Познавательно-развивающая игра с элементами квеста «Александр Невский – ярчайший символ России» (методическая разработка)
методическая разработка
Материалы к занятию (приложения, видео) скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_vasina_ov.docx | 55.06 КБ |
2023_regionalnyy_festival_hram_dushi_diplom_2_stepeni_vasina_o.v._metodicheskaya_razrabotka.pdf | 398.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Кирова Калужской области
Муниципальный этап фестиваля детских и педагогических проектов «Храм души»
Познавательно-развивающая игра с элементами квеста
«Александр Невский – ярчайший символ России»
номинация «Методическая разработка»
Автор:
Васина Ольга Владимировна
учитель истории и обществознания
МКОУ «СОШ № 8» г. Кирова
Киров
2022
Содержание
1. Пояснительная записка _______________________________________3-8
2. Сценарий мероприятия _______________________________________8-15
3. Список литературы __________________________________________ 16
Пояснительная записка
В современных условиях глобальных нравственных вызовов и нарастающей международной напряженности воспитание высоконравственного патриотичного гражданина является приоритетным направлением государства и, конечно, системы школьного образования. Человек не рождается с чувством любви и сопричастности к своей Родине. Патриотическое чувство и гражданственность воспитываются в ученике, прежде всего, на примерах ближних, на исторических примерах силы и отваги наших предков. Осознание их великих подвигов, побед и человеческих жертв, чувство гордости за народ своей страны позволяет воспитывать у подрастающего поколения высокий моральный дух, героизм, мужество, формировать их внутреннюю готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Фигура князя Александра Невского – одна из важнейших и ярчайших в истории нашей страны. Жизнь этого великого человека, его блестящий полководческий и дипломатический талант, искусный дар политика, используемый во благо своей Родины, его благочестивые самоотверженные поступки могут служить лучшим примером для подрастающего поколения. Память о жизни и подвигах князя является неотъемлемой частью культурного и военно-исторического наследия России, к которому необходимо приобщать учащихся. Знакомство учащихся с яркими моментами жизненного пути благоверного князя Александра Невского способствует развитию и укреплению чувства патриотизма у учащихся, сопричастности к истории и духовному опыту русского народа.
Полученные знания учащихся о личности князя Александра Невского в начальной школе, на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом», безусловно, должны быть расширены и углублены дополнительными знаниями. Решению этой педагогической задачи способствует проведение внеурочных мероприятий, посвященных Александру Невскому. Методическая разработка предназначена, прежде всего, классным руководителям общеобразовательных школ для проведения внеурочного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Цели:
1) расширить исторический кругозор и знания учащихся о жизни благоверного князя Александра Невского;
2) способствовать осмыслению значимости исторической личности Александра Невского для России;
3) сформировать у учащихся представление о нравственных качествах патриота на примере жизненного пути князя Александра Невского.
Задачи:
1. Образовательные:
- актуализировать и расширить знания о жизни благоверного князя Александра Невского;
- закрепить имеющиеся знания учащихся о знаковых датах и сражениях, связанных с именем князя Александра Невского;
- развивать умение анализировать и применять полученную информацию при ответе на вопрос или выполнении творческого задания;
- расширить представления учащихся о такой нравственной категории, как «патриотизм»;
2. Развивающие:
- повысить интерес к историческому прошлому нашего народа и его культурному богатству через произведения, посвященные Александру Невскому (поэзия, живопись, скульптура);
- развивать исторический кругозор учащихся и формировать интерес к дисциплинам общегуманитарного цикла;
- совершенствовать навыки и умения работы с различными источниками информации (текст, карта, иллюстрация);
- активизировать эмоциональные и интеллектуальные способности с помощью решения квест-заданий;
- совершенствовать навыки групповой работы, умения рационально использовать время.
3. Воспитательные:
- воспитывать гордость за героическое прошлое русского народа, уважение к его историческому прошлому и историческим личностям;
- формировать чувство любви к Родине, гражданской ответственности и сопричастности к истории страны;
- развивать культуру взаимоотношений в групповой работе;
- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Предметные результаты
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Целевая аудитория: 6-8 классы (12-14 лет)
Место проведения: образовательная организация
Время проведения: 60 минут
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, компьютер, стул и шкатулка (для квест-заданий), распечатанный раздаточный материал (приложения), поощрительные грамоты (приложение).
