Литературный вечер "Друзья мои, прекрасен наш союз!"
материал (6, 7, 8 класс)
Данная разработка посвящена годовщине открытия Царскосельского лицея, блистательному пушкинскому набору, первым директорам и преподавателям, заложившим краеугольный камень в образование юношей, способных к государственной службе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий 2
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
"ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!" (Пушкинский лицей)
В подготовке и проведении литературно-музыкальной композиции принимали непосредственное участие лицеисты школы (учащиеся 10 и 6 классов). Пушкинский Царскосельский лицей впервые принял 30 мальчиков в возрасте 12 лет (это возраст наших шестиклассников), а из стен этого учебного заведения вышли возмужавшие юноши, полные надежд и мечтаний принести пользу своему Отечеству (думаем, что их чувства близки нашим старшеклассникам).
Надеемся, что ребята, которые готовили данное мероприятие не только получили определенный объем информации (знакомство с лицейской лирикой А.С. Пушкина и его друзей), не только получили навыки выразительного чтения, навыки обобщения и систематизации литературного материала, но и оценили важность, ценность дружеского участия в жизни человека.
В то время, когда молодой человек определяет свои жизненные ориентиры, хотелось бы, чтобы он выбрал объектом для подражания не киногероев с накаченными бицепсами, не "упакованных" дельцов, а у него были более высокие, нравственные ориентиры.
Надеемся, что знакомство с Пушкинским выпуском заставило задуматься каждого: а как же у меня, у нас есть и будет, что ребята прониклись чувством гордости и ответственности за то, что носят звание лицеистов. Пример дружбы, которую пронесли через всю жизнь одноклассники Пушкина, которая была опорой в их жизненных невзгодах, давала им силы, вдохновение для творчества является тем ориентиром, "маяком", который поможет и нашим учащимся.
I. ЗВУЧИТ 1 ЧАСТЬ КОНЦЕРТА №2
для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова, на фоне музыки слова:
II. ВСТУПЛЕНИЕ: Юноши-старшеклассники:
1. История одного класса… Класс как класс – 30 человек, мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывавшие.
2. История друзей… Наверное, многих она заставила задуматься: а как же у меня, у нас все было и будет? И нам, которым ЖИТЬ, нужно познакомиться с одним классом, который уже прошел по жизни. Прошел много лет назад.
3. Важно ли, когда, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? 100, 200 лет назад?
4. Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?
5. Пересекают ли они свою страну на поезде, самолете или в карете, на почтовых лошадях?
6. Носят ли джинсы или камзолы, треуголки?
7. Конечно, любая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль… Но сколько общего! Разве они не любили, не мечтали, как мы?
8. Разве мы, современники космических ракет и цветного телевидения, если б вдруг были допущены на один из древних «традиционных сборов» лицеистов, не нашли бы, о чем поговорить, о чем спросить тех ребят, а они – нас?
9. И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше СЕГОДНЯ и ИХ ДАЛЕКО. Соединяем, и сразу же по цепи «бежит ток», и становится ясно то, что именуют « связью времен», - и огромного исторического расстояния как и не бывало, и мы уже рядом с теми лицеистами, а они – с нами.
10. Мы на том, далеком, конце «цепи» видим одноклассника необыкновенного, юного чародея, которому подвластно все: «и небо содроганье, и горних ангелов полет» - ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать, ибо тот славный юноша, тот веселый одноклассник легко и просто ведет за собой всех своих друзей в историю, в будущее.
11. Пушкинский выпуск… Пушкинский лицей… «Люди 19 октября»… Вот о каком классе будет идти рассказ, вот, кто наши герои. Их дела, дружба, их радость, их печаль, их мысль, может, станут нашими.
12. Именно потому мы приглашаем нашего современника отправиться совсем недалеко –на два века назад – первые десятилетия 19 века.
ВСЕ: ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ, МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ!
3. ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ
«МЕТЕЛЬ» Г. Свиридова.
4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Старался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: Нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
5. ОТКРЫТИЕ ЛИЦЕЯ: Девушки-старшеклассницы:
1. Если мысленным взором искать на карте России литературные урочища, то Царское Село, воспетое лучшими поэтами названное «городом муз», придет на ум едва ли не первым.
2. 19 октября 1811 года открылся в России первый Царскосельский лицей. Он был расположен в одном из красивейших городов Петербурга, в самой резиденции императора.
3. Лицей был создан по желанию Александра 1, который хотел воспитать генералов и министров в двух шагах от собственного дворца. Он, по крайней мере поначалу, не возражал против вольнодумства.
4. Лицей создавался, когда устанавливалась новая Россия, когда призывались к историческому служению Отечеству новые люди. Их было нужно найти, вырастить и воспитать. Требовались деятели общенационального масштаба. На Лицей возложены великие надежды, и потому в него было вложено почти все лучшее, что имела культурная Россия.
5. Благословляла Лицей осенью 1811 года вся официальная (впрочем, и неофициальная тоже) Россия: царь и царская семья, высшее духовенство, члены Государственного Совета и министры.
6. Юноша:
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь открыл для нас чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
7. 30 мальчиков напутствовались на учение и на служение. Первый лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных дворянский детей. Им было по 12 лет.
6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЮНЫХ ЛИЦЕИСТОВ:Мальчики-шестиклассники:
1. Антон Дельвиг. Родился 6 августа 1798 года в семье обедневшего эстляндского барона. До поступления в лицей учился в частном Московском пансионе.
Девушки-ведущие:
- Добродушный, медлительный, ленивый фантазер.
