Сценарий КВИЗ "Береги наш край- природу охраняй"
материал
КВИЗ: "Береги наш край, природу охраняй" — это интерактивная викторина, направленная на повышение экологической сознательности среди молодежи и населения. Основная цель КВИЗа — обучить участников основам экологии, рассказать о важности сохранения природных ресурсов и стимулировать активное участие в охране окружающей среды. В ходе мероприятия участники смогут проверить свои знания по различным экологическим вопросам, решая задачи, отвечая на вопросы и проходя увлекательные испытания. КВИЗ будет включать темы, связанные с биоразнообразием, защитой лесов, очисткой водоемов и устойчивым потреблением. Задачи мероприятия не только развлекать, но и вдохновлять участников на действия по охране природы в их повседневной жизни. По итогам КВИЗа будут подведены итоги, и команды-победители получат призы, подчеркивающие важность экологии. Мы надеемся, что мероприятие "КВИЗ: Береги наш край, природу охраняй" станет толчком к большим переменам в поведении участников, прививая им любовь к природе и желание защищать её для будущих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей 2-3 классов Сеяхинской школы-интерната
Подготовила: Вануйто О.В. - воспитатель 4 группы
Тема: "Береги наш край – природу охраняй"
Цели занятия:
- Познакомить детей с природой Ямала, ее особенностями и богатствами.
- Рассказать о проблемах экологии региона и важности охраны природы.
- Вдохновить детей на участие в экологических инициативах.
Материалы к занятию:
- Карта Ямала.
- Картинки животных и растений. +
- Раздаточные материалы с информацией о природоохранных инициативах.
- Викторина (карточки с вопросами).
Структура занятия
I. Введение (5 минут)
- Приветствие детей.
- Объяснение темы занятия: "Сегодня мы узнаем о нашей природе, о том, как ее беречь и заботиться о ней!"
II. Знакомство с природой Ямала (15 минут)
1. География Ямала
- Показать на карте, где находится Ямал.
- Распределение природных зон (тундра, тайга). Ямал вытянулся в основном по долготе* что создало условия для формирования сразу трех природных зон. На севере находится арктическая тундра. В центре — мохово-лишайниковая и кустарниковая с бескрайними травяными болотами. И лишь на крайнем юге* где полуостров смыкается с материком* появляются деревья: это зона лиственничной лесотундры.
2. Флора и фауна
- Обсудить, какие растения и животные живут на Ямале:
- Северный олень: его роль и привычки.
- Белый медведь: как он выживает в условиях холода.
- Показать картинки с изображениями этих животных и растений.
На Ямале, в условиях тундры и лесотундры, растет ограниченное количество растений, которые адаптировались к суровым климатическим условиям. Вот некоторые из них:
1. Лишайники: Это очень распространенные растения на Ямале. Они могут расти на камнях, деревьях и земле. Главные виды: северный мох (кута), ягель, реindeer moss.
2. Мхи: Разнообразные виды мхов также характерны для ямальских просторов. Они играют важную роль в экосистеме, участвуя в образовании почвы и сохранении влаги.
3. Травы: Суданка, вереск, нейлигия (анемона), и другие травянистые растения из семейства злаковых, которые могут расти в условиях короткого влажного лета.
4. Кустарники: На Ямале можно встретить карликовые кустарники, такие как:
- Морошка: растет в болотистых местах и является любимым лакомством местных жителей.
- Тёрн (или черника): кустарник, дающий съедобные ягоды.
5. Деревья: Основные виды деревьев, встречающиеся на Ямале, - это мелкий лиственничек и берёза, в основном в лесотундровых зонах., сосна, кедр, лиственница, пихта, ель, ива.
6. Цветы: Некоторые цветущие растения, такие как:
- Северная анемона: одна из первых весной цветущих растений.
- Фиалка: появляющаяся в малочисленных местах после таяния снега.
Эти растения обладают высокой адаптивностью к холодным температурным условиям, короткому вегетационному сезону и бедным почвам, что позволяет им выживать и размножаться на Ямале.