Описание подготовительного этапа:
1. Для активизации интереса к мероприятию за несколько дней до проведения игры можно подготовить силами старшеклассников тематические стенгазеты, посвященные отдельным биографическим эпизодам жизни Александра Невского и заранее разместить их в общедоступный информационный уголок. Также накануне мероприятия в помещении, где будет проходить сбор команд, можно оформить стенд с литературой, посвященной жизнеописанию благоверного князя Александра Невского, оформить пространство информационного уголка тематическими репродукциями картин русских художников.
2. Для реализации игры необходимо заранее определить помещения (зоны) для прохождения станций (всего 5).
3. Необходимо определить ответственных лиц из старшеклассников на каждой станции (всего 5 учащихся), которые будут инструктировать участников при прохождении квест-задания и основного задания, а также записывать его результат в маршрутный лист команды.
4. Определить количество команд (не более 5). Следует учесть, что общее количество участников не должно быть слишком большим. Мероприятие целесообразно провести в одном-двух классах. Оптимальное количество человек от 5 до 10 в команде.
5. Необходимо заранее распечатать необходимый раздаточный материал, также инструкцию по количеству станций, маршрутные листы по количеству команд, грамоты (приложения).
Описание применяемых педагогических методик и обоснование их применения:
Методическая разработка построена на сочетании разнообразных заданий с текстом, иллюстрациями, картой и квест-заданиями, с помощью которых можно отыскать месторасположение основного задания. Использование квест-технологии (в переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений») позволяет учащимся проявить смекалку и логическое мышление, активизирует их мыслительные процессы, интерес и позитивные эмоции. Квест-задание способствует также концентрации внимания перед выполнением основного задания.
Методическая разработка построена на важном для формирования сознания учащихся методе – «личностном примере». Воспитательная сила примера основана на склонности и способности детей любого возраста к подражанию. Учащиеся не имеют достаточных знаний и жизненного опыта, поэтому пример поведения других людей оказывает на них прямое и косвенное воздействие, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции. Воспитательное воздействие примера - это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников.
Действие метода «пример» усиливается демонстрацией документального фильма, заданий с иллюстративным материалом, что способствует формированию целостного представления об образе князя Александра Невского как образца высоконравственного человека, а также оказывает влияние на эмоциональные и эстетические чувства учащихся.
Такие задания, как решение кроссворда и викторина, позволяют закрепить знания учащихся по теме, полученные ими в ходе мероприятия, а также ранее на уроках литературы, истории и из элективного курса «Основы православной культуры».
Используемые в методической разработке педагогические методы и приёмы эффективно дополняют друг друга и позволяют достигнуть поставленных целей.
Риски проведения мероприятия и пути их преодоления:
Риск проведения мероприятия может быть сведен к нулю при своевременной технической проверке работы аппаратуры, правильном планировании маршрута участников и инструктировании задействованных в мероприятии лиц.
В случае, если школа не располагает отдельными свободными помещениями для проведения игры, можно организовать прохождение маршрута в одном большом помещении, например, актовом или спортивном зале, с зонированием помещения по станциям и соблюдением дистанции.
Сценарий мероприятия
Алгоритм действий:
1. Мероприятие начинается со вступительного слова ведущего (учителя).
2. Класс (классы) делятся на команды (не более 5). Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название в соответствии с тематикой мероприятия.
3. Командам демонстрируется видеофильм «Благоверный князь Александр Невский» (ТК «Радость моя», время просмотра – 9:30 минут)
4. Команды получают маршрутные листы и в соответствии с ними переходят на станции для выполнения заданий
5. Подведение итогов и награждение команд
Общее время мероприятия – 60 минут. Продолжительность организационного этапа с демонстрацией фильма - до 15 минут. Время прохождения маршрута по станциям – до 42 минут (смотреть инструкцию по проведению)
Подведение итогов игры - награждение участников и заключительное слово ведущего (учителя) – до 3 минут
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей интеллектуально- познавательной игре, посвященной выдающейся исторической личности - князю Александру Невскому, талантливому полководцу, государственному деятелю и дипломату.
