Мастер-класс "Достижение компетентностно-ориентированных результатов в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Юные туристы»"
методическая разработка (5, 6 класс)

Ващенко Алексей Иванович
Представленный  мастер-класс ориентирован на Международные исследования PISA, ФГОС,   социальный заказ,  предъявляемый образовательным организациям с целью достижения компетентностно-ориентированных результатов.
  Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения:
круг полномочий какого-либо учреждения или лица;
круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. 
Компетентность в рамках обсуждаемой темы     обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_a.i.vashchenko.docx333.28 КБ
Файл master-klass_vashchenko_a.i.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Достижение компетентностно-ориентированных результатов в рамках дополнительной общеобразовательной программы
«Юные туристы»

А.И.Ващенко, педагог дополнительного образования

МКОУ Березовской СОШ Абанского района

Представленный  мастер-класс ориентирован на Международные исследования PISA, ФГОС второго поколения,   социальный заказ,  предъявляемый образовательным организациям с целью достижения компетентностно-ориентированных результатов.

  Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения:

  •  круг полномочий какого-либо учреждения или лица;
  •  круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность в рамках обсуждаемой темы     обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Целью своей программы я считаю следующее:

«Учить учиться и пользоваться знаниями»,  т. е. быть способным получать образование всю жизнь, углубленно и кропотливо работать в своей узкой области на фоне очень широких общечеловеческих знаний;

«Учиться делать дело»:   должны использоваться как стандартные навыки, так и неформальный опыт решения разнообразных проблемных ситуаций и работы в команде;

«Учиться жить вместе»,   развивая и понимая других людей, их стремление к независимости суждений и поведения (выполнять совместные проекты, уметь улаживать возникающие конфликты), пропагандировать плюрализм, взаимопонимание, мир в микро- и макрогруппах;

«Учиться быть»,     те. максимально развивать свои личностные качества, совершенствовать способность действовать независимо, руководствуясь своими суждениями, опираясь на собственный опыт и опираясь на личную ответственность.

Для демонстрации своего мастер класса я предлагаю вам поучаствовать в игре-путешествии «Юные туристы», рассчитанной на учащихся 5-6 классов. Для этого мы должны:

  1. Разделиться на 2 группы.
  2. Распределить в группах следующие роли:  командир, топограф, секретарь, оратор, хронометрист.

Легенда нашей игры такова:

Вы отправились в поход, но в пути разделились на 2 группы. Ваша группа отстала. В руках у вас есть карта, но нет компасов. Первая группа оставляет вам подсказки, в которых указываются способы определения сторон горизонта по местным признакам.

Эти подсказки помогут вам добраться до конечного пункта.

  • Что мы должны знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (уметь ориентироваться по местным признакам, знать стороны горизонта, уметь прокладывать маршрут, уметь работать с картой, уметь работать в команде)
  • Какую тему мы должны изучить? (определение сторон горизонта по местным признакам)
  • Как вы будете добывать необходимую информацию? (в ходе игры из полученных подсказок)

Каждая команда получает карту:

      В ходе игры вы должна заполнить таблицу:

       

Способ определения сторон горизонта по местным признакам

Описание

Подсказка 1

  • Вы находитесь у старой заброшенной церкви.
  • Изучив способ определения  сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к  следующему  этапу  задания. (Выполняют задание в группе)

        

Подсказка 2

Следующее задание находится в 4 км на юг.

  • Изучив способ определения  сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к  следующему  этапу  задания. (Выполняют задание в группе)

Подсказка 3

Следующее задание находится в 3 км на юго-восток.

  • Изучив способ определения  сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к  следующему  этапу  задания. (Выполняют задание в группе)

Подсказка 4

Следующее задание находится в 2 км на северо-восток.

  • Изучив способ определения  сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к  следующему  этапу  задания. (Выполняют задание в группе)

Подсказка 5

Следующее задание находится в 5 км на север.

