Тема: «Профилактика буллинга в подростковой среде»
методическая разработка (9 класс)
Проблема буллинга сегодня вызывает все большую озабоченность общественности и требует изучения в том числе в рамках психологических исследований в связи с распространенностью данного явления и его опасностью для физического и психического здоровья людей. Практически каждый хотя бы раз сталкивался с насмешками, придирками, угрозами и прочими негативными воздействиями со стороны других людей в процессе взаимодействия с ними. При этом многие жертвы травли попросту умалчивают о происходящем, учебные заведения не придают огласке подобные конфликты, стремясь сохранить свою репутацию, и случаи буллинга замалчиваются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_bullinga_v_podrostkovoy_srede.docx | 168.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
Тема: «Профилактика буллинга в подростковой среде»
Актуальность: проблема буллинга сегодня вызывает все большую озабоченность общественности и требует изучения в том числе в рамках психологических исследований в связи с распространенностью данного явления и его опасностью для физического и психического здоровья людей. Практически каждый хотя бы раз сталкивался с насмешками, придирками, угрозами и прочими негативными воздействиями со стороны других людей в процессе взаимодействия с ними. При этом многие жертвы травли попросту умалчивают о происходящем, учебные заведения не придают огласке подобные конфликты, стремясь сохранить свою репутацию, и случаи буллинга замалчиваются.
Новизна: на сегодняшний день существуют работы, посвященные проблеме буллинга в школе. Однако мы решили изучить эту тему на примере детей 8-9-х классов, проходящих реабилитацию в нашем центре. В этом и заключается новизна нашего занятия.
Целевая аудитория: дети 14- 16 лет.
Продолжительность занятия 40-50 минут.
Форма проведения: дискуссия. Данный вариант мотивируется тем, что эти формы позволяют подростку узнать новые понятия, и, кроме этого, обосновать свое мнение, точку зрения, дать оценку, а также услышать аргументы других участников.
Методы: наглядный метод, словесный метод, практический метод, игровой метод.
Глоссарий:
Буллинг — это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
"Наблюдатель" – человек, который остаётся на нейтральной стороне. Может перейти в разряд агрессоров или защитников.
"Защитник" – человек, поддерживающий жертву и пытающийся оградить её от агрессии.
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей.
Тра́вля — агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения (в том числе с целью вызвать отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. п.).
Жарго́н — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных...
Зависть — это чувство досады, вызванное успехом или благополучием другого человека.
Месть — это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за обиду, оскорбление, ущерб и т. п.
Место проведения: конференцзал
Материалы: ПК, мультимедиа, презентация, раздаточный материал.
Цель: повышение толерантности, тактичности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с определением «буллинг» и его характерными признаками;
2. Научить детей отличать «буллинг» от конфликтов.
Развивающие:
1. Развить уважительное отношение детей друг к другу;
2. Формировать доброту и неравнодушие к окружающим;
3. Совершенствовать навыки межличностного взаимодействия.
Воспитательные:
1. Формировать чувство толерантности и эмпатии;
2. Закреплять способность находить выход из конфликтной ситуации.
Содержательный компонент занятия
Вступительная часть: активизировать детей, знакомить с основным понятием занятия: буллинг, выделять ключевые слова в данном определении, определять проблемы.
Основная часть: реализация основной цели занятия. Знакомство с мотивами буллинга и участниками в данном процессе (с помощью цветового показателя). Использование игрового момента для формирования дружелюбных отношений, эмпатии, обсуждение просмотренного отрывка из фильма «Чучело».
Заключительная часть. Настроить детей на практическое применение приобретенных знаний и умений, полученного опыта в повседневной жизни.
Ход занятия:
1.Вступительная часть (перед тем как занять места, предложить детям взять квадраты бумаги желтого, синего и красного цвета)
Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).
Рис.1
Педагог: что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?
Дети: вариант ответа — это друзья, что-то обсуждают.
Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2):
Рис.2
Педагог: что вы увидели на этом изображении? Какие эмоции оно у вас вызывает?
Дети: вариант ответа- девочка чем-то опечалена
Педагог: теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).
Рис. 3
Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?
Педагог: довольно часто в коллективе, в небольшой группе мы обнаруживаем ситуации, когда над человеком физически и морально издеваются: оскорбляют, унижают, толкают, ставят подножки и прочее. На вопрос: что является причиной такого поведения, часто даётся ответ, что это шутка, игра.
Возможно, не всем известно, что подобное девиантное поведение (отклоняющееся от общепринятых общественных норм) характеризуется как "буллинг". На сегодняшнем занятии мы обсудим проблему профилактики буллинга в подростковой среде.
Педагог: Давайте вы сами попробуете определить главные слова, характеризующие понятие «буллинг».
Дети: варианты - унижение, травля, агрессия, издевательство…
Педагог: что такое буллинг? Это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Буллинг — это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
2. Основная часть.
Педагог: чем же будет отличаться игра от буллинга?
Варианты ответов: всем забавно, весело, никто не обижается, принимают участие все желающие…
Также буллинг надо отличать от обычного конфликта. Сейчас мы выполним с вами задание:
Упражнение «Записочки»
У вас у всех лежат листики, напишите, пожалуйста, на записочках, для вас эта форма работы не новая, не раз удавалось это проделывать на занятиях, не так ли? Вопрос лишь в том, что вы будете сейчас писать…
Вы в записочке напишите какое-то оскорбление, унижение, которое произошло с вами на улице, в классе, в жизни, дома…Пусть это даже будет ЖАРГОН, но цензурное слово или словосочетание! То есть какое – то слово или выражение, которое вас когда - либо обидело…
При этом, мы не обсуждаем, каждый пишет самостоятельно.
Пишем... Кто написал складываем в коробочку… (собрать все записки у детей в специальную емкость).
У меня вопрос к вам: «Какие у вас были ощущения, когда вы писали?»
В 2- х словах. (дети перечисляют.).
Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Чучело»
2. Просмотр фильма «Чучело» (Смотрят отрывок из фильма «Чучело»)
Обсуждение фильма:
1. Давайте попробуем этот сюжет озаглавить.
2. Давайте подумаем, легко ли вам представить себя на месте этой девочки??
Ответы…
Итак, вы говорите: «Представить себя на месте этой девочки легко…»
А быть на ее месте легко?
Не хотелось бы, правда? Очень сложно…
Скажите, какая ситуация казалась вам наиболее близкой? (Ответы…)
Когда «шутили», девочка думала, что вправду шутят…
Повторить текст: «… Я думала они мне рады, а они надо мной смеются…»; «Когда били…»
Скажите, а похожи ли одноклассники Лены Бессольцевой на вас? Ответы…
Какая главная тема фрагмента фильма??
Ответ детей:
Сейчас я пущу по залу коробку, в которую каждый из вас положит квадраты цветной бумаги, которые вы получили в начале нашего мероприятия. Цвет бумаги зависит от следующих критериев:
красный - если вы участвовали в конфликтах;
жёлтый - если вы редко являлись участниками буллинга;
синий - если вы являетесь участником буллинга постоянно.
После сбора квадратов, обратить внимание детей на цветовую гамму, обсудить полученную информацию.
Мотивами буллинга являются: зависть; месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания); чувство неприязни; борьба за власть; нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; самоутверждение; стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; стремление удивить, поразить; стремление разрядиться, «приколоться»; желание унизить, запугать непонравившегося человека.
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети, и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые, и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые закладываются в детях с малолетства; а также развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Педагог: как вы считаете, какие дети чаще всего становятся жертвами травли?
Дети: варианты ответов - с физическими недостатками, с особенностями поведения, с особенностями внешности, с плохими социальными навыками, у которых страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.