Старинные новгородские летописи оставили нам словесный портрет князя: «Он был высок ростом, силен, строен и прекрасен собою. Голос имел звучный. Кроткий и ласковый в обращении, он невольно внушал уважение к себе своими выдающимися душевными качествами, а некоторых смирял грозой своего гнева и примерного наказания».
Политический и духовный вклад личности князя Александра Невского в историю России трудно переоценить. Многое свидетельствует о большой народной любви и почитании князя, как защитника и небесного покровителя Русской земли.
Именем святого благоверного князя Александра Невского названы улицы и переулки, площади и даже мосты. Во многих городах по всей России установлены памятники в честь князя Александра Невского. Ему посвящены многие православные храмы. Недаром, народное предание гласит: «если в городе есть действующий храм во имя благоверного князя, то в этот город никогда не войдет враг». Церковь возвела князя Александра Невского в ранг святых. В 1725 году был учрежден орден святого благоверного князя Александра Невского, которым награждали и награждают сегодня за особые заслуги перед Отечеством.
Время, в которое правил Александр Невский, для Руси было временем тяжелых испытаний. Не прекращались княжеские междоусобицы, ослабляющие обороноспособность страны. С Востока пришли на Русь полчища монголо-татар, которые разорили в пожарах и разграбили русские земли. Русь попала на несколько веков в зависимость от Золотой Орды. Приходилось платить большую дань, ездить на поклон к монгольскому хану. Если с Востока на Русь двигались орды монголо-татар, то с Запада разоренная монголами Русь стала привлекать внимание западных соседей - немцев, шведов и литовцев. Как правитель Северо-Западной Руси, много сил приложил Александр Невский, чтобы сохранить мир на своей земле. Хорошо продуманная политическая стратегия Александра Невского, которую можно выразит словами: «Западу - меч, Востоку – мир», позволила не только сохранить русские земли и веру, но и накопить народные силы для будущей борьбы за полную свою независимость. Всё, что делал великий князь Александр Невский, было проникнуто желанием верой и правдой послужить Родине, любовью и глубочайшей ответственностью за судьбу своего народа.
Давайте мы посмотрим небольшой фильм, посвященный благоверному князю Александру Невскому, освежим свои знания и узнаем новое об этой удивительной исторической личности. Все, что вы услышите и увидите в этом фильме, даст вам возможность успешно выполнить задания нашей игры. Будьте внимательны!
Просмотр фильма – 9:30 минут (приложение)
Сейчас вы отправитесь в путешествие по станциям, где сможете применить свои знания о князе Александре Невском при решении задач, а, может быть, и открыть для себя что-то новое.
Итак, мы начинаем нашу игру. Сейчас вы разделитесь на команды, придумаете название своей команды и выберите капитана (1 минута на организацию)
Раздача маршрутных листов
Каждая команда сейчас отправляется по своему маршруту. Путь обозначен в вашем маршрутном листе. Вам необходимо будет пройти четыре станции, а одно задание в конце маршрута будет для капитанов, которые смогут улучшить результат своей команды.
На каждой станции вас встретит организатор, который объяснит ваши действия. Вас ждет небольшое испытание - вам предстоит поискать место, где спрятано основное задание. Чтобы справиться с поиском, организатор даст вам карточку-подсказку с зашифрованным словом. Отгадаете слово – найдете место, где находится основное задание.
Помните, что время пребывания на каждой станции строго ограничено – не более 10 минут. Будьте внимательными, собранными и быстрыми. Пройдя все этапы игры, вы возвращаетесь сюда для подведения итогов. Желаю вам удачи!
Инструкция по проведению игры
Станция № 1 «Любители поэзии» (см. приложение № 1)
(время выполнения до 10 минут)
1. Команда получает квест-карточку, разгадав которую находит игровое задание.
(задание заранее кладется организатором в нужное место, команда должна его найти)
Квест-карточка № 1. Расшифруйте с помощью алфавита слово, которое укажет на место расположения игрового задания. (Шифр А1Я33) (зашифрованное слово: «подоконник») |
2. Игровое задание:
Прочитайте отрывки из произведений и определите, когда произошли описываемые события.