Природа и животный мир полуострова Ямал
Несмотря на суровые климатические условия, животный мир полуострова богат и разнообразен. Здесь обитает 38 видов млекопитающих, крупнейшие из которых — олени, волки, песцы, лисицы и росомахи. Северный олень, обитающий на Ямале и в других регионах России, представляет собой важную часть экосистемы и культуры коренных народов, таких как ненцы. Эта подвидовая группа северного оленя (Rangifer tarandus) адаптировалась к условиям крайнего севера, где климатические условия делают жизнь в этой среде сложной и требующей особых навыков.
Роль Северного оленя на Ямале:
1. Экологическая роль: Северные олени играют важную роль в поддержании экосистемы тундры. Они помогают контролировать численность растительности, поедая мох, лишайники и травы, что предотвращает чрезмерное разрастание определенных видов растений и способствует биоразнообразию.
2. Культурное значение: Северные олени имеют глубочайшее культурное значение для коренных народов Ямала, таких как ненцы, которые традиционно ведут кочевой образ жизни, основываясь на миграциях оленей. Олени предоставляют им мясо, шкуру, кости и другие материалы, необходимые для выживания.
3. Экономика: Оленеводство является одним из основных занятий ненцев, и здоровье популяции северных оленей напрямую влияет на экономическое благосостояние этих сообществ. Олени также способствуют развитию местного туризма и культурных мероприятий.
Привычки Северного оленя на Ямале:
1. Миграция: На Ямале северные олени мигрируют в зависимости от сезонов, следуя к местам с достаточным количеством корма. Эти миграции могут охватывать значительные расстояния и являются важным аспектом их жизни.
2. Рацион питания: Олени на Ямале питаются различными видами растительности, включая мхи и лишайники, которые становятся основной пищей зимой. Они также могут поедать травы и кустарники в летний период.
3. Социальные связи: Северные олени живут в стадах, которые варьируются по размеру в зависимости от состояния корма и времени года. В стадах наблюдаются сложные социальные структуры и взаимодействия, что помогает им защищаться от хищников.
4. Размножение: Северные олени размножаются в осенний период, и самки рождают потомство весной. Оленята начинают уверенно передвигаться вскоре после рождения, что позволяет им быстро интегрироваться в стадо.
Северные олени играют ключевую роль в жизни на Ямале, обеспечивая не только экологические функции, но и выступая важным элементом культуры и экономики коренных жителей. Сохранение популяции этих животных имеет критическое значение для устойчивого развития региона.
А царствует над обитателями тундры белый медведь — символ Ямала. Влекомые любопытством или запахом еды, хищники здесь порой заходят прямо на улицы отдаленных поселений. Белоснежным ямальским хищникам необходима еда — и они в изобилии ее получают, охотясь на тюленей и моржей на побережье. Не брезгуют косолапые и яйцами птиц, их видов насчитывается на полуострове более двухсот. Болотистая тундра и бесчисленные озера — рай для водоплавающих, которые без труда находят здесь корм. На полуострове водятся крачки, юрки, снежные куропатки, дикие гуси и даже лебеди.
III. Проблемы экологии Ямала (15 минут)
1. Экологические проблемы
- Рассказать о загрязнении природы (например, наблюдаем мусор на улицах или в лесу). На Ямале, как и в других регионах с чувствительной экосистемой, существуют различные экологические проблемы, которые требуют внимания. Вот некоторые из них:
1. Разработка природных ресурсов: Интенсивная добыча углеводородов (нефть и газ) приводит к серьезным экологическим последствиям, включая загрязнение воздуха, воды и почвы, а также разрушение природных ландшафтов.
2. Изменение климата: Потепление климата влияет на таяние вечной мерзлоты, что может привести к изменениям в экосистеме, всплеску метановых выбросов и увеличению частоты и интенсивности природных катастроф.