В буллинге выделяются следующие категории участников:
"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
"Наблюдатель" – человек, который остаётся на нейтральной стороне. Может перейти в разряд агрессоров или защитников.
"Защитник" – человек, поддерживающий жертву и пытающийся оградить её от агрессии.
Педагог: как вы считаете, можно ли при помощи физического или морального насилия других добиться лидерства?
(ответы детей)
Педагог: давайте немного поиграем в парах. Одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища любым способом, но не причиняя боли.
Обсуждаются не силовые методы: уговоры, хитрость, обман….
Педагог: я вам показала пример, что не всегда вопросы решаются с помощью силы. Нужно учиться договариваться и принимать человека таким, какой он есть.
Педагог: на месте жертвы может оказаться любой из вас. Давайте подумаем, что может повлиять на агрессора.
Дети: предлагают варианты.
Педагог: сейчас я хочу предложить вам игру, которая поможет снизить враждебные реакции и наладить отношения.
Игра называется «Спускаем пар». Сядьте, пожалуйста, в один круг. Любой из вас может сказать остальным, что ему не нравится или на чем он расстроен. Обращаться нужно к конкретному человеку.
К примеру: “Алена, мне обидно, когда ты обсуждаешь меня за моей спиной”. Не нужно оправдываться, если на вас будут жаловаться. Просто выслушайте. Каждому представится возможность “спустить пар”. Если вам будет не на что пожаловаться, то нужно сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар”». Теперь поразмышляйте над тем, что вам сказали. Иногда у вас есть желание и возможность поменять в себе то, что мешает другим, в других случаях это желание может отсутствовать. Что вы услышали такого, что захотели и смогли бы изменить в себе? Вы можете сказать, например: “Я не хочу больше говорить про тебя за твоей спиной”
3. Заключительная часть.
Педагог: сейчас я предлагаю вам составить перечень правил, которые необходимо соблюдать в нашем коллективе.
Дети формулируют свои варианты, которые записывают на ватман. Примеры фраз:
-Выяснять отношения без применения физической силы;
-Говорить друг с другом уважительно;
-Проявлять неравнодушное отношение, если кто-то выясняет разногласия с применением физической силы;
-Иметь терпимость к чужим недостаткам;
-Бережно относиться к чужим вещам и прочее.
Педагог: данный свод правил мы повесим в группе и будем помнить о них и соблюдать. Ведь каждый из нас является уникальной личностью, со своими достоинствами и недостатками, нет плохих и хороших людей. Мы не имеем морального права судить кого-то и вешать на него ярлыки. Единственное, что можем сделать — это проявлять доброжелательное отношение, чуткость и толерантность к тем людям, кто каким-то образом отличается от нас. Давайте мы с вами вырастим цветок толерантности. Вы видите стебель цветка, но на нём нет лепестков. Напишите, пожалуйста, на этих заготовках человеческие качества, которые способствуют позитивному общению (дети пишут на каждом лепестке по одному качеству и приклеивают к стеблю).
Педагог: вот такой цветок толерантности мы с вами сегодня вырастили! Вы большие молодцы!
Рефлексия:
Педагог:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое?
- Что полезного вы возьмёте себе на заметку?
- Что вы чувствовали во время занятия? Опишите одним словом своё состояние.
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за участие. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буллинг в подростковой среде
Данная презентация может помочь педагогам познакомиться с понятие "буллинг". Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Шко...
«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков
laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...
Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"
Создание и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...
Профилактика буллинга в подростковой среде
Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся....
Профилактика буллинга в подростковой среде
Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся...
Тренинг "Профилактика буллинга в подростковой среде"
В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определённые модели поведения, например, поведение «жертвы», подросток следует им всю последующу...
Классный час на тему «Профилактика буллинга в подростковой среде»
Цель: формирование адекватной самооценки личности обучающихся и их поведения, ориентируясь на существующие законы.Задачи: познакомить обучающихся с понятием «буллинг», с типичными особенно...