Раздаточный материал – отрывки из поэтических произведений
1. Был страшный год, когда все страны
| 2. С тех пор три года миновало Немедля встал он на защиту, |
3. Стоял суровый беспорядок Одни лежали, захлебнувшись Под ними лошади тонули, | 4. Тихо лампада пред образом Спаса горит… |
5. Пронёсся слух - в слиянии Ижоры | 6. Новгород, что было важно, |
Ответ: (всего 6 баллов)
1. 1237 г. 2. 1245 г. 3. 1242 г. 4. 1263 г. 5. 1240 г. 6. 1236 г. - по 1 баллу за каждый правильный ответ
Команда переходит на следующую станцию.
Станция № 2 «Путешественники» (см. приложение № 2)
(время выполнения до 10 минут)
1. Команда получает квест-карточку, разгадав которую находит игровое задание.
(задание заранее кладется в нужное место, команда должна его найти)
Квест-карточка № 2. Распутав клубок букв, прочитайте слово, которое укажет на место расположения игрового задания (зашифрованное слово: «компьютер») |
Раздаточный материал - карточки и карта (по количеству команд)
2. Игровое задание
Перед вами лежит историческая карта и карточки с описанием памятников, посвященных князю Александру Невскому.
Внимательно прочитайте описание каждого памятника и угадайте город, в котором он установлен.
Теперь найдите город на карте, заштрихуйте кружочек и поставьте рядом с ним цифру соответствующей карточки.
Ответ: (Всего 12 баллов)
1. Санкт-Петербург 2. Великий Новгород 3. Переславль-Залесский 4. Городец 5. Псков 6. Киров Калужской области
1 балл за правильное название города и 1 балл за правильное нахождение города на карте
Команда переходит на следующую станцию.
Станция № 3 «Живописцы» (см. приложение № 3)
(время выполнения до 10 минут)
1. Команда получает квест-карточку, разгадав которую находит игровое задание.
(задание заранее кладется в нужное место, команда должна его найти)
Квест-карточка № 3. Отгадав загадку, узнаете слово, которое укажет на место расположения игрового задания (зашифрованное слово: «стул») |
Раздаточный материал – пазлы картины А. Савина
2. Игровое задание (всего 15 баллов)
Перед вами находятся разрозненные пазлы картины художника А. Савина «Александр Невский». Соберите их в единую картину - 5 баллов и ответьте на вопросы организатора.
Вопросы к команде:
1. Назовите битву, изображенную на картине, и точную дату сражения.
(Ледовое побоище/битва на Чудском озере, 5 апреля 1242 года) – по 1 баллу за каждый ответ
2. Какую характерную черту походов крестоносцев хотел подчеркнуть художник, изобразив папского священника в окружении пленных воинов?
(целью походов крестоносцев был не только захват территорий, но и обязательное распространение католической веры на новых территориях, поэтому папа римский посылал в сопровождение войска своих посланников – католических священников) – 3 балла
3. Глядя на изображенную фигуру Александра Невского, предположите, какую знаменитую фразу мог произнести князь в запечатленный на картине момент. (Обратите внимание на детали его облика, позу)
(деталь – меч, обращенный к пленным крестоносцам и поверженным знаменам противника / фраза – «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет») – 5 баллов
Команда переходит на следующую станцию.
Станция № 4 «Эрудиты» (см. приложение № 4)
(время выполнения до 10 минут)
1. Команда получает квест-карточку, разгадав которую находит игровое задание.