3. Загрязнение окружающей среды: Выбросы промышленных предприятий, нефтяных компаний и транспортных средств приводят к загрязнению воздуха и воды, что негативно влияет на здоровье людей и флору и фауну региона.
4. Проблемы с отходами: Накопление отходов, как строительных, так и бытовых, создает угрозу для экосистемы, особенно в удаленных и уязвимых районах.
5. Вырубка лесов: Хотя Ямал не славится большим количеством леса, вырубка деревьев для нужд строительства, разработки природных ресурсов и других целей может негативно сказаться на биоразнообразии.
6. Миграция животных: Изменение климата и человеческая деятельность нарушают привычные миграционные пути животных, таких как олени и других видов, что может привести к снижению численности популяций.
7. Исчезновение традиционных видов: Увеличение конкуренции за ресурсы между человеком и дикой природой может привести к исчезновению некоторых местных видов растений и животных, которые являются важными для коренных народов.
Эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению, включая мониторинг экосистем, разработку устойчивых методов использования природных ресурсов и участие местных сообществ в охране окружающей среды.
- Объяснить, как промышленность может влиять на окружающую среду.
Промышленность, особенно в таких ресурсно-ориентированных регионах, как Ямал, может оказывать значительное влияние на окружающую среду. Вот несколько основных способов, как это происходит:
1. Загрязнение воздуха: Промышленные процессы, такие как добыча угля, нефти и газа, а также работа заводов, могут приводить к выбросам вредных веществ в атмосферу. Это включает в себя углекислый газ, серные и азотные оксиды, а также частицы, которые могут вызывать заболевания дыхательных путей у людей и животных.
2. Уничтожение экосистем: Строительство объектов инфраструктуры (дороги, скважины, заводы) ведет к нарушению природных ландшафтов и уничтожению мест обитания животных и растений. Это может вызвать снижение биоразнообразия и утрату экологического равновесия.
3. Загрязнение воды: Промышленные отходы и аварии в процессе добычи углеводородов могут привести к загрязнению рек и озер. Это негативно сказывается на водных экосистемах и может угрожать здоровью людей, использующих эти воды.
4. Отходы и управление ими: Промышленные предприятия генерируют большие объемы отходов, которые могут быть опасными. Неправильное управление отходами может привести к их накоплению и загрязнению окружающей среды.
5. Шум и вибрации: Промышленная деятельность сопровождается шумом и вибрациями, которые могут негативно влиять на местную флору и фауну, нарушая их привычное поведение, миграционные пути и процессы размножения.
6. Изменение климата: Промышленная деятельность, связанная с сжиганием ископаемого топлива, является одним из источников парниковых газов, что способствует глобальному изменению климата, оказывая воздействие на климатические условия региона.
7. Переиспользование и истощение ресурсов: Открытые разработки природных ресурсов могут привести к истощению местных запасов, что создает нагрузку на экосистему и может нарушать традиционные способы жизни коренных народов, зависящих от этих ресурсов.
Для смягчения негативного воздействия промышленности на окружающую среду необходимы комплексные усилия, включая внедрение новых технологий, строгий контроль за соблюдением экологических норм, а также вовлечение местного населения и учет их интересов в процессе принятия решений.
2. Сохранение биоразнообразия
- Рассказывать о заповедниках Ямала и их значении. На Ямале расположено несколько заповедников, которые играют важную роль в охране окружающей среды, сохранении биоразнообразия и охране уникальных экосистем. Вот некоторые из них:
1. Ямальский заповедник:
- Создание: Заповедник основан в 1994 году. - Площадь: Около 1,3 миллиона гектаров.
- Значение: Является важным местом обитания для многих видов дикой природы, включая редкие и исчезающие виды. Здесь можно встретить таких животных, как северный олень, белый медведь, а также множество птиц. Заповедник служит объектом для научных исследований и эколого-просветительской работы.
2. Заповедник «Гылым»:
- Создание: Основан в 1999 году. - Площадь: Около 600 тысяч гектаров.