2. Иван Пущин. Родился в 1798 году в Москве. Познакомился с Пушкиным до поступления в лицей. Наши кельи располагались рядом, мы в свободное время подолгу беседовали обо всем на свете.
- Справедливый, спокойный, уравновешенный весельчак.
3. Вильгельм Кюхельбекер. Родился 10 июня 1797 года в семье немецкого аристократа, директора Павловска, имения Павла1. Семья долгое время жила в Эстляндии, где учился в частном пансионе до поступления в Лицей.
- Восторженный, долговязый, одержимый стихами, нелепый и трогательный.
4. Александр Пушкин. Родился в Москве 6 июня 1799 года в семье отставного военного Сергея Львовича Пушкина.
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры,
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя в миниатюре.
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье …
Не глуп, говорю не стесняясь,
Никогда не было болтуна
Надоедливее и крикливее, чем я…
У меня свежий цвет лица
Русые волосы и кудрявая голова.
- Удивлял всех остроумием и живостью, прекрасным знанием французского языка, за что получил кличку Француз.
#1047;ВУЧИТ КОНЦЕРТ №4 «Зима» из «Четырех времен года» Вивальди.
8. САДЫ ЛИЦЕЯ (музыка служит фоном): Слайды.
1. Девушка-ведущая: Каким он был, этот поэтический зеленый городок? Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды (озера, пруды, протоки, фонтаны), стройные дворцы, причудливые беседки, белеющие среди ветвей мраморные статуи – все будило в лицеистах фантазию, вдохновение, творчество.
2. Юноша-ведущий: С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наряды
Его ленивою водой.
А там, в безмолвии, огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги,
Не сель Минервы росской храм!
Не сель Элезиум полночный
Прекрасный Царскосельский сад?
3. Дворцовый парк, густо населенный статуями мифологических персонажей, рождал ассоциации с Золотым веком, вызывал представление о гармонии, полноте бытия.
4. Навстречу из зелени выходит громада дворца, чтобы поразить стройностью линий, легкостью орнамента, цветными гирляндами, львиными масками, решетками балконов.
И надо всем - яркое, как само солнце, золото куполов… И само солнце, отраженное в оконных стеклах и стекающее вниз по лазоревым стенам дворца. И простое четырехэтажное здание – Лицей.
9. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЛИЦЕЕ:Юноши-старшеклассники:
1. Обычный понедельник … И, может быть в этот день шел дождь. И за окном было сумрачно. И так не хотелось вставать. Но звонил колокол, начинался очередной, самый что ни на есть будничный день. Ибо что может быть будничнее понедельника. И все было известно заранее – встать, одеться, повторить уроки, потом занятия:
2. Шестиклассники перечисляют учебные предметы:– Энциклопедия прав
- политическая экономика
- военные науки
- прикладная математика
- опытная физика
- всеобщая политическая история
- закон божий
- латинский язык
- российская поэзия
- эстетика
- немецкая риторика
- рисование
- фехтование, танцы.
3. Юные лицеисты танцуют вальс.
4. Это не полный перечень того, чему обучали лицеистов.
5. Одного только тогда они (лицеисты) не могли себе представить: почти каждый их день, самый заурядный и скучный, окажется предметом исследования историков.
10. НАСТАВНИКИ:
1. Во главе Лицея были поставлены самые выдающиеся люди, не просто педагоги, а просветители.
2. Василий Федорович Малиновский. Умный, образованный, мечтающий о реформах.
3. Александр Петрович Куницын. Профессор нравственных наук начнет создавать лицеистов с первого же дня
4. Куницыну дань сердца и пера!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
5. Словесник Николай Федорович Кошанский. На его уроках многие лицеисты впервые попробовали свои перья.
6. Инсценировка:
Кошанский: Господа, будем пробовать перья. Опишите, пожалуйста, розу стихами.
А. Дельвиг: Роза ль ты, розочка, роза душистая!
Всем ты красавица, роза цветок.
Вейся, плетися с лилией и ландышем,
Вейся, плетися в мой пышный венок!
В.Кюхельбекер: Цвет моей жизни, о роза, не вянь!
О время сладостной скорби!
Чем удержать тебя, друг мой, постой,
К мысли убийственной не привыкну.
А. Пушкин: О дева – роза, я в оковах,
Но не стыжусь своих оков:
Так соловей в кустах лавровых,
Пернатый царь лесных певцов,
Близ розы, гордой и прекрасной,
В неволе сладостной живет
И нежно песни ей поет
Во мраке ночи сладострастной.
Кошанский: Господа, ваши стихи прелестны. А вам, Пушкин, следует подумать о призвании поэта. А теперь опишите восход солнца в стихах.
Мясоедов: Блеснул на западе румяный царь природы… (смех, возгласы «на западе»).
Пушкин: Можно мне продолжить?
Блеснул на западе румяный царь природы…
И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.(Дружный смех лицеистов).
#1053;аставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
11. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ:
1. Сдав в начале 1815 года публичный экзамен, воспитанники лицея перешли в старшую группу. «Монашеский» режим кончился: за ними теперь почти не следили, и они вдруг почувствовали себя взрослыми. Это был возраст снов, надежд и мечтаний, тот критический возраст, когда «и жить торопятся, и чувствовать спешат». А что за жизнь без самого сокровенного его таинства – любви?
2. Первой любовью поэта была Екатерина Бакунина, сестра товарища по лицею. Пушкин стал скрытен, все больше дичился. На смену прежней резвости пришла меланхолия. Он искал Катеньку везде и всюду, а увидев, встретившись с ней глазами, вспыхивал, смущался и убегал. И ПИСАЛ, ПИСАЛ о том, чего не решался высказать вслух.
3. Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!
4. Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!
5. Везде искал ее следов,
О ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал,
И счастье тайных мук узнал.
6. Все горечи несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу, не слышен ропот мой,
Я слезы лью, мне слезы в утешенье,
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое провиденье,
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя.
7. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
12. ОТДЫХ ЛИЦЕИСТОВ:
1. Девушки-старшеклассницы: На четвертом этаже в длинном коридоре смотрят друг на друга одинаковые двери лицейских «келий». Здесь жили по-спартански. На всем этаже ни одной печи в каждой комнате - лишь узкая кровать, комод, конторка, столик. А вот и табличка на двери под номером №14: « Александр Пушкин». Рядом – «Пущин», напротив: «Кюхельбекер».
2. Не пропускались в Лицее дни рождения. Однажды неизвестно кем был сочинен ХОР по случаю «дня рождения почтенного поэта нашего Алексея Демиановича Илличесвского. (Шестиклассники поют:
Слава, честь лицейских муз,
О бессмертный Илличевский!
Меж поэтами ты туз!
Все гласят тебе лицейски
Криком радостным: «виват!
Ты родился – всякий рад!»)
3. Причудливые тени мечутся по стенам «келий». Затихает шум, кончается день.
Что они чувствовали, о чем думали в эти вечера! Шесть лет… Не было каникул… Редкими были встречи с родственниками. И только друзья. Сколько было переговорено по ночам. Наверное, они говорили по ночам и о Гражданине, и об Отечестве.
4. Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы…
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом,
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом
Владыки! Вам венец и трон
Дает закон – а не природа,
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
4. Лицеистам уготовано еще держать много экзаменов, где они покажут свою гражданскую зрелость. Но один запомнился надолго…
13. ПУБЛИЧНЫЙ ЭКЗАМЕН 1815 года:
Репродукция картины Репина.
1. Из воспоминаний Пушкина: «Это было на публичном экзамене, где присутствовал сам Державин. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Он преобразился весь. Наконец, вызвали меня, и я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе». Я не в силах описать состояние души моей… Голос мой дрожал, отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Державин был в восхищении…
2. 1817 год… Наступают дни прощания. Разумеется, потом, после выхода из лицея, многие будут видеться, переписываться, поэтому прощальное слово относится более всего общему прошлому. Впрочем, кто знает – что готовит судьба «рукой железной»?
14. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ ЛИЦЕИСТОВ:
1. О, где б судьба не назначала
Мне безыменный уголок,
Где б ни был я, куда б ни мчала
Она смиренный мой челнок,
Где поздний мир мне б ни сулила,
Где б ни ждала меня могила,
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей.
2. К моменту окончания Лицея выявлялись и определялись вкусы, наклонности, интересы каждого из лицеистов. Небольшой этот класс оказался способен выдвинуть группу потенциальных государственных деятелей.
3. Он заключал в себе будущего выдающегося дипломата всего русского, может быть, и европейского 19 века – князя Горчакова.
4. И он же, этот класс, выпускает несколько «антигосударственных» деятелей: 7 (почти треть класса) фамилий лицеистов попадут в следственные дела по декабристскому движению, а некоторые станут выдающимися его участниками, рыцарями даже этого рыцарства (Иван Пущин) и, может быть, немного его донкихотами (Вильгельм Кюхельбекер).
5. Один из них – Сильверий Броглио – на подозрении нескольких европейских государств – за связи с карбонариями. Сложил голову, сражаясь за свободу Греции.
6. Первый лицейский класс выдвинул и замечательного боевого генерала – Вольховского.
7. И замечательного мореплавателя, адмирала Матюшкина.
8. И музыканта Яковлева. Исследователи полагают, что мы распеваем сегодня некоторые его романсы, о которых говорят «автор неизвестен».
9. Звучит романс на стихи неизвестного поэта 19 века.
10. Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
#1050; юношам старшеклассникам подходят шестиклассники.
Антон Дельвиг. Начал издавать литературную газету. Служил в Публичной библиотеке. Сочувствовал Французской революции 1830 год. Подвергся грубому допросу Бенкендорфа, что подорвало его здоровье, привело к смерти.
#1042;ильгельм Кюхельбекер. Незадолго до 1825 года вступил в тайное общество. 14 декабря находился на Сенатской площади в рядах восставших. После разгрома был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой.
14. Иван Пущин. Вступил в тайное общество. Один из основателей северного общества. Оставил военную карьеру. 14 декабря находился среди восставших, был осужден на 20 лет каторги.
14. Александр Пушкин. Погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей жены. Ему было 38 лет.
15. Остались его стихи, которые составили славу Лицея, славу всей России.
16. Хвала лицейский! Свят обет
Им день сей праздновать свиданьем,
Уже мы ровно девять лет,
Но связаны воспоминаньем.
И что время нам? Оно
Расторгнуть братских уз не смеет,
И дружба наша, как вино,
Тем больше крепнет, чем стареет!
15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА:
1. 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками.
2. Через шесть лет без малого 29 юношей обучатся, получат аттестаты.
3. Класс как класс. Мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступниками», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читали легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще при жизни стали легендой, преданием.
4. Как без этих мальчишек, без этих 28, без остальных, развился бы не лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы – разве Пушкин стал бы Пушкиным? Без их шуток, похвал, насмешек, писем, помощи, памяти? А они без него, без его мыслей, строчек, веселости, грусти, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился!
5. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село!
ВСЕ: ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
16. Звучит вальс Свиридова в повести Пушкина «Метель»
3.
Сценарий "Друзья, прекрасен наш союз!» (посвященный лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А.С. Пушкина)" 5-10 клас
Мартыненко Елена Евгеньевна ГБОУ СОШ № 1959 «Дети мира»
г. Москва Учитель музыки
Цели: донести до учащихся образ поэта-товарища; показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем несравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов; удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвящённых дружбе.
Оборудование: диафильмы «Пушкин в лицее», «Пушкин и няня», «Пушкин и декабристы», «Пушкин в изгнании», «Пушкин в Михайловском»; аудиозаписи произведений А.С. Пушкина.
Оформление: портрет А.С. Пушкина (под портретом слова «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»); плакаты и выставка «Тесный круг друзей моих», материалом для которой послужат прижизненные портреты и фотографии товарищей Пушкина, репродукции картин, сопровождаемые краткими, но выразительными подписями: (например, под рисунком А.А. Дельвига написать пушкинские строки:
«Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений…»).
Ход вечера
1. Звучат фанфары.
2. Гимн России.
3. Вынос знамени.
1-й ведущий:
Наш милый дом, что на семи ветрах,
Ты всем открыт, и все сюда приходят.
Здесь забываем мы ненужный страх,
И снова в детство ты с собой уводишь.
2-й ведущий:
Нас эти стены словно берегут…
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах.
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам.
3-й ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас сегодня в этом праздничном зале школы № 1959 «Дети мира». Приятно видеть здесь старших гимназистов и младших школьников. Дорогие пятиклассники! Первого сентября вы пришли учиться в школу в необычные классы. Поступая сюда, вы проходили отбор, доказывали своё право обучаться в гимназическом и лицейском классах. И вот сегодня настал торжественный день – День посвящения в гимназисты и лицеисты.
1-й ведущий:
Между лицеями и гимназиями много общего. Оба эти слова заимствованы их древнегреческого языка. Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся ликеем или лицеем.
3-й ведущий:
Лицейское богатство – самая светлая глава биографии Пушкина. Годы, проведенные в лицее, были самыми прекрасными, незабываемыми дорогами дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь Пушкин будет вспоминать о них с нежностью и восторгом:
Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я…
4-й ведущий:
Принятый в лицее распорядок дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время отдыха.
1-й ведущий: Да, режим лицейский очень строг – всех сзывают на урок.
Урок математики в лицее (сценка)
За столами сидят лицеисты (5-6 человек). Входит Карпов.
Карпов: - Добрый день, господа! Сегодня решаем уравнения.
(Всем раздаёт листы, все решают, один Пушкин ничего не делает).
Карпов: - Александр Пушкин, извольте к доске.
(Пушкин выходит, задумывается, трет виски, пожимает плечами).
Карпов: - Пушкин, решайте уравнение!
Пушкин: - Я не умею…
Карпов: - Молчите и решайте, а вы все поспешайте!
(Пушкин мучается у доски).
Карпов: - Я все стою печально и смотрю…
Пушкин: - Но уравнение равно нулю.
2-й ведущий: Да, не ладилось у Пушкина с математикой… А как обстоит дело на современном этапе? Кто важнее – лирики или физики? И что говорят по э
Видео (выдержка из новостей о том, что правительство вмешалось в спор математиков и гуманитариев).
Ролик-интервью с учащимися 5-х классов.
3-й ведущий:
Физики и лирики –
Противостояние.
Да, заслуживает тема.
Нашего внимания.
4-й ведущий:
Физики и лирики –
Это вечный спор,
Интересен и полезен,
Чтоб вести нам разговор.
Спор «Физики и лирики» (сценка)
В разных концах сцены стоят два стола: на одном из них стоит табличка с надписью «лирики», на другом – «физики». Около столов располагаются участники сценки.
Участники поют песню на мелодию песни «Дуэт короля и принцессы» из мультфильма «По следам бременских музыкантов».
Все:
Очень трудная наука математика.
И не всем она дается одинаково.
(Пишет ноль).
Карпов: - У Вас всегда и все нулю равняется. Да, с математикой у Вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте.
Вот Вам единственный совет.
Хор лицеистов: - Но он у нас большой поэт!
(Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин).
Державин:
- Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И от души благословил.
Хочу еще раз все услышать,
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
Ну, Саша, выходи смелей!
(Пушкин встает и читает стихи).
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он по сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(Державин выражает свое почтение Пушкину, а тот в смущении убегает, все кланяются и уходят).
Сердцебиенье – ритм,
Угаданный меж строк,
И строгости здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…
1-й ведущий:
В истории науки и литературы есть множество фактов счастливого соединения художественного и математического талантов. Например, сказки «Алиса в стране чудес» и «Волшебник изумрудного города» написали математики Льюис и Александр Волков.
2-й ведущий:
Александр Грибоедов, автор знаменитой пьесы «Горе от ума», не стал математиком, хотя в Московском университете учился на трех факультетах, в том числе на физико – математическом.
3-й ведущий:
А гений Ломоносова объединил, казалось бы, несовместимые области знаний: химию, поэзию, математику, медицину, физику.
4-й ведущий:
Науки разные нужны, науки всякие важны!
2-й ведущий:
А гимназией или гимнасией в Древней Греции называлось общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно- филологического направления, дающее ученикам классическое общее образование.
3-й ведущий:
Мы приглашаем всех, присутствующих в зале, отправиться совсем недалеко, всего на два столетия назад. Вспомним 19 век, осень, октябрь….