  • Изучив способ определения  сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к  следующему  этапу  задания. (Выполняют задание в группе)

Подсказка 6

Следующее задание находится в 2 км на северо-восток

  • Изучив способ определения  сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к  следующему  этапу  задания. (Выполняют задание в группе)

Подсказка 7

Следующее задание находится в 3 км на восток. (Выполняют задание в группе)

Вы достигли цели! Поздравляем!

Какие компетентностно-ориентированные результаты сформируются у детей при выполнении данного задания?

 - умение действовать в нестандартной ситуации,

- умение работать в команде,

- на основе имеющих знаний получать новые знания.

 А это соответствует компетентностно-ориентированному результату «Командодействие», т.е. способности  и стремлению  действовать сообща с участниками команды для достижения общей цели.

Рефлексия:

- Я сегодня узнал…

- Я научился…

- Я разобрался…

- Я понял…

- Мне было сложно…

- Я справился…

- У меня вызвало затруднение…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Достижение компетентностно -ориентированных результатов в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Юные туристы» педагог дополнительного образования МКОУ Березовской СОШ Ващенко Алексей Иванович

Слайд 2

Актуальность Международные исследования PISA (низкий уровень знаний 32-35 место) ФГОС второго поколения Социальный заказ

Слайд 3

Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения : круг полномочий какого-либо учреждения или лица ; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Слайд 4

Компетентностный подход « Учить учиться и пользоваться знаниями» «Учиться делать дело » «Учиться жить вместе » «Учиться жить »

Слайд 5

5-6 класс Игра-путешествие «Юные туристы» Вы отправились в поход, но в пути разделились на 2 группы. Ваша группа отстала. В руках у вас есть карта, но нет компасов. Первая группа оставляет вам подсказки, в которых указываются способы определения сторон горизонта по местным признакам. Эти подсказки помогут вам добраться до конечного пункта.

Слайд 6

Что мы должны знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Какую тему мы должны изучить? Как вы будете добывать необходимую информацию?

Слайд 8

Способ определения сторон горизонта по местным признакам Описание

Слайд 9

Подсказка 1 Вы находитесь у старой заброшенной церкви. Изучив способ определения сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к следующему этапу задания.

Слайд 11

Следующее задание находится в 4 км на юг Изучив способ определения сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к следующему этапу задания. Подсказка 2

Слайд 13

Следующее задание находится в 3 км на юго-восток Изучив способ определения сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к следующему этапу задания. Подсказка 3

Слайд 15

Следующее задание находится в 2 км на северо-восток Изучив способ определения сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к следующему этапу задания. Подсказка 4

Слайд 17

Следующее задание находится в 5 км на север Изучив способ определения сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к следующему этапу задания. Подсказка 5

Слайд 19

Следующее задание находится в 2 км на северо-восток Изучив способ определения сторон горизонта с помощью имеющегося признака, вы сможете перейти к следующему этапу задания. Подсказка 6

Слайд 21

Следующее задание находится в 3 км на восток Подсказка 7

Слайд 22

Молодцы! Вы успешно справились с заданием!

Слайд 23

- Я сегодня узнал… - Я научился… - Я разобрался… - Я понял… - Мне было сложно… - Я справился… - У меня вызвало затруднение…

Слайд 24

Компетентностно -ориентированный результат - это способность и стремление действовать сообща с участниками команды для достижения общей цели.

Слайд 30

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»

Дополнительная  общеобразовательная программа "ЮИД"  расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука туриста"

Лето - пора для отдыха и развлечений. Дети не должны скучать, а должны продолжать развиваться. В этом поможет лагерь дневного пребывания и кружковая деятельность, организованная на его базе.Программа ...

Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»

Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...

Проект "Дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-экологи»"

Актуальность проекта по созданию и внедрению программы «Юные туристы–экологи»,  определяется необходимостью изучения начального (базового) уровня туристско-экологической  д...