- Значение: Заповедник охраняет северную тундру, лесотундровую и арктическую природу. Он служит важным местом для поддержания популяции мигрирующих птиц и других животных. Заповедник также охватывает историко-культурные ценности, имеющие значение для коренных народов.
3. Национальный парк «Русская Арктика» (несмотря на то, что он находится в соседних регионах, его влияние на Ямал значимо):
- Создание: Основан в 2006 году. - Площадь: Около 1,5 миллиона гектаров.
- Значение: Парк охраняет арктические экосистемы и является домом для редких видов флоры и фауны, таких как белые медведи и моржи. Он также важен для исследования климатических изменений и их воздействия на экосистемы.
Заповедники на Ямале играют ключевую роль в охране природы, поддержании экологического равновесия и сохранении культурного наследия коренных народов. Они служат важными площадками для научных исследований и повышают осведомленность о значимости экологии для будущих поколений.
- Включить в разговор примеры редких и защищаемых видов животных и растений. Редкие и защищаемые виды животных:
1. Белый медведь (Ursus maritimus) Этот вид находится под угрозой из-за изменения климата и уменьшения ледяного покрова. Белые медведи являются символом Арктики и охраняются международными конвенциями.
2. Северный олень (Rangifer tarandus) Хотя этот вид не считается глобально угрожаемым, в некоторых регионах Ямала популяция северного оленя страдает от охоты и потери местообитаний.
3. Сивуч (Eumetopias jubatus) Этот морской леопард также является редким и охраняемым видом. Они охотятся на рыбу и морских обитателей и находятся под угрозой из-за чрезмерной охоты и потери среды обитания.
4. Кторка серебристая (Bubo bubo) Этот вид совы редок и охраняется в России. Она обитает в лесных и горных районах, где встречаются ее естественные места гнездовья.
Редкие и защищаемые виды растений:
1. Лотос сибирский (Nelumbo nucifera) Этот редкий вид водяного растения встречается в некоторых водоемах Ямала. Он известен своими красивыми цветами и важен для экосистемы.
2. Астрагал Трубач (Astragalus tubaeformis) Это редкое цветущее растение, занесенное в Красную книгу, растет на песчаных и каменистых почвах и имеет важное значение для местной флоры.
3. Мочaloщёк шершавый (Sphagnum) Этот вид мха также защищается, так как играет важную роль в экосистемах болот и лесов, помогая сохранять водные ресурсы.
4. Сосна кедровая (Pinus sibirica) Кедровая сосна является ценным и редким деревом для Ямала. Она играет важную роль в экосистемах тайги и используется в традиционном ремесле и питании.
Все эти виды попадают под защиту как на национальном, так и на международном уровне, чтобы обеспечить их сохранение и восстановление в экосистемах Ямала.
IV. Устойчивое развитие и участие (15 минут)
1. Экологические инициативы
- Рассказать о проектах по охране природы на Ямале.
1. Проект по охране белых медведей
В рамках этого проекта проводятся работы по мониторингу популяции белых медведей, оценке их состояния и охраны мест обитания. Участники проекта также занимаются ознакомлением местного населения с особенностями поведения медведей и важностью их сохранения.
2. Экологические инициативы по сохранению северного оленя
Реализация программ по исследованию и охране популяций северного оленя включает в себя мониторинг состояния стад, защиту традиционных пастбищ от хозяйственной деятельности и контроль за природопользованием.
3. Проекты по восстановлению болота
Сохранение и восстановление болотных экосистем является важной частью проектов по охране природы на Ямале. Эти экосистемы являются важными углеродноемкими резервуарами и играют значительную роль в поддержании водного баланса.
4. Образовательные программы и экотуризм
Реализация образовательных программ для населения, направленных на повышение экологической грамотности и устойчивое использование природных ресурсов. Включение элементам экотуризма способствует формированию бережного отношения к природе и развитию экономики региона.
5. Тывы (Туй и другие редкие виды растений)
Проекты по охране редких видов растений, таких как кедровая сосна и астрагал трубач, включают в себя создание охраняемых природных территорий и проведение мероприятий по восстановлению их популяций.