(задание заранее кладется в нужное место, команда должна его найти)
Квест-карточка № 4. Разгадав ребус, узнаете слово, которое укажет на место расположения сюрприза (зашифрованное слово: «шкатулка») |
2. Игровое задание Решите кроссворд «Александр Невский» - (всего 16 баллов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 | я | р | л | ы | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 | о | р | д | е | н |
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
| 8 |
| 13 |
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
| н |
|
| 11 | а | п | р | е | л | ь |
|
|
| 4 |
|
|
|
| б |
|
| с |
| 6 |
| л |
| ы |
| о |
|
|
|
| ч |
|
|
|
| и |
|
| к |
| з |
| е |
| ц |
| м |
|
|
|
| е |
|
| 5 | д | р | у | ж | и | н | а |
| к |
| а |
| о |
|
| 2 |
| л |
|
|
|
| г |
|
| й |
| щ |
| с |
| р |
| н |
|
1 | п | р | о | к | о | ф | ь | е | в |
|
|
| и |
| е |
| ь |
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
| р |
| 7 | б | а | т | ы | й |
|
|
|
|
|
10 | с | в | и | н | ь | я |
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 | и | ж | о | р | а |
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительное задание для капитана команды (всего 5 баллов)
1. Что означал обряд «княжеский постриг», который Александр Невский прошел в 4 года? (посвящение в воины)
2. Сколько сражений за свою жизнь проиграл князь Александр? (Ни одного)
3. Что Александр приказал снять своим дружинникам перед битвой на Чудском озере? (железные доспехи)
4. В какой стороне света Александр Невский искал мира для русского народа? (Восток)
5. Кто из российских монархов учредил Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского? (Екатерина I)
Подведение итогов игры. Заключительное слово учителя
Ребята, игра посвященная благоверному князю Александру Невскому заканчивается. Сегодня вы прикоснулись к истории нашей страны, увидели достойный пример отважного воина, проницательного политика, крупного государственного деятеля, глубоко понимающего интересы и нужды своего народа. Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперѐд. Его образ актуален для России и сегодня, спустя восемь веков. Знаменитое выражение Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» является не только предупреждением недругам России, но, главным образом, отражает простую истину - лучше жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, чем на полях сражений. Образ Александра Невского учит нас любви к Родине и самоотверженному труду ради ее процветания. Мы с вами должны знать о заслугах и помнить благоверного князя Александра Невского. Именно таких людей, как он, мы называем настоящими патриотами своей страны.
Награждение команд грамотам
Список литературы
- Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. – 2013 – № 8 – С. 2–5
- Баловнев Д. Треск от копий, звон мечей // Родина. – 2002 – № 3 – С. 38–39.
- Богданов, А. П. Нравственный выбор Александра Невского //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016 – № 7 – С. 3–11.
- Карпов А. Ю. Великий князь Александр Невский (Жизнь замечательных людей). – Москва: Молодая гвардия, 2010 – 329 с.
- Кучкин В.А. Александр Невский – Государственный деятель и полководец средневековой Руси// Отечественная история/ Институт российской истории РАН. – М., 1996 - №5
- Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России – М., 2000
- Ян В.Г. Юность полководца. Историческая повесть из жизни Александра Невского// В.Г. Ян. Собрание сочинений в 4-х т. Т.4, М., 1989
Ссылки на источники произведений (станция № 1):
1. Кончаловская Наталья «1237 год. Разоряя города, шла монгольская орда»/
https://tms.ystu.ru/nat_konchalov.htm
2. Лидер Людмила «Невский – матрица ценностей»/ https://stihi.ru/2011/05/25/6544
3. Симонов Константин «Ледовое побоище» https://rustih.ru/konstantin-simonov-ledovoe-poboishhe/
4. Майков Аполлон «В Городце в 1263 году»/ https://azbyka.ru/fiction/v-gorodce-v-1263-g-majkov-apollon/
5. Новоселов Лев Сергеевич. «Александр Невский. Ледовое побоище»/ https://stihi.ru/2014/06/12/5912
6. Павлова Галина «Александр Невский»/ https://stihi.ru/2021/06/02/5231
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-развивающая РУНГЛИШ-игра
Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку, русскому языку и русской литературе....
Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...
Игра "Что? Где? Когда?" Александр Невский - Сила, Дух и Слава России
Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. Предполагается пропедевтическое ознакомленее с жизнью Александра Невского....
«Святой князь Александр Невский- славное имя России». Классный час, посвященный 800- летию со дня рождения А. Невского.
Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России;воспитывать чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам; способствовать формированию дух...
Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»
Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...
Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»
Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга», посвящен замечательному юбилею — 800-летию со дня ро...
Формирование функциональной грамотности на внеурочном занятии «Опасность с Запада. Александр Невский» (курс ВУД «Россия – моя история», 5 класс)
Задания по функциональной грамотности для использования на занятиях ВУД по истории...