг Пересвета?» (мин.13.36 – 15.46)

2-ая команда: «Какой момент битвы мы видим? В чём заключается подвиг Осляби?» (мин. 19.30 – 20.12)

Ключевыми фразами в ответах являются следующие: «Проявили мужество и стойкость»; «Совершили воинский (ратный)  подвиг»; «Пожертвовали своей жизнью ради своих ближних, своего Отечества»; «Исполнили заповедь Господа Иисуса Христа о любви: «Нет больше той любви, как положить душу свою за друзей своих»».

  1. Следующий этап урока – работа с пословицами. Командам выдаются карточки с началом пословиц. Задание: закончить пословицу. [2]

Побеждает команда, которая первой запишет все пословицы.

  1. Релаксационная пауза (здоровье сберегающая технология)

В контексте коммуникативного метода важным является его личностная направленность. Для этого проводится релаксационная пауза, которая помогает обучающимся отдохнуть, но не отвлечь их от темы занятия. Включается знакомая ребятам песня «Баллада о солдате». Учащиеся поют эту песню. [3]

  1. Описание картинок

Командам предлагается описать картинки. [4]

На этом этапе происходит открытие новых чувств, переживаний, мыслей, связанных с понятием подвиг, осознание того, что подвиг совершается не только на поле брани. Это и материнский подвиг, и конечно, молитвенный. Без веры в Бога, надежды на Его помощь, на помощь святых, которые молятся за воинов, победа невозможна.

  1. «Круглый стол» 

Следующий этап  подводит урок к завершению и отражает элементы круглого стола. Учитель предлагает организовать небольшой «круглый стол» и подвести итог работы на уроке.

Учитель: «Ребята мы все с вами знаем заповедь «Не убий». В каких случаях человек может взять в руки оружие?» Дети высказывают своё мнение, подкрепляют его примерами из жизни и истории России и своей семьи. Подводится итог обсуждения: если опасность угрожает тебе лично, ты можешь, и должен, это претерпеть. Но если беда грозит твоим близким, твоей Родине, то долг обязывает тебя встать на защиту. Подвиг это всегда жертва ради тех, кого ты любишь. Такую жертву принёс Господь Иисус Христос за всех людей.

На завершающем этапе можно поставить заключительные кадры мультфильма «Пересвет и Ослябя» (мин.27.11).  Души всех погибших воинов ангелы возносят в Царство Небесное. Это наше Небесное воинство, наши защитники.

Подводятся итоги викторины и определяется победитель.

Приложение №1

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Приложение №2

Кто за Родину горой,

ни стража, ни ограда.

Если дружба велика,

товарища выручай.

Жить –

то кто против нас?

Сам погибай, а

Родине служить.

Не сохранит Господь града, не сохранит

будет Родина крепка.

Если Бог с нами,

тот настоящий герой.

Приложение №3

Полем вдоль берега крутого мимо хат.
В серой шинели рядового шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто бывало, шел без привала,
Шел вперед солдат.
Шел он ночами грозовыми в дождь и град,
Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про карие очи, про дом свой отчий.
Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата автомат,
Всюду врагов своих заклятых бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке Энском,
Пуль не считая, глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.
Полем вдоль берега крутого мимо хат.
В серой шинели рядового шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая, мир защищая,
Шел вперед солдат.

Приложение №4

C:\Users\1\Desktop\69638498.jpg

Он был строгим и торжественным, этот обряд последнего прощания.

C:\Users\1\Desktop\Сергий Радонежский и Дмитрий Донской\0_995e1_3495d0a2_orig.jpg

Пока шла битва, преподобный Сергий молился и духовным зрением видел всё, что происходило на поле  Куликовом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Методическое обоснование социального проекта по основам православной культуры "Христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской"

Методическое обоснование социального проекта по основам православной культуры "Христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской"....

Презентация к уроку основ православной культуры "Христианский подвиг воина-мученика Евгения Родионова"

Презентация к уроку ОПК, посвящённому изучению христианского подвига....

Тест по ОРКСЭ "Чудо в жизни православного христианина"

Данная презентаия вкратце расскрывает значение чуда в жизни человека с позиции православного христианина....

Проект "От воинского служения - к служению Богу"

Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном...

От воинского служения к служению Богу (электронное издание)

Слово «воин» - высокое слово в церковном языке. Особое уважение церкви к воинскому долгу, к солдатской профессии обусловлено жертвенным характером воинской службы. Оно проявляется, в частн...

Подвиги и фото защитников Отечества прошедших времён

Подвиги и фото защитников Отечества прошедших времён36 шестиугольников (гексов) на листах А4. Каждый включает: имя, фото/портрет, даты жизни, название и дату ключевого сражения, а также его кратк...