Игра-вертушка "Мои - права"
методическая разработка (7 класс)

Бабинцева Наталья Сергеевна

Внеклассное занятия с учащимися 7 класса по "Конвенции по правм ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnek.mer-iya._moi_prava.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа  № 46»

Внеклассное мероприятие:

игра – вертушка «Мои права»

в 7 классах

                                                                                                       Бабинцева Н.С.

                                                                                                      учитель истории и         обществознания

Г. Улан-Удэ

2022 г.  

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.

            Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и        обязанностей.

            Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.

           Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

 Подготовительная работа с детьми:

                             каждый класс предоставляет команду из 5 учащихся.

Оборудование: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, маршрутные листы, презентация «Мои права».

Ход мероприятия:

Орг. момент.

Игра Вертушка

Подведение  итогов

Команды 7 а.б,в,г.д. классы  представляют свою команду (название команды придумывают сами) .

- Сегодня мы поговорим о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы, понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

И сейчас давайте проверим наши знания о правах человека.

Как вы думаете, что такое право?

Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Какие документы определяют права человека, ребенка?

«Всеобщая декларация прав человека» – это основные принципы, к которым стремится каждое государство.

- Права детей определяет  "Конвенции о правах детей".

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вмести с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. Если в точности соблюдать всё, что в них записано, то кошмар и неразбериха на Земле незамедлительно прекратятся. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми  её статьями.

Сегодня  мы  проведем  игру-вертушку «Мои права»  узнаем, как хорошо вы их знаете, и не забудем об обязанностях.

 Каждая команда  должна  посетить  6 станций:

Станция     «Правовая» - на этой станции  вы должны назвать как можно больше  прав человека, за каждый правильный  ответ 1 балл;

Станция  «Имею право  на отдых»- каждый человек имеет право на отдых вы можете  выбрать, как вы хотите  отдохнуть – спеть веселую песню про дружбу или нарисовать  интересную картинку  про   активный отдых, или заняться  спортом, за правильное и качественное выполнение задания до 5 баллов.;

Станция «Насилие над  личностью» - на этой  станции вы выбираете и разбираете  определенную ситуацию, объясняете  права и обязанности человека, за правильно разобранную ситуацию до 5 баллов;

Станция «Нет прав без  обязанностей» - на этой станции  вы выбираете  5 вопросов  теста и отвечаете на них;

Станция «Права у сказки» - вы должны отгадать о каком  герое  из сказки  говорится в описании  ситуации;

Станция «Права в  пословицах» - вам будет предложено на  выбор пять пословиц вы должны определить, под какое право человека она подходит и  вспомнить в какой статье Конвенции о правах детей  закреплено это право.

Каждой команде выданы  маршрутные  листы, согласно которым  вы  проходите по станциям

На прохождение  каждой  станции  дается  5 минут

   

             

Маршрутный  лист

      команда  №      -        класс

Название  команды__

_________________________

Название  станции

Оценка

Баллы

Станция

«Правовая»

За каждый правильный ответ 1 б., но не более 10

Станция «Имею право на отдых»

За выполненное  задание  не более 5 б.

Станция «Насилие над личностью»

За правильно разобранную ситуацию не более 5 б.

Станция «Нет прав без обязанностей»

За каждый правильный ответ теста 1 б., но не более 5 б.

Станция «Права у сказки»

За каждый правильный ответ 1 б., но не более 5 б.

Станция «Права в пословицах»

За каждый правильный ответ 1 б., но не более 5 б.

Итого

ПРОТОКОЛ   распределения  баллов

Класс

Название  команды

Полученные баллы

5

Команда  № 1

5

Команда  № 2

6

Команда  № 3

6

Команда  № 4

7

Команда  № 5

7

Команда  № 6

Станция     «Правовая»

Какие же права есть у всех детей мира?

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

 Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Станция  «Имею право на отдых»

Имею право  рисовать

Имею право  петь

Имею право заниматься  спортом

Станция «Насилие над  личностью»

Ситуация "Насилие над личностью "

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

-  Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

-  Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын: -  Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

-  Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

-  Это проявление жестокости, папа.

Учащиеся  обсуждают действия сына. Обязанности сына.

Ситуация "Чужое письмо"

Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?

Ира: Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.

Ира: Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем  находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.

Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Ситуация "Громкая музыка"

Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля: Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.

Степа: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче - пусть все послушают!

Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.

Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.

Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.

Я хочу услышать ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг?

Станция «Нет прав без обязанностей»

Тест о правах ребенка

1.  Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет;

б) с момента рождения до 10 лет;

в) с момента рождения до 16 лет

2. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения;

д) независимо от различных обстоятельств.

3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители;

б)родственники;

в) никто;

г) сверстники ребенка.

4.  Ребенок может определять свое отношение к религии:

а)  самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству   других членов общества;

б) по требованию родителей;

в) учитывая религиозные традиции государства;

г) по совету друзей или взрослых людей.

5.  Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

а)  безоговорочно;

б) не имеет;

в) если это не наносит вреда другим людям.

6.  С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в)  после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.

7. Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы Родины;

б) если есть согласие родителей;

в) не могут.

Станция «Права у сказки»

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации - ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами  и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

Эта героиня русских сказок очень хитра и рыжая плутовка. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта.

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы потому что у него избушка лубяная а у нее ледяная, так же претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

личную неприкосновенность

получение бесплатного образования

пользоваться учреждениями культуры

иметь имущество в собственности

неприкосновенность жилища

свободы передвижения

Станция «Права в пословицах»

Пословицы:

1. Любишь кататься – люби и саночки возить.

 (статья 23: право на труд)

2. Грамоте учиться – всегда пригодится.

 (статья 26: право на образование)

3.Правда суда не боится.

(статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

 По заслугам и почёт.

(статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)

 При солнышке тепло, при матери – добро.

 (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

Всякому мила своя сторона.

 (статья 13: право на свободу передвижения)

Дело мастера боится.

 (статья 23: право на труд)

Волка ноги кормят.

 (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)

Делу – время, а потехе – час.

(статья 24: право на отдых и досуг)

10.Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

(статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

Один в поле – не воин.

 (статья 20: право на свободу мирных собраний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...