4-й ведущий:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
1-й ведущий:
19 октября 1811 года по повелению Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей. Создатели лицея обращались не только к идеалам античности, но и к русским традициям. Лицей был призван дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. На первый кур лицея по личному выбору императора было принято 30 человек, в числе которых и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Здесь он провел 6 лет отрочества и юности.
2-й ведущий:
Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учёбе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущих идеалами служения России и своему народу.
3-й ведущий:
В лицее изучались дисциплины нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея в Царском Селе.
4-й ведущий:
В лицейской парке у пруда
Вальсирует листва берёз.
И Пушкин с Пущиным вдвоём…
Их листопад почти занёс.
Занёс лицейские мостки,
Занёс скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи…
Вальс (танцует подготовленная пара учащихся).
1-й ведущий:
На первый курс лицея по личному выбору императора Александра I было зачислено 30 человек. В дальнейшем они станут известными людьми своего времени – поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками.
2-й ведущий:
Именно здесь, в стенах лицея, юный Пушкин, про прозвищу «Француз», приобретает самых первых, преданных и верных друзей, среди которых Иван Пущин – «Жано», Вильгельм Кюхельбекер – «Кюхля», Антон Дельвиг – «Тося», Александр Горчаков – «Франт», Иван Малиновский – «Казак», Константин Данзас – «Медведь»…
Ведущий: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.
ДЕЛЬВИГ: Наше главное достоинство – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры..
КОРСАКОВ: Удачи.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви.
ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея. В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":
Чтец:
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.
Ведущий: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
ДЕЛЬВИГ:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
МАЛИНОВСКИЙ: Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.
КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.
ЛИЦЕИСТЫ (взявшись за руки, читают стихи Пушкина):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
ЗвСЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА «ЛИЦЕЙСКИЙ ЭКЗАМЕН" (К 200-ЛЕТИЮ ЛИЦЕЯ)
28 марта 2014
Николаева Е.В., главный методист отдела научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина
Оборудование:
Выставка книг о лицейском периоде жизни Пушкина
Презентация «Лицейский экзамен» (носит иллюстративный характер)
Презентация «Лицеисты - друзья Пушкина»
Список присутствовавших на экзамене 4 января 1815.
Действующие лица
Библиотекарь (или ведущий)
1 чтец (Анненков, биограф Пушкина)
2 чтец (и.о. директора Лицея Гауэншильд)
3 чтец (Александр Пушкин)
4 чтец (Иван Пущин)
Номера-вставки
Два романса на стихи Пушкина (или вальс, полька, мазурка)
Презентация «Лицеисты - друзья Пушкина
Отрывок из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»
Отрывок из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829 г.
Стихотворный диалог А.С. Пушкина и Митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Ход вечера
Библиотекарь.
Библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина располагается здании бывшего Дома губернатора. Особую атмосферу в читальном зале отдела старших школьников создают находящиеся здесь картины: групповой портрет писателей - членов группы «Серапионовы братья» работы петербургской художницы Лидии Сергеевны Давиденковой и картина «Лицейский экзамен» - студенческая работа художника Николая Павловича Сидорова, выпускника Московского художественного института им. Сурикова (мастерская художника Ильи Глазунова). Сейчас Николай Павлович является проректором Московской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
В связи с 200-летней годовщиной Лицея возникла идея узнать побольше о событии, которому посвящена картина, о людях, которые изображены на ней.
Перечислять всех, кто присутствовал на экзамене, нет возможности. Список их приведен в исследовании Мстислава Александровича Цявловского (1883 - 1947) «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина». Вы можете с ними познакомиться. (Пустить списки по рядам).
Помочь войти в атмосферу пушкинского времени нам смогут исполнители романсов на его стихи.
Исполняются романсы.(Или танец).
Библиотекарь
Значение Лицея в своей жизни определил сам Александр Сергеевич.
3 чтец (Пушкин)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Библиотекарь
Действительно, как поэт, как личность и как гражданин Пушкин родился в Лицее. И событием, с которого началось признание его поэтом, явился переходный экзамен. Именно это событие отображено на картине.
«Пушкин пробыл в Лицее с октября 1811 года по июнь 1817-го. Он поступил туда ребенком с туманными, но уже острыми литературными стремлениями, влечениями, задатками, а вышел поэтом, в котором творчество било ключом могучим и радостным. В Лицее он написал 130 стихотворений, из которых многие были тогда же напечатаны. Крупнейшие писатели того времени прислушивались к стихам лицеиста». - Так писала автор одной из самых интересных биографий Пушкина Ариадна Тыркова-Вильямс. (Показывает двухтомник Тырковой-Вильямс).
Первый, пушкинский, выпуск Лицея был самым блестящим. Это не удивительно. Внимание ему уделялось на самом
высоком уровне. Россия тогда отчаянно нуждалась в образованных государственных деятелях.
Император Александр I,
и его воспитатель швейцарец - республиканец, приверженец идей Просвещения Фредерик Сезар Лагарп
и государственный деятель, реформатор Михаил Михайлович Сперанский - вот три человека, чьими стараниями был создан Лицей. В этом учебном заведении должны были учиться братья императора Александра, что, разумеется, сказалось на уровне образования и воспитания. В частности, когда вся Европа воспитывала даже джентльменов с помощью розги, в Лицее были запрещены телесные наказания.
О том, как Пушкин был определен в Лицей, читаем у одного из первых его биографов Анненкова. (Берет с полки и показывает аудитории книгу Анненкова, затем передает ее 1 чтецу)
1 чтец (Анненков). (держит в руках книгу Анненкова)
«Между тем приблизилось время общественного образования для Пушкина. Глаза всех родителей обращены были тогда на Иезуитский коллегиум, существовавший в Петербурге и приобретший известность в деле воспитания.
Мать поэта Надежда Осиповна Пушкина (урожденная Ганнибал, внучка любимца Петра I Ибрагима Ганнибала, «прекрасная креолка»; 1775 - 1836) и отец поэта Сергей Львович Пушкин (1767 - 1848)
Пушкины нарочно ездили в Петербург для устройства этого дела и переговоров с директорами заведения, когда положение об открытии Царскосельского лицея совершенно изменило планы их.
Директором лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, с которым, как и с братьями его, Сергей Львович находился в дружеских сношениях. При помощи его, а особенно при содействии А.И. Тургенева, горячо принявшегося за это дело, двенадцатилетний Пушкин был принят в счет тех 30-ти воспитанников, из которых, по положению, должен был состоять весь лицей. ...12 августа 1811 года Пушкин, вместе с Дельвигом, выдержал приемный экзамен и поступил в лицей. Изветно, что месяц и число открытия лицея (19-го октября) часто встречаются в стихотворениях Пушкина...»
Список воспитанников лицея был утвержден Александром I 22 сентября 1811г.
Открытие Императорского Царскосельского лицея состоялось 19 октября 1811.
А в январе 1815 прошли публичные переходные экзамены из младших классов в старшие. Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский к тому времени уже умер (23 марта 1814). Исполнял обязанности директора Федор Матвеевич фон Гауеншильд. Лицеисты его не любили и не уважали, однако у него были свои заслуги. Так, он перевел с рукописи на немецкий язык «Историю России» Карамзина.
Федор (Фридрих-Леопольд-Август фон Гауэншильд (1780 - 1830) - профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее. Австрийский подданный. В 1814 - 1816 исправлял должность директора Лицея.
Для экзамена по русской словесности лицеисты готовили заранее прозаические и стихотворные сочинения, которые были посланы на рассмотрение министру просвещения графу Разумовскому. Из стихотворных сочинений для чтения на публичном экзамене были выбраны стихи Александра Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». Идею стихотворения подсказал Пушкину преподаватель российской и латинской словесности Лицея Александр Иванович Галич, «ободряющий его на поприще, им избранном». (Как писал Пушкин в своем дневнике 17 марта 1834 г.)
Галич пользовался любовью и уважением лицеистов. Обращаясь к нему, Пушкин говорил:
Нет, добрый Галич мой!
Поклону ты не сроден.
Друг мудрости прямой,
Правдив и благороден.
В октябрь - ноябрь 1814 г. была написана первая редакция стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (без двух последних строф), в декабре того же года - вторая редакция.
22 декабря 1814 года в газете «Санктпетербургские новости» появилось объявление.
2 чтец (и.о. директора Лицея Гауэншильд):
«Императорский царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числ будущего января месяца, от 10 часов утра до 3 пополудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».
Библиотекарь:
В начале января 1815 года состоялась репетиция публичного экзамена в присутствии графа Разумовского. Пушкин читал свои «Воспоминаний в Царском Селе».
«4 января прошли переводные экзамены лицеистов «младшего возраста» в «старший» по «закону Божьему», логике, географии, истории, немецкому языку, нравоучению. Яковлев читает свое рассуждение «О причинах, охлаждающих любовь к отечеству», а Илличевский - «О цели человеческой жизни». На экзамене присутствуют официальные лица, родственники и знакомые лицеистов (их список вам предоставлен).
«8 января состоялись переводные экзамены лицеистов «младшего возраста» в «старший» по латинскому языку, французскому, математике, физике, российскому языку. Пушкин «с необыкновенным оживлением» читает свои «Воспоминания в Царском Селе». Растроганный Державин хочет обнять юного поэта, но он убегает. На экзамене присутствуют официальные лица, родственники и знакомые лицеистов (их список также у вас есть).
Мы не сможем перечислить всех, кто присутствовал на экзамене 8 января 1815года в Лицее, но назовем некоторых из них. Это были:
Гаврила Романович Державин, поэт
Граф Алексей Кириллович Разумовский, министр Просвещения.
Ректор Петербургской Духовной академии, в дальнейшем Митрополит Московский Филарет (Дроздов).
В дальнейшем меду Митрополитом Филаретом и Пушкиным завяжется своеобразный стихотворный диалог.
В тяжелую жизненную минуту Александр Сергеевич напишет стихотворение «Дар напрасный...».
Исполняется стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Взволнованный отчаянием, прозвучавшим в словах великого поэта, Митрополит Филарет пишет ему стихотворный ответ:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Александр Сергеевич отвечает ему «Стансами»:
В ответ митрополиту Филарету "Стансы" А.С. Пушкин
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
(Фрагмент экспозиции музея-Лицея)
Присутствовали на экзамене наставники Лицея, среди них блестящий молодой преподаватель Александр Петрович Куницын, произнесший при открытии Лицея вдохновившую всех речь об общественном благе, преподаватель французского языка Давид Иванович де Будри, брат знаменитого деятеля Французской революции Марата.
Были на экзамене и родственники некоторых лицеистов, в том числе и отец поэта Сергей Львович Пушкин.
И, наконец, все лицеисты. - Их было уже 29, а не 30, т. к. Гурьев был уже отчислен за дурное поведение (точнее, за доносительство на товарищей).
Сегодня мы расскажем о некоторых из тех лицеистов, которые были друзьями Пушкина.
Презентация 18 школы о друзьях Пушкина.
Библиотекарь:
Среди бумаг Пушкина сохранилась так называемая «программа автобиографии» (примерно 1830-ые годы). Под 1815г. Значится: «Известие о взятии Парижа. Экзамен, Державин».
Из всей автобиографии поэт рассказал только о встрече с Державиным.
Пушкин вспоминал:
3 чтец (Пушкин):
«Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы заволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Ц[арском] С[еле]», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... - Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...»
Библиотекарь: (показывает книгу И.И. Пущина «Записки о Пушкине», затем отдает ее 4 чтецу)
У Ивана Пущина в его «Записках о Пушкине» (Уточнить) читаем:
4 чтец (Пущин): (по книге)
«На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали».
Юрий Михайлович Лотман (1922 - 1993), крупнейший филолог, пушкинист.. Широко известна его книга «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин: комментарий» (1983).
Библиотекарь:
Юрий Михайлович Лотман, вполне уже понимая значимость события, писал, что первое посвящение Пушкина в поэты произошло на публичном переводном экзамене 8 января 1815 г.
«В лицейской зале в этот день встретились величайший русский поэт XVIII в., которому осталось лишь полтора года жизни, и самый великий из русских поэтов вообще.
...Сам Пушкин описал позже эту встречу, соединяя юмор с лиризмом».
Что касается описания Державина, сделанного Пушкиным, то «Строки эти писались почти в то же время, что и портрет старой графини в «Пиковой даме»: «Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами... В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли»... Совпадение это не случайно: в обоих случаях Пушкин рисует отошедший уже и отживший свое XVIII век, как бы сгустившийся в лице одного человека».
Как видим, Пушкин воспринял встречу с Державиным с большим волнением. Могло ли случиться так, что из его сознания выпал тот факт, что Державин все-таки обнял его, как пишет об этом Пущин? Пушкин ведь был очень эмоционален.
Анненков описывает случай из детства Пушкина, когда обнародование его сочинений вызвало такую же реакцию - бегство из комнаты:
Предположительно, художник Ксавье де Местр (1763 - 1952). «Пушкин-ребенок»). 1801 - 1802.
1 чтец (Анненков):
«Г-н Макаров рассказывает стыд и замешательство молодого Пушкина, когда в доме графа Бутурлина, по разнесшейся молве о поэтических его дарованиях, к нему приступили все жившие там девушки с альбомами и просьбами написать что-нибудь. Какой-то господин прочел русское четверостишие Пушкина, и, для большей торжественности, ударял на «о». Мальчик только успел сказать: «Ah, mon Dieu!» - и убежал без памяти в библиотеку графа, где долго еще не мог прийти в себя. Эта сцена повторилась в жизни Пушкина, но судьей был тогда Державин, слушателями все наставники лицея и публика, собравшаяся на экзамен, а читанное произведение («Воспоминание в Царском селе») носило уже признаки зарождающегося таланта».
Библиотекарь:
Отец поэта добавил в своих воспоминаниях некоторые сведения. Читаем у Анненкова:
1 чтец (Анненков):
«После экзамена был торжественный обед у министра народного просвещения, графа А.К. Разумовского, на который и Сергей Львович получил приглашение. Державин находился тут же. За обедом граф Алексей Кириллович, обращаясь к Пушкину, заметил: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе». - «Оставьте его поэтом!» - пророчески и с необыкновенным жаром возразил Державин».
Библиотекарь:
Интересно, что Пушкин собирался написать продолжение «Воспоминаний в Царском Селе». Анненков сообщает о сохранившемся отрывке из лицейских записок Пушкина (вероятнее всего, 1815г.) и приводит отрывок за 10 дек.:
3 чтец (Пушкин):
«...Третьего дня хотел я написать ироическую поэму «Игорь и Ольга».
Летом напишу я «Картину Царского Села».
Картина сада.
Дворец. День в Ц(арском) С(еле).
Утреннее гулянье.
Полуденное гулянье.
Вечернее гулянье.
Жители Царского Села».
Библиотекарь:
Возможно, в "Картине Царского Села» Пушкин изобразил бы себя. Он сделает это позже, когда будет работать над романом «Евгений Онегин».
О Пушкине-лицеисте читаем в черновом оригинале строф 8 главы «Онегина» о лицее:
3 чтец (Пушкин):
В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно «Елисея»,
А Цицерона проклинал,
В те дни, как я поэмой (?) редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор,
Когда порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
Когда в забвенье перед классом
Порой терял я взор и слух,
И говорить старался басом,
И стриг над губой первый пух,
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.
Библиотекарь:
Кстати, эта «прелестная дева» присутствовала на экзамене 8 января 1815 года. Звали ее Катенькой Бакуниной.
Библиотекарь:
Однако еще в Лицее Пушкин составил свой портрет, но только на французском. Речь об этом пойдет на следующей встрече.
Библиотекарь:
Мы имеем возможность увидеть, как выглядел Пушкин лицейского периода. Сохранился рисунок «мягким итальянским карандашом и пастелью, подкрашенный прозрачной акварелью. Он исполнен, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования и гувернером Сергеем Гавриловичем Чириковым. Нежные тона, мечтательная поза, задумчивое выражение лица юноши - весь его облик проникнут каким-то особенным благородством, чистотой и ясностью помыслов. По чувству благоговейного уважения к своей модели, вложенному художником в работу, можно предположить, что она была сделана вскоре после общественного признания Пушкина поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года. Это интимный, несколько идеализированный камерный портрет, характерный для любительской альбомной графики эпохи сентиментализма».
«Странность же одежды мальчика на акварели - ночная рубашка и халат или куртка - можно объяснить тем, что его зарисовали в лазарете во время болезни. Было несколько случаев болезни Пушкина, когда его навещали товарищи и Чириков. Пущин вспоминал:
4 чтец (Пущин):
«Нельзя не вспомнить сцены, когда Пушкин читал нам своих «Пирующих студентов». Он был в лазарете и пригласил нас послушать эту пиесу. После вечернего чая мы пошли к нему гурьбой с гувернером Чириковым».
Библиотекарь:
Лицейские прозвища Пушкина были: «француз» и «обезьяна», или даже «смесь обезьяны с тигром». Позже Грибоедов назвал его «мартышкою». Но художник увидел мечтательность и склонность к размышлениям.
Алекс ей Демьянович Илличевский. «Лицеисты под окнами булочной». Карикатура из журнала «Лицейский мудрей». 1815
Другую сторону натуры своего соученика заметил Олосенька Илличевский. «Недавно было сделано предположение о том, что на одной из карикатур Илличевского в журнале «Лицейский мудрец» 1815 года изображен и Пушкин. На картинке «Лицеисты под окнами булочной» нарисован немец булочник, которого дразнят четыре подростка в форменных одеждах. В фигуре справа у окна узнан Пушкин. Находка очень вероятна и любопытна: есть сходство в абрисе профиля с ранними автопортретами поэта. Мы видим длинные курчавые волосы и какой-то особый артистизм в раскоряченной издевательской позе, жестах и ужимках юноши». (Хотя изображение очень условно, но в нем зримо отобразился дух лицейского братства).
Первый из известных автопортретов Пушкина - так называемый автопортрет «в круге». Возможно, он относится к 1817-1818 гг. (Есть сходство с изображением на карикатуре Илличевского «Лицеисты под окном булочной»)
Вскоре после экзамена Пушкин посылает Державину свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», собственноручно им переписанное.
Но и другие поэты заметили Пушкина. В Москве Жуковский с восхищением читает друзьям полученное В.Л. Пушкиным из Царского Села в рукописи стихотворение Пушкина «Воспоминание в Царском Селе». Позже (май-июнь) он посетит Пушкина в Царском Селе. «В.А. Жуковский в письме П.А. Вяземскому 19 сентября 1815 года так описал свою первую встречу с юношей Пушкиным: «Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому гиганту, который всех нас перерастет».
На экране вы видите литографический портрет Василия Андреевича Жуковского работы хужожника Ермолая Ивановича Эстеррейха 1820 года с дарственной надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму "Руслан иЛюдмила", 1820, марта 26, Великая пятница". Портрет этот сопровождала Пушкина до конца жизни и осталась висеть в его последней квартире на Мойке, 12.
Литография Е. Эстеррейха сохранила облик Жуковского лучшей поры его жизни.
17 апреля 1815 года в московском журнале «Русский музеум» (ч. Вторая, №4, с. 3-9) публикуются «Воспоминания в Царском Селе». Подпись: «Александр Пушкин».
При публикации дается сноска: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, которого талант так много обещает. И(здатель) М(узеума)». Это было первое произведение Пушкина, появившееся в печати за полной его подписью.
Послушаем же стихи, показавшие России, что у нее появился великий поэт.
Исполняется отрывок из «Воспоминаний в Царском Селе» 1814 г.
Библиотекарь.
В 1829 году Пушкин пишет еще одно стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», и это уже размышления зрелого человека. Послушаем отрывок из него.
Исполняется отрывок из «Воспоминаний в Царском Селе» 1829 г.
Библиотекарь.
Из этого стихотворения видно, что какими высокими считал Александр Сергеевич те принципы, которыми руководствовались лицеисты. Отступив от них в своей жизни, он чувствует себя блудным сыном Евангелия, напрасно расточившим духовное богатство, выделенное ему Отцом. И нет для него большего счастья, чем возвращение к идеалам дружбы, бескорыстной любви, уважения к Просвещению и человеческой личности.
На память о нашей встрече мы подготовили вам небольшие подарки. Для каждого участника встречи подготовлены буклеты, посвященные теме «Лицейский экзамен 1815 года», где содержится информация о библиографии по данной теме. Газета, подготовленная силами учащихся 9-а класса школы №18 будет находиться на выставке у читального зала обслуживания юношества.
учит «Вальс Г.В.Свиридова. Гасятся свечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция «Друзья мои, прекрасен наш союз…»
Сценарий включает в себя информацию о лицейских друзьях Пушкина и стихотворения Пушкина, посвящённые друзьям....

Литературная композиция "Друзья мои, прекрасен наш союз!"
Литературная композиция о друзьях А.С.Пушкина по Лицею. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200- летию открытия Лицея "Друзбья мои, прекрасен наш союз"
Такая форма даёт возможность использовать силу воздействия литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, развитие чувства прекра...
Литературная композиция "Друзья, прекрасен наш союз!"
сценарий Литературной композиции "Друзья, прекрасен наш союз!" ,посвященной Дню Лицея...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Внеклассное мероприятие. Литературно–музыкальная композиция «Прекрасен наш союз… » (для учащихся 6 класса)
Это мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, огромном значении лицейского периода в жизни поэта....

Литературная композиция «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Дружба - одна из величайших ценностей в жизни человека. А.С. Пушкин, его судьба и стихи показывают нам истинную ценность дружбы и её значение для каждого человека....