6. Программы по регенерации и охране лесов
Эти программы направлены на охрану и восстановление лесных экосистем Ямала. Ведется работа по борьбе с лесными пожарами, контролю за незаконной вырубкой деревьев и восстановлению деградированных участков.
7. Исследования и мониторинг изменения климата
Для оценки воздействия изменения климата на экосистемы Ямала проводятся научные исследования, которые помогут разработать стратегии адаптации и смягчения последствий.
Эти проекты и инициативы направлены на сохранение богатого природного наследия Ямала и обеспечение устойчивого развития региона. Сохранение экосистем и видов является общей задачей, требующей сотрудничества государственных органов, научных учреждений и местного населения.
- Осветить, как местные жители ухаживают за природой.
2. Личное участие
- Попросить детей подумать, как они могут помочь охранять природу (например, не мусорить, убирать за собой, бережное отношение к природе).
- Обсудить, что такое вторичное использование и переработка. Вторичное использование – это когда мы берем что-то старое и используем его снова, чтобы ему не было скучно лежать без дела.
Примеры: - Если у тебя есть старая коробка из-под обуви, ты можешь превратить её в оригинальную шкатулку для своих игрушек или в домик для кукол.
- Пластиковые бутылки можно использовать как вазочки для цветов или сделать из них полезные вещи, например, кормушки для птиц.
Переработка – это когда мы берем старые вещи и отправляем их на специальные заводы, где они превращаются в новые вещи. Это помогает нам экономить ресурсы и меньше загрязнять природу.
Примеры:
- Бутылки из-под воды, банки из-под напитков и газеты можно собрать и отнести в специальные контейнеры. На заводе их переработают и сделают новые бутылки, банки или бумагу.
- Если ты сдашь старые батарейки в специальные пункты, они будут переработаны, чтобы сделать из них новые батарейки или другие полезные вещи.
Почему это важно?
1. Сохраняем природу: Чем больше мы используем старые вещи и перерабатываем, тем меньше мусора оказывается на свалках.
2. Экономим ресурсы: Мы помогаем сохранить деревья, воду и другие природные материалы, которые нужны для производства новых вещей.
3. Создаем что-то новое: Переработка помогает создавать новые изделия из старых материалов, и это очень здорово!
Рассказ на примере
Представь, что у тебя есть много пустых пластиковых бутылок. Вместо того чтобы выбрасывать их, ты сначала берёшь одну, убираешь наклейку и превращаешь её в вазу для цветов (это вторичное использование). Затем, если у тебя больше нет идей, ты собираешь все бутылки и отдаешь их в пункт переработки, где из них сделают новые бутылки (это переработка).
Таким образом, и вторичное использование, и переработка помогают нам бережно относиться к природе и делать мир вокруг нас чище и красивее!
V. Викторина или игровая активность (10 минут)
- Провести небольшую викторину с вопросами на основе пройденного материала.
- Использовать для этого карточки или самодельные рисунки с изображениями животных и растений.
VI. Рефлексия. (Обратная связь и призыв к действию) (5 минут)
- Попросить детей рассказать, что они запомнили или чему научились.
- Дать советы, как можно помочь природе уже сегодня (например, собрать мусор в парке). Заключение (10 минут)
- Подвести итоги занятия: - Что нового узнали о природе Ямала?
- Почему важно охранять природу?
Викторина по теме "Береги наш край – природу охраняй"
Вопросы и варианты ответов
1. Где находится Ямал?
- a) На юге России
- b) На западе России
- c) На севере России
- d) В центре России
*Правильный ответ: c) На севере России*
2. Какая природная зона преобладает на Ямале?
- a) Пустыня
- b) Тундра
- c) Саванна
- d) Лесостепь
*Правильный ответ: b) Тундра*
3. Какое животное считается символом Ямала и играет важную роль в жизни местных жителей?
- a) Медведь
- b) Северный олень
- c) Лиса
- d) Волк
*Правильный ответ: b) Северный олень*
4. Какой из следующих видов является исчезающим на Ямале?
- a) Белый медведь
- b) Заяц
- c) Енот
- d) Лось
*Правильный ответ: a) Белый медведь*
5. Что такое заповедник?
- a) Место для отдыха
- b) Охраняемая территория, где запрещена охота и вырубка леса
- c) Учебное заведение
- d) Парк аттракционов
*Правильный ответ: b) Охраняемая территория, где запрещена охота и вырубка леса*
6. Как мы можем помочь природе в повседневной жизни?
- a) Мусорить на улице
- b) Беречь воду и электричество
- c) Играть с животными
- d) Выбрасывать пластиковые бутылки в лес
*Правильный ответ: b) Беречь воду и электричество*
7. Что происходит с природой, когда на ней много мусора?
- a) Она становится красивее
- b) Животным становится тяжелее выживать
- c) Мусор исчезает сам по себе
- d) Природа очищается
*Правильный ответ: b) Животным становится тяжелее выживать*
8. Какая из следующих инициатив помогает охранять природу?
- a) Уборка территорий от мусора
- b) Сжигание отходов
- c) Загрязнение водоемов
- d) Вырубка лесов
*Правильный ответ: a) Уборка территорий от мусора*
Формат проведения викторины
-Можно разбить детей на команды. - За правильный ответ команда получает баллы. - В конце подсчитываются баллы, и можно наградить победителей небольшой призами или похвалой.
1. Вопрос: Какой природный заповедник находится на Ямале и знаменит своей уникальной экосистемой?
- Ответ: Ямальский заповедник.
2. Вопрос: Какие виды животных являются обитателями Ямала и занесены в Красную книгу?
- Ответ: Например, северный олень, белый медведь, гагара, и другие.
3. Вопрос: Как называются традиционные жилища народов Севера, которые активно используются на Ямале?
- Ответ: Чумы.
4. Вопрос: Какое значение для экосистем Ямала имеет тайга?
- Ответ: Тайга помогает улавливать углерод и поддерживать баланс экосистемы, а также является средой обитания для многих видов животных и растений.
5. Вопрос: Какой проект на Ямале направлен на сохранение рыбы и других водных ресурсов?
- Ответ: Проекты по восстановлению и охране рыбы, такие как контроль за выловом и создание нерестилищ.
6. Вопрос: Какой главный источник доходов для населения Ямала, который также может негативно сказываться на экологии региона?
- Ответ: Нефтегазовая промышленность.
7. Вопрос: Каковы основные методы охраны окружающей среды, практикуемые в Ямало-Ненецком автономном округе?
- Ответ: Создание охраняемых природных территорий, экопросвещение населения, мониторинг экологического состояния.
8. Вопрос: Какие меры могут быть предприняты для защиты природы Ямала?
- Ответ: Разработка экологических программ, обучение и вовлечение местного населения в охрану природы, снижение промышленных выбросов.
Итог:
Эти вопросы помогут не только проверить знания участников квиза, но и повысить осведомленность о важности охраны природы Ямала. Можно сделать квиз более интерактивным, добавив фотографии, карты или аудиозаписи с природными звуками региона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"
Сценарий классного часа разроботан для учащихся пятого класса ,направлен на воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу и бер...

Экскурсия в краевое государственное учреждение "73 пожарная часть противопожарной службы Приморского края по охране Лесозаводского городского округа"
В учебно-методическом пособии отражена работа педагогов по противопожарному воспитанию учащихся 1-9 классов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида....

Сценарий общешкольного мероприятия "Край родной навек любимый".
Сценарий общешкольного мероприятия "Край родной навек любимый"....
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»
Экологический фестиваль.Цель мероприятия: в Год охраны окружающей среды актуализация экологических проблем охраны о...

Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе , автор Г.С. Меркин)
Данный материал может быть полезен при подготовке и проведении литературного вечера в 5 классе в рамках освоения образовательной